Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Сальниковой В.Ю.
судей
Козловой Н.И.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 марта 2021 года гражданское дело N2-2049/2020 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 01 октября 2020 года по иску Хлынова Алексея Михайловича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ленинградская областная клиническая больница" о назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Сальниковой В.Ю, выслушав объяснения истца - Хлынова А.М, представителя истца - адвоката Пономарева В.И, Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Хлынов А.М. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга (далее - УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга), Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ленинградская областная клиническая больница" (далее также - ГБУЗ "ЛОКБ") о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязании УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга назначить досрочную пенсию по старости в связи с наличием необходимой продолжительности специального медицинского стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, с момента обращения - с 28.11.2018.
В обоснование заявленных требований указал, что решением УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга N422-06-27547612 от 19.03.2019 ему отказано в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пениях" в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии. С решением пенсионного органа не согласен, считает отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным и необоснованным, поскольку ответчик необоснованно не включил в специальный стаж периоды с 01.09.1998 по 31.08.1999 прохождения клинической интернатуры, с 01.09.2000 по 31.08.2002 прохождения клинической ординатуры и с 11.01.2017 по 31.01.2017 прохождения курсов повышения квалификации, которые, по мнению истца, подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении. Спора в отношении иных периодов истцом не заявлено.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 01.10.2020 признано право Хлынова А.М. на досрочное назначение страховой пенсии согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", на УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга возложена обязанность назначить Хлынову А.М. досрочную пенсию по старости согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 28.11.2018.
Этим же решением принят отказ Хлынова А.М. от иска к ГБУЗ "ЛОКБ", производство по делу в указанной части прекращено.
В апелляционной жалобе УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Со стороны истца Хлынова А.М. представлены возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представители ответчиков не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании пункта 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19.12.2003 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены такого характера существенные нарушения, повлиявшие на результат разрешения спора.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Хлынов А.М. 28.11.2018 обратился в УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга N422-06-27547612 от 19.03.2019 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию в связи с недостаточностью специального стажа.
С учетом устранения на основании решения пенсионного органа N 659151/20 от 20.07.2020 в порядке части 4 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" ошибки в исчислении периодов, подлежащих зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", решением УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга от 21.07.2020 N 1179-06-27547612 специальный стаж истца определен продолжительностью 26 лет 03 месяца 23 дня; в него не были включены спорные периоды: с 01.09.1998 по 01.08.1999 прохождения клинической интернатуры, с 01.09.2000 по 31.08.2002 прохождения клинической ординатуры и с 11.01.2017 по 31.01.2017 прохождения курсов повышения квалификации.
Согласно трудовой книжке истца, 01.09.1998 Хлынов А.М. зачислен в клиническую интернатуру по специальности "травматология и ортопедия" при ФПО СГМА и 01.08.1999 отчислен из интернатуры в связи со сдачей выпускного экзамена и присвоением квалификации врача травматолога-ортопеда (впоследствии запись об отчислении 01.08.1999 признана недействительной, дата отчисления изменена на 31.08.1999, однако с 02.08.1999 истец принят на работу врачом травматологом в травматологическое отделение Лабинской центральной районной больницы, период работы в которой включен в специальный стаж в льготном исчислении); 01.09.2000 Хлынов А.М. зачислен в клиническую ординатуру СПб ГМА им. И.И. Мечникова по специальности "травматология и ортопедия" на кафедру травматологии и ортопедии и 31.08.2002 отчислен в связи с выполнением плана подготовки и окончанием срока обучения.
Удостоверением N 213, выданным 01.08.1999 Ставропольской медицинской академией, подтверждено прохождение истцом интернатуры СГМА с 01.09.1998 по 01.08.1999.
Согласно удостоверению, выданному 31.08.2002 СПб ГМА им. И.И. Мечникова, Хлыновым А.М. пройдена подготовка в клинической ординатуре в период с 01.09.2000 по 31.08.2002.
Между прохождением интернатуры и ординатуры истец в период с 02.08.1999 по 13.07.2000 работал врачом травматологом в травматологическом отделении Лабинской центральной районной больницы; указанный период включен в специальный стаж истца по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев).
