судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Тихоновой Ю.Б, судей Полянской Е.Н, Медведева И.Г.
с участием прокурора Дозорцевой М.В.
при ведении протокола помощником судьи Мироновой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Медведева И.Г.
гражданское дело по иску муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Рагимову Р.Г. оглы, Рагимову Р.Г. оглы, Рагимову Г.С. оглы, Рагимовой Э.С. об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета, прекращения права собственности, признании права собственности
и встречному иску Рагимова Р.Г. оглы, Рагимова Р.Г. оглы, Рагимова Г.С. оглы, Рагимовой Э.С. к муниципальному образованию г. Красноярск, в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней муниципального образования г.Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска
на решение Кировского районного суда г. Красноярска от 15 февраля 2021 года, которым постановлено:
"Исковые требования Муниципального образования город Красноярск, в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, к Рагимову Р.Г. оглы, Рагимову Р.Г. оглы, Рагимову Г.С. оглы, Рагимовой Э.С. - удовлетворить частично.
Встречные исковые требования Рагимова Р.Г. оглы, Рагимова Р.Г. оглы, Рагимова Г.С. оглы, Рагимовой Э.С. к Муниципальному образованию г. Красноярск - удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд у Рагимова Р.Г. оглы, Рагимова Р.Г. оглы, Рагимова Г.С. оглы, Рагимовой Э.С. принадлежащее им на праве общей долевой собственности (у каждого по ? долей) жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", площадью 40, 7 кв.м, кадастровый N.
Обязать Муниципальное образование г. Красноярск предоставить Рагимову Р.Г. оглы, Рагимову Р.Г. оглы, Рагимову Г.С. оглы, Рагимовой Э.С. на территории муниципального образования "адрес" благоустроенное жилое помещение на праве общей долевой собственности (каждому по ? долей), отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления: не более - 53, 7 кв.м, не менее - 40, 7 кв.м.
Прекратить право общей долевой собственности ФИО3 ФИО5 оглы, ФИО4 ФИО5 оглы, ФИО5 Салмана оглы, ФИО2 на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", выселив их из указанного помещения, после предоставления им на праве общей долевой собственности иного жилого помещения.
Признать право собственности муниципального образования г. Красноярск на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", после предоставления Рагимову Р.Г. оглы, Рагимову Р.Г. оглы, Рагимову Г.С. оглы, Рагимовой Э.С. на праве общей долевой собственности иного жилого помещения.
В удовлетворении иска муниципального образования г. Красноярск в части определения размера возмещения в счет изъятого жилого помещения - отказать.
Настоящее решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета Рагимова Р.Г. оглы, Рагимова Р.Г. оглы, Рагимова Г.С. оглы из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", после предоставления им на праве общей долевой собственности иного жилого помещения".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное образование город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска обратилось в суд с иском к Рагимову Р.Г. оглы, Рагимову Р.Г. оглы, Рагимову Г.С. оглы, Рагимовой Э.С. об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета, прекращения права собственности, признании права собственности.
Требования мотивированы тем, что Рагимов Р.Г. оглы, Рагимов Р.Г. оглы, Рагимов Г.С. оглы, Рагимова Э.С. являются сособственниками (по ? доли у каждого) жилого помещения- "адрес", расположенной по адресу: "адрес". Заключением межведомственной комиссии от "дата" N указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих расселению в рамках реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019-2025 годы. Распоряжением администрации г..Красноярска от 13.05.2020 N54-арх "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу" земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по "адрес", а также жилые помещения в данном доме, были изъяты для муниципальных нужд.
Собственникам дома направлено требование о его сносе в разумный срок до "дата", которое ответчиками не исполнено. В установленном порядке истцом определен размер денежного возмещения за изымаемое у ответчиков жилое помещение, а также стоимость убытков, понесенных собственником при его изъятии; им предлагалось заключить соответствующее соглашение о выплате возмещения, однако от подписания собственники отказались. В связи с изложенным, муниципальное образование город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г..Красноярска просило изъять для муниципальных нужд у Рагимова Р.Г. оглы, Рагимова Р.Г. оглы, Рагимова Г.С. оглы, Рагимовой Э.С. жилое помещение по адресу: "адрес", определив размер возмещения в сумме 1 737 460, 90 рублей (или по 434 365, 20 рублей каждому); выселить и снять с регистрационного учета Рагимова Р.Г. оглы, Рагимова Р.Г. оглы, Рагимова Г.С. оглы из "адрес", расположенной по "адрес"; прекратить право собственности ФИО3 ФИО5 оглы, ФИО4 ФИО5 оглы, ФИО5 Салман оглы, ФИО2 на указанное жилое помещение; признать право собственности на эту квартиру за муниципальным образованием город Красноярск.
