Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Есениной Т.В.
судей
Поповой Е.И, Ильичевой Е.В.
при секретаре
Шибановой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-11147/2019 по апелляционной жалобе Санкт-Петербургской общественной организации спортивной федерации "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" на решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 октября 2019 года по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу к Санкт-Петербургской общественной организации спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" о признании Санкт-Петербургской общественной организации спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заслушав доклад судьи Есениной Т.В, выслушав объяснения представителя административного ответчика Санкт-Петербургской общественной организации спортивной федерации "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" в лице Бобровой А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу обратилось в суд с административным иском о признании Санкт-Петербургской общественной организации спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" основной государственный регистрационный номер 1057806308570, ведомственный регистрационный номер 7812014189, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 октября 2019 года удовлетворены требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу. Санкт-Петербургская общественная организация спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга", основной государственный регистрационный номер 1057806308570, ведомственный регистрационный номер 7812014189, признана прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, с исключением сведений о Санкт-Петербургской общественной организации спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" из Единого государственного реестра юридических лиц.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда первой инстанции отменить как поставленное при неправильном применении норм материального и процессуального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, указав на то, что нарушения административным ответчиком в настоящий момент устранены, содеянные нарушения не относятся к грубым нарушениям законодательства; судом первой инстанции не была запрошена информация в органы ФНС, ПФР, ФСС, которые могли подтвердить деятельность административного ответчика; ликвидация организации негативно скажется также на деятельности ее контрагентов; у административного истца имелись сведения о домашнем адресе руководителя, номерах телефона и электронной почте, однако административный ответчик фактически не был извещен о наличии в суде административного искового заявления в отношении Санкт-Петербургской общественной организации спортивной федерации "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга".
В суд апелляционной инстанции административный истец Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу не явился, извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил.
Административный ответчик Санкт-Петербургской общественной организации спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" в лице представителя Бобровой А.А, действующая на основании доверенности, имеющая диплом о высшем юридическом образовании, явилась, настаивала на доводах апелляционной жалобы.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представления прокурора в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика, приходит к следующему.
В соответствие со ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Санкт-Петербургская общественная организация спортивная федерация "Федерация Черлидинга Санкт-Петербурга" зарегистрирована 25 апреля 2005 года Управлением Федеральной налоговой службы по г. Санкт-Петербургу, ОГРН 1057806308570 (решение о государственной регистрации принято Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу), ведомственный регистрационный номер 7812014189. Местонахождение постоянно действующего исполнительного органа определено по адресу: "адрес"
В ходе осуществления контрольных функций за деятельностью организации регистрирующим органом было установлено, что Санкт-Петербургская общественная организация спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" не проинформировала о продолжении своей деятельности за 2015-2017 года, с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; не представила информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании по форме ОН0003, за 2015- 2017 года.
30 августа 2018 года Главным управлением Министерства Юстиции РФ по г. Санкт-Петербургу в адрес Санкт-Петербургской общественной организации спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" было вынесено предупреждение, обязывающее устранить нарушения действующего законодательства, выразившиеся в нарушении статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" N82 от 19 мая 1995 года - о непредставлении сведений, предусмотренных абзацами 4 и 8 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", за 2015-2017 года (л.д. 25-43). Данное предупреждение исполнено не было. Указанное предупреждение вернулось с отметкой Почты России "истек срок хранения".
28 мая 2019 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу в адрес Санкт-Петербургской общественной организации спортивная федерация "Федерация Черлидинга Санкт-Петербурга" было вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации, с указанием допущенных нарушений и срока их устранения (л.д. 44-58).
В установленный срок - до 23 июля 2019 года требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу Санкт-Петербургской общественной организацией спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" выполнены не были. Вышеуказанное предупреждение вернулось с отметкой Почты России "истек срок хранения".
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу, что Санкт-Петербургской общественной организацией спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" с 2017 года не исполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом "Об общественных объединениях", являющиеся обязательными. Данные фактические обстоятельства дела ответчиком не оспорены и подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, в связи с чем, имеются основания для признания Санкт-Петербургской общественной организации спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия признает ошибочным, немотивированным, исходя из следующего.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", который в статье 7 называет общественную организацию как одну из организационно-правовых форм общественных объединений.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Часть 2 статьи 38 Закона об общественных объединениях возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части 5 названной статьи; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу части 1 статьи 26, абзаца четвертого части 1, части 3 статьи 44 "Об общественных объединениях", общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда на основании заявления федерального органа государственной регистрации, в том числе в случае неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Согласно абзаца 11 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 указанного Закона, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 1246-0, от 10 ноября 2002 года N 270-О; Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П, от 06 декабря 2011 года N 26-П).
Исходя из указанного, суд первой инстанции, принимая решение, должен был с достоверностью установить, что ответчик не осуществляет деятельность в качестве юридического лица, не предоставляет отчетность в государственные органы (налоговый, пенсионный орган, фонд социального страхования и др.).
Однако таких действий судом первой инстанции в нарушение части 2 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществлено, где указано, что суд по собственной инициативе может истребовать доказательства для правильного разрешения административного дела.