По окончании ординатуры 01.09.2002 истец был трудоустроен в МУЗ "Всеволожская центральная районная больница", где работал по 30.09.2002, с 01.10.2002 по 28.12.2002 истец работал в Городской больнице св. преп. Елизаветы, с 04.01.2003 работает в ГБУЗ "ЛОКБ".
Периоды работы в МУЗ "Всеволожская центральная районная больница", Городской больнице св. преп. Елизаветы, а также период работы в ГБУЗ "ЛОКБ" с 04.01.2003 по 28.11.2018 - дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (за исключением периодов предоставления отпусков без сохранения заработной платы, курсов повышения квалификации, командировок) включены в специальный стаж истца по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как один год работы за 1 год и 6 месяцев.
Периоды работы с 01.11.1998 по 04.01.1999, с 07.01.1999 по 19.05.1999 и с 23.05.1999 по 13.07.1999 в ГБУЗ "Городская клиническая поликлиника N1" г. Ставрополя включены в специальный стаж в календарном порядке.
Таким образом, периоды работы истца, частично совпадающие с периодом прохождения им интернатуры, учтены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в порядке, соответствующем характеру работы (наименованию должности) и типу учреждения (наименованию учреждения).
Из архивной справки ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России от 12.03.2020 N 02-470-01/11 усматривается, что в период прохождения клинической интернатуры истцу выплачивалась стипендия.
Из представленных архивных справок N343, N344 от 05.03.2020 ГБУ СК "ОВА МЗ СК" следует, что в 1998 году, 1999 году врач-интерн Хлынов А.М. принимал непосредственное участие в хирургических операциях травматолого-ортопедического отделения ГУЗ Ставропольская краевая клиническая больница и МУЗ "2-я городская клиническая больница" города Ставрополя.
При этом, согласно уточняющим архивным справкам ГБУ СК "ОВА МЗ СК" N 915, 916 от 11.08.2020, направленным по запросу пенсионного органа, в приказах по личному составу и лицевых счетах ГУЗ Ставропольская краевая клиническая больница за 1998 год и МУЗ "2-я городская клиническая больница" за 1999 год сведений о зачислении и увольнении с работы Хлынова А.М. не имеется.
Согласно справкам ГБУЗ "ЛОКБ" от 06.12.2019 N 01.19/4182, от 07.07.2020 N01.19/2365 Хлынов А.М. работает в ЛОКБ с 04.01.2003 по настоящее время; за время ординатуры с 25.09.2000 по 03.01.2003 Хлынов А.М. работал в должности оперирующего врача-ортопеда-травматолога отделения травматологии ГБУЗ ЛОКБ полный рабочий день и полную рабочую неделю, принимал участие в операциях. В период с 11 по 31 января 2017 года находился на курсах повышения квалификации с сохранением места работы и средней заработной платы по основному месту работы в отделении травматологии ГБУЗ "ЛОКБ".
Основанием выдачи справки от 07.07.2020 указаны личная карточка формы Т2, книги приказов, лицевые счета за 2003-2020 годы, то есть за период, не соответствующий периоду прохождения ординатуры (2000-2002гг.). Сведения о работе истца в период прохождения ординатуры основаны на данных операционных журналов, которые не относятся к документам, в которых отражаются факты приема на работу и увольнения.
При этом, согласно справке от 14.08.2020 N 01.19/2920 ГБУЗ "ЛОКБ" в период с 25.09.2000 по 03.01.2003 Хлынов А.М. в ГБУЗ "ЛОКБ" оформлен не был, так как проходил ординатуру в СПб ГМА им. И.И. Мечникова, клиническая база академии им. Мечникова находилась в отделении травматологии ГБУЗ "ЛОКБ", что соответствует сведениям трудовой книжки Хлынова А.М. и им не оспаривается.
Разрешая исковые требования Хлынова А.М, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781, Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N1066, Приказа Минздрава СССР от 19.05.1971 N362, Приказа Министерства здравоохранения СССР от 20.01.1982 N44, Положения о клинической ординатуре, утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 17.02.1993 N23, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N516, пришел к выводу о наличии оснований для включения в стаж, дающий право на назначение истцу досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов прохождения клинической интернатуры, клинической ординатуры и периода нахождения истца на курсах повышения квалификации в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, в совокупности составляющих 4 года и 7 месяцев, что с учетом включенного в специальный стаж истца пенсионным органом периода 26 лет 3 месяца 23 дня дает основание для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости по заявленному основанию с даты обращения истца за назначением пенсии.