При этом ФИО3 ФИО5 оглы, ФИО4 ФИО5 оглы, ФИО5 Салман оглы, ФИО2 обратились в суд со встречным исковым заявлением к МО г. Красноярск, в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о предоставлении им иного жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истцам с 2003 года на праве общей равнодолевой собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", в котором они проживают. Данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019-2025 годы. Ответчик предложил истцам заключить соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем его выкупа, с чем истцы не согласны, поскольку имеют право на предоставление им другого жилого помещения взамен изымаемого аварийного жилья по условиям региональной адресной программы. На основании изложенного, просили обязать муниципальное образование г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска предоставить истцам равнозначное жилое помещение взамен аварийного, изымаемого для муниципальных нужд.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней представитель муниципального образования г.Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска Сидорова К.А. просит решение суда отменить, приняв по делу новый судебный акт о полном удовлетворении первоначального иска МО г. Красноярск и отказе в удовлетворении встречных исковых требований о предоставлении равнозначного жилого помещения. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что у ответчика Рагимовой Э.С. в собственности имеются иные жилые помещения (в том числе - квартира по адресу: "адрес", а также жилой дом по адресу: "адрес"), в связи с чем, оснований для предоставления ей равнозначного жилого помещения взамен изымаемого не имеется. Кроме того, вопрос о предоставлении собственникам изымаемых жилых помещений мер социальной поддержки в части обеспечения их иными равнозначными квартирами в соответствии с Законом Красноярского края от 09.07.2020 N9-4060 "О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" может быть рассмотрен только после разработки соответствующего Порядка; такой Порядок органом местного самоуправления до настоящего времени не принят, у МО г. Красноярск отсутствуют жилые помещения, подходящие для переселения собственников жилья, следовательно, основной формой возмещения при изъятии жилых помещений у собственников является именно выплата им денежных средств.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кировского района г. Красноярска, а также Рагимова Э.С, действующая также в интересах ФИО3 ФИО5 оглы, ФИО4 ФИО5 оглы, ФИО5 Салман оглы на основании доверенности, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, решение суда по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ним согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска и представителя третьего лица МКУ г.Красноярска "Управление капитального строительства" Никонову Т.Д, поддержавшую доводы апелляционной жалобы; Рагимову Э.С, согласившуюся с решением суда; заключение прокурора Дозорцевой М.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы; обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом, по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6).
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
В силу ч.9 указанной статьи, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Как правильно установлено судом первой инстанции ФИО3 ФИО5 оглы, ФИО4 ФИО5 оглы, ФИО5 Салман оглы, ФИО2 являются собственниками (по ? доли у каждого) квартиры, расположенной по адресу: "адрес"; их право общей долевой собственности на спорное жилое помещение зарегистрировано в установленном порядке "дата"; ответчики состоят на регистрационном учете по месту постоянного жительства в названной квартире.
Заключением межведомственной комиссии N от "дата" вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании п. 33 Постановления Правительства РФ от 12.01.2006 N 127, в связи с износом, приводящем к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
"дата" Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска ФИО3 ФИО5 оглы, ФИО4 ФИО5 оглы, ФИО5 Салман оглы, ФИО1 направлено требование о проведении сноса спорного жилого дома в соответствии со ст. 32 ЖК РФ в срок до "дата"; собственники предупреждены о том, что в противном случае будет принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ. Ответчики в установленный в уведомлении срок о своем решении не сообщили, снос не произвели.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 13.05.2020 "Об изъятии земельных участков и жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу " земельный участок по адресу "адрес" был изъят для муниципальных нужд в целях сноса расположенного на нем жилого многоквартирного дома в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае"; Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска поручено обеспечить подготовку проектов соглашений и заключение от имени муниципального образования - города Красноярска с собственниками соглашений об изъятии у них земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, либо предоставления иных земельных участков и (или) жилых помещений с выплатой разницы между рыночной стоимостью изымаемых земельных участков и жилых помещений и рыночной стоимостью предоставляемых земельных участков и (или) жилых помещений; организацию переселения граждан, проживающих в жилых помещениях; выплату собственникам изымаемых земельных участков и жилых помещений; МКУ "Управление капитального строительства" поручено проведение рыночной оценки изымаемых земельных участков и жилых помещений, а также рыночную оценку земельных участков и (или) жилых помещений, предоставляемых взамен изымаемых; представление документов, связанных с изъятием земельных участков и жилых помещений, на рассмотрение комиссии по определению размера возмещения; осуществление переговоров с правообладателями изымаемых земельных участков и жилых помещений относительно условий их изъятия.