Вместе с тем, административным ответчиком судебной коллегии представлены в материалы административного дела документы, в подтверждение осуществления деятельности Санкт-Петербургской общественной организации спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" в качестве юридического лица, а именно представлены декларации УСН за 2015-2019 года, бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015-2019 года, 6-НДФЛ за 2016-2019 года, РСВ за 2015-2019 года, СЗВМ за 2016-2019 года, по утверждению административного ответчика, вся представленная в апелляционный суд документация направлена и в адрес уполномоченного органа посредством электронной связи. Указанные обстоятельства административным истцом не оспорены.
Таким образом, судебная коллегия не находит обстоятельств, позволяющих с достоверностью свидетельствовать о фактическом прекращении организацией своей юридической деятельности.
Кроме того, необходимо отметить, что при разрешении вопроса о восстановлении срока Санкт-Петербургской общественной организации спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" для подачи апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции было установлено, что по административному делу состоялось одно судебное заседание, представитель Санкт-Петербургской общественной организации спортивная федерация "Федерация Черлидинга Санкт-Петербурга" в судебном заседании 17 октября 2019 года не участвовал, о вынесении судебного решения 17 октября 2019 года не знал.
Первым судебным актом по данному делу является определение Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 26 сентября 2019 года о принятии административного искового заявления к производству суда, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении судебного заседания на 17 октября 2019 года 12 часов 40 минут (л.д.1, 68). Сведений о том, что судом в адрес ответчика было направлено определение суда от 26 сентября 2019 года о принятии административного искового заявления к производству суда, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении судебного заседания на 17 октября 2019 года 12 часов 40 минут, как то предписано частью 3 статьи 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (копии определения о принятии административного искового заявления к производству суда направляются лицам, участвующим в деле, их представителям не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения), в суде апелляционной инстанции не установлено.
Санкт-Петербургская общественная организация спортивная федерация "Федерация Черлидинга Санкт-Петербурга" о рассмотрении дела в суде извещалась однократно телеграммой по адресу: "адрес" сведения о направлении судебной повестки, копии административного иска в адрес административного ответчика отсутствуют.
Согласно тексту уведомления о вручении (невручении) телеграммы следует, что "... телеграмма руководителю не доставлена, нет такого учреждения" (л.д.67)
Копию административного искового заявления и приложенных к нему документов, которую направлял административный истец 03 июня 2020года при подаче иска в суд, ответчик не получал (л.д.50), возврат письма отправителю (РПО "... "). Копия административного иска была направлена административным истцом в адрес ответчика за 3 месяца до его фактической подачи в суд (дата подачи 23 октября 2020 года).
Кроме того, в материалах дела в нарушение части 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отсутствуют сведения о размещении на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации некоммерческих организаций или средств массовой информации, а также публикация в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации, о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела.
Доказательств соблюдения части 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" при определении Правительством Российской Федерации официального периодического издания данное извещение также публикуется в этом печатном издании (часть 1 статьи 133, часть 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Место нахождения названных выше лиц считается неизвестным, в частности, если его руководящий орган, руководитель, представитель отсутствуют по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, либо адрес не указан в уведомлении о начале деятельности религиозной группы или такое уведомление не подано, а также в случаях, когда копия административного искового заявления, направленная объединению граждан административным истцом, возвращена по истечении срока хранения или в связи с выбытием адресата.
Размещение извещения о месте и времени рассмотрения дела указанными способами не отменяет обязанности суда по направлению судебного извещения по последнему известному суду месту нахождения объединения граждан, а также копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые считаются доставленными административному ответчику применительно к статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 2, статья 102, часть 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Следует иметь в виду, что обязанность по доказыванию исполнения определения суда о размещении извещения на сайте уполномоченного органа возлагается на данный орган, который должен представить сведения о размещении указанной информации (например, распечатка с сайта) (статья 16 КАС РФ).
В данном случае, формальное выполнение судом обязанности по извещению административного ответчика о времени и месте судебного заседания (однократно телеграммой) и направлении копии решения спустя 3 месяца после его принятия, не обеспечило обществу реальную возможность реализовать гарантированные законом права на защиту своих прав и законных интересов, а также свидетельствует о несоблюдении норм процессуального права. При надлежащем повторном извещении административного ответчика, в т.ч. адресу места жительства руководителя организации Березиной Л.Э, который был известен административному истцу, но не был представлен суду при рассмотрении дела, привели к вынесению незаконного решения. Так, административным ответчиком было представлено предупреждение от 27 сентября 2013 года, вынесенное Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу в адрес руководителя Санкт-Петербургской общественной организации спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" Березиной Л.Э, которое было направлено по адресу регистрации руководителя: "адрес", и получено Березиной Л.Э. (л.д.163 т.1).
В данном случае нарушена часть 3 статьи 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая гласит, что лица, участвующие в деле, и лица, не участвующие в деле, вопрос о правах и об обязанностях которых разрешен судом, не могут быть ограничены в праве на получение информации о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, устной и письменной информации о результатах рассмотрения административного дела и принятых по нему судебных актах.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу требований, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 17 октября 2019 года по административному делу N 2а-11147/2019 отменить.
В удовлетворении административных исковых требований Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу к Санкт-Петербургской общественной организации спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" о признании Санкт-Петербургской общественной организации спортивная федерация "Федерация Черлидинга г. Санкт-Петербурга" основной государственный регистрационный номер 1057806308570, ведомственный регистрационный номер 7812014189, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц - отказать.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Приморский районный суд г.Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.