С указанными выводами судебная коллегия полагает возможным согласиться лишь в части включения в специальный стаж истца в льготном исчислении периода нахождения истца на курсах повышения квалификации с 11.01.2017 по 31.01.2017 (01 месяц 02 дня).
Отказывая истцу во включении периода нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, пенсионный орган исходил из того, что включение периодов прохождения курсов повышения квалификации не предусмотрено пунктами 4, 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.
Не соглашаясь с позицией пенсионного органа, суд первой инстанции правомерно исходил из подлежащих применению положений пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781, статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации, учитывая, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации с 11.01.2017 по 31.01.2017 имел место в период, зачтенный пенсионным органом в специальный стаж в льготном порядке (1 год как 1 год 6 месяцев), указанный период правомерно включен в специальный стаж также в льготном исчислении, как и сама работа.
При таком положении, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы ответчика и признания незаконными выводов суда в указанной части.
В то же время, с выводами суда в части включения в специальный стаж истца периодов прохождения клинической ординатуры и клинической интернатуры и возложения на пенсионный орган обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 28.11.2018 судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на дату обращения истца с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. С 01.01.2019 при применении данного пункта учитываются положения части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются, в том числе:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее также - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее также - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В силу статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со Списком N781 право на досрочную страховую пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, предоставлено врачам-специалистам всех наименований (кроме врачей-статистиков).
Должность врача-интерна в Номенклатуре, утвержденной приказом Минздрава России от 23.11.1992 N301, действовавшим в период прохождения истцом интернатуры, была выделена как самостоятельная должность, не отнесена к числу врачей-специалистов и по общему правилу права на досрочное пенсионное обеспечение не дает.
Согласно тарифно-квалификационным характеристикам, утвержденным постановлением Минтруда России от 27.08.1997 N43, врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста. Норма обслуживания для врачей-интернов по каждой специальности устанавливается типовыми учебными планами и программами.
Данное обстоятельство не позволяет квалифицировать врача-интерна, как врача-специалиста, работающего по врачебной специальности на самостоятельной основе, вместе с тем при документальном подтверждении факта работы, дающей право на установление досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указанная должность засчитывается в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" интернатура - это первичная годичная послевузовская подготовка (специализация).
Как следует из положений статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку.
Согласно Положению об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (утверждено Минздравом СССР 12.01.1982 и Минобразования СССР 20.01.1982), являющемуся приложением к приказу Минздрава СССР от 12.10.1982 N 44, руководитель (главный врач, начальник и т.д.) базового учреждения здравоохранения на основании приказа органа здравоохранения издает приказ по учреждению о зачислении выпускника высшего учебного заведения в интернатуру на врачебную должность с выплатой заработной платы. Запись о зачислении на должность врача-интерна соответствующей специализации вносится в трудовую книжку. После окончания молодым специалистом интернатуры лечебно-профилактическое учреждение, являющееся базой для подготовки врачей-интернов, издает приказ об отчислении его из интернатуры и откомандировании в распоряжение лечебно-профилактического учреждения по персональному распределению молодых специалистов.
Таким образом, период работы в должности врача-интерна может быть учтен в стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при условии зачисления интерна на штатную должность по врачебной специальности, оплаты его труда (выплаты заработной платы), поскольку врачи-интерны в процессе обучения в интернатуре не выполняют функциональных обязанностей в полном объеме по должности врача-специалиста, а осуществляют лишь вспомогательные функции, осваивают отдельные манипуляции в рамках учебного курса.
Пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781, установлено, что лицам, работавшим в должностях и структурных подразделениях учреждений здравоохранения, согласно Перечню (приложение к названным Правилам) год работы засчитывается в медицинский стаж работы как 1 год и 6 месяцев. Указанная льгота предоставляется за особую сложность выполняемой работы лиц, работавших в отдельных должностях и структурных подразделениях стационаров.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Перечня от 29.10.2002 N781 предусмотрены непосредственно оперирующие врачи-специалисты всех наименований отделений хирургического профиля стационаров, а не врачи-интерны по соответствующей специальности.