Согласно утвержденному "Перечню земельных участков и жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу" жилой дом по адресу: "адрес" входит в перечень объектов (жилых помещений), изымаемых для муниципальных нужд.
При этом разделом 5 Региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 N144-п определено, что собственникам жилья предоставляются жилые помещения в построенных многоквартирных домах и приобретенные у застройщиков жилые помещения по договорам мены взамен изымаемых муниципальными образованиями жилых помещений в многоквартирных домах муниципальных образований, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными; предоставление осуществляется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приложением N1 к названной Региональной адресной программе утвержден перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017, куда, в том числе, включен жилой многоквартирный "адрес" с планируемой датой расселения "дата".
"дата" ФИО3 ФИО5 оглы, ФИО4 ФИО5 оглы, ФИО5 Салман оглы, ФИО1 направлены соответствующие уведомления об изъятии у них квартиры и проект соглашения о выкупе жилого помещения, с которым собственники не согласились, предлагаемое истцом соглашение не подписали, настаивая на предоставлении им иного жилого помещения взамен изымаемого.
В обоснование выкупной цены истцом по первоначальному иску представлен отчет от "дата", составленный ООО "ИнвестОценкаАудит", согласно которому рыночная стоимость жилого помещения по адресу: "адрес" составляет 1 541 248, 4 рублей; стоимость убытков, понесенных собственником при изъятии недвижимого имущества, равна 196 212, 5 рублей; стоимость каждой ? доли в праве ответчиков на квартиру составляет 434 365, 2 рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом установленных фактических обстоятельств дела и на основании подлежащих применении норм материального права, пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для изъятии у ответчиков по первоначальному иску ФИО3 ФИО5 оглы, ФИО4 ФИО5 оглы, ФИО5 Салман оглы, ФИО2 принадлежащего им жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" для муниципальных нужд, поскольку изъятие квартиры у ответчиков по первоначальному иску обусловлено признанием данного дома аварийным и подлежащим сносу; решение по его изъятию принято компетентным органом местного самоуправления с соблюдением предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию недвижимого имущества у собственников, которым направлялось соглашение о выкупе жилого помещения для муниципальных нужд; при этом верно обязал истца по первоначальному иску предоставить ФИО3 ФИО5 оглы, ФИО4 ФИО5 оглы, ФИО5 Салман оглы, ФИО1 взамен изымаемой квартиры другое равнозначное жилое помещение, расположенное в пределах г. Красноярска, благоустроенное применительно к условиям г. Красноярска в соответствии с условиями действующей региональной адресной программы, отказав в удовлетворении иска муниципального образования г. Красноярск о выкупе изымаемого жилого помещения путем выплаты собственникам денежной компенсации.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, так как они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании представленных сторонами доказательств, оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о том, что вопрос о предоставлении собственникам мер дополнительной социальной поддержки в виде предоставления им других жилых помещений взамен изымаемых квартир будет рассмотрен в соответствии с Законом Красноярского края от 09.07.2020 N9-4060 "О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" лишь после разработки соответствующего Порядка и приобретения жилых помещений для переселения собственников, подлежат отклонению судебной коллегией ввиду следующего.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ; т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года), в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право либо на предоставление другого жилого помещения в собственность, либо на его выкуп.
При этом собственник жилого помещения вправе самостоятельно выбрать любой из названных способов реализации его жилищных прав.
Спорный аварийный жилой дом по "адрес" в марте 2019 года включен региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2019-2025 годы; с этого же момента ответчики по первоначальному иску внесены в список граждан, подлежащих расселению до 31.12.2022.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в подпункте "и" пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ).
В обоснование заявленных во встречном иске требований, ФИО3 ФИО5 оглы, ФИО4 ФИО5 оглы, ФИО5 Салман оглы, ФИО2 указывали на то, что они отказались от выкупа у них квартиры в аварийном доме за предложенную денежную сумму в размере по 434 365, 20 рублей каждому и выразили свое волеизъявление именно на предоставление им другого жилого помещения взамен изымаемой квартиры в доме, признанном аварийным в рамках существующей Региональной адресной программы переселения граждан.