Вместе с тем, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом документов, подтверждающих зачисление на штатную должность в учреждении здравоохранения, на базе которого истец проходил интернатуру, выплату заработной платы, не представлено, наличие таковых опровергается приведенными выше уточняющими архивными справками, представленными по запросу пенсионного органа Объединенным ведомственным архивом Ставропольского края.
Материалы дела не содержат каких-либо документов, выданных в установленном порядке работодателями, подтверждающих, что истец в спорный период был принят на штатную должность в учреждениях здравоохранения, на базе которых проходил обучение.
При этом, судебная коллегия отмечает, что подтвержденные истцом периоды работы с 01.11.1998 по 04.01.1999, с 07.01.1999 по 19.05.1999 и с 23.05.1999 по 13.07.1999 в ГБУЗ "Городская клиническая поликлиника N1" г. Ставрополя, совпадающие с периодом обучения истца в интернатуре, пенсионным органом в специальный стаж истца включены, что не было учтено судом и повлекло, наряду с необоснованным включением периода прохождения интернатуры в специальный стаж в льготном исчислении, повторный учет при подсчете стажа одних и тех же периодов.
Также судебная коллегия находит необоснованными выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода обучения истца в клинической ординатуре.
В соответствии с Положением о клинической ординатуре, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.02.1993 N23, клиническая ординатура - часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов, а также повышения квалификации.
В соответствии с ранее действовавшим Положением о клинической ординатуре, утвержденным приказом Минздрава СССР от 19.05.1971 N362, и пунктом 6 Положения о клинической ординатуре, утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 17.02.1993 N23, обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N1066.
Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.
Включение в специальный стаж обучения в клинической ординатуре с отрывом от производства Списками от 22.09.1999 N 1066 и от 29.10.2002 N781 не предусмотрено.
Ранее действующее законодательство также не засчитывало время учебы в клинической ординатуре в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды, когда работа по специальности не осуществлялась. Период обучения в клинической ординатуре в данном пункте не указан.
Как уже указывалось выше, перед зачислением в ординатуру истец был уволен с места работы в Лабинской центральной районной больнице, сведениями, представленными ГБУЗ "ЛОКБ", подтверждено, что истец был трудоустроен в указанное учреждение здравоохранения 04.01.2003, при прохождении им ординатуры осуществлял выполнение операций в качестве ассистента оперирующего врача-ортопеда-травматолога, в ГБУЗ "ЛОКБ" оформлен не был, так как проходил ординатуру в СПб ГМА им. И.И. Мечникова.
Отчисления в пенсионный фонд за указанный период не производились. Сведениями персонифицированного учета медицинская деятельность за данный период не подтверждена.
Таким образом, и применительно к периоду прохождения клинической ординатуры, материалы дела не содержат доказательства того, что помимо обучения и лечебной деятельности в рамках учебного процесса истец работал в лечебном учреждении с занятием штатной должности и получением заработной платы по этой должности.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007, период обучения в клинической ординатуре не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Судебная коллегия, исходя из приведенного выше правового регулирования спорных отношений и установленных обстоятельств, принимая во внимание отсутствие документального подтверждения факта выполнения Хлыновым А.М. в период прохождения клинической интернатуры и клинической ординатуры функциональных обязанностей при занятии штатной должности, приходит к выводу, что у районного суда отсутствовали предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости указанных периодов.
Поскольку, что без включения вышеуказанных периодов необходимый специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основанию пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" у истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии отсутствовал, с учетом продолжения лечебной деятельности и положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на досрочное назначение пенсии на дату рассмотрения дела истец также не приобрел, решение в части признания за истцом права на досрочное назначение страховой пенсии и обязания УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 28.11.2018 подлежит отмене, заявленные требования в данной части - отклонению.
Правовых доводов, влекущих отмену решения суда первой инстанции в остальной части, апелляционная жалоба УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга не содержит, иными участвующими в деле лицами решение суда не обжалуется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 01 октября 2020 года в части удовлетворения исковых требований Хлынова Алексея Михайловича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязании назначить досрочную страховую пенсию с 28 ноября 2018 года отменить, в удовлетворении исковых требований Хлынову Алексею Михайловичу в указанной части отказать.
В остальной части решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 01 октября 2020 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.