Таким образом поскольку многоквартирный жилой дом по "адрес", в котором расположена изымаемая квартира истцов по встречному иску, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в реализацию региональных адресных программ по переселению граждан в Красноярском крае; судебная коллегия приходит к выводу о том, что выбор способа реализации своих жилищных прав принадлежал именно собственникам изымаемого жилого помещения, следовательно, с учетом выраженного волеизъявления ФИО3 ФИО5 оглы, ФИО4 ФИО5 оглы, ФИО5 Салман оглы, ФИО2 на предоставление им в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого и учитывая фактическую реализацию в настоящее время утвержденной региональной адресной программы по расселению рассматриваемого многоквартирного дома, суд первой инстанции правомерно удовлетворил встречные исковые требования ФИО14, обязав муниципальное образование г. Красноярск предоставить им равноценное жилое помещение взамен изымаемого для муниципальных нужд.
Согласно ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 N 9-4060, дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.
В случае изъятия жилого помещения общей площадью равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров.
В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал на то, что удовлетворение исковых требований МО г. Красноярск об изъятии жилого помещения является основанием для прекращения права общей долевой собственности Рагимова Р.Г, Рагимова Р.Г, Рагимова Г.С, Рагимовой Э.С. в отношении объекта недвижимого имущества в рамках реализации региональной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, выселении их и, как следствие, регистрации перехода права собственности на Муниципальное образование город Красноярск только после предоставления ответчикам по первоначальному иску благоустроенного жилого помещения в г. Красноярске, отвечающего санитарным и техническим требованиям, исходя из нормы предоставления не более 53, 7 кв.м (40, 7 кв.м площадь изымаемой квартиры + 13 кв.м), но не менее 40, 7 кв.м.
При этом поскольку спорная квартира включена в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, отсутствие в настоящее время у МО "город Красноярск" других жилых помещений для предоставления взамен изымаемых для муниципальных нужд, не может влиять на гарантированные действующим жилищным законодательством права ответчиков (истцов по встречному иску).
Доводы апелляционной жалобы муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о том, что Рагимовой Э.С. на праве собственности принадлежат иные жилые помещения, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Так, частью 8.1 ст. 32 ЖК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийным и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями таких лиц (предоставление гражданам иных жилых помещений взамен изымаемых) при условии, что на дату признания многоквартирных домов аварийными у правообладателей жилых помещений в таких домах отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения.
Согласно положениям ст. 2 Закона Красноярского края от 09.07.2020 N 9-4060 "О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции", право на предоставление дополнительной меры поддержки имеют собственники, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заключившие соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Таким образом положениями действующего законодательства предусмотрено предоставление дополнительных мер поддержки собственникам жилых помещений в аварийных и подлежащих сносу домах при условии, что у них отсутствуют иные пригодные для проживания квартиры на момент признания многоквартирных домов аварийными.
Спорный многоквартирный дом по "адрес" был признан аварийным "дата", на указанный момент у ответчиков по первоначальному иску, включая Рагимову Э.С, никаких иных пригодных для проживания жилых помещений в собственности, либо на ином вещном праве, не имелось, что проверялось судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
Право собственности Рагимовой Э.С. на квартиру по адресу: "адрес" зарегистрировано "дата"; на жилой дом по адресу: "адрес" - "дата", то есть - уже после даты признания спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
При этом сам по себе факт наличия в собственности только у одной Рагимовой Э.С. с 2015 года иных жилых помещений, при их полном отсутствии у остальных ответчиков по первоначальному иску (Рагимова Р.Г, Рагимова Р.Г, Рагимова Г.С.), не может влиять на возможность реализации ими своих жилищных прав в рамках действующей региональной адресной программы путем получения другого жилого помещения взамен изымаемого, поскольку, как предусмотрено п.3 ст.3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 N 9-4060, в случае если жилое помещение принадлежит нескольким собственникам, взамен изымаемого жилого помещения предоставляется только одно жилое помещение; размер общей площади которого определяется исходя из норм, установленных пунктом 1 настоящей статьи.
Таким образом независимо от того, имеется ли у Рагимовой Э.С. в настоящее время иное жилье, а также независимо от количества собственников изымаемого жилого помещения, муниципальное образование г. Красноярск в рамках действующей региональной адресной программы все равно будет обязано предоставить ответчикам только одно жилое помещение с размером общей площади, определенной из норм, установленных пунктом 1 статьи 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020 N 9-4060, которые не учитывают ни количество собственников изымаемой квартиры, ни факт наличия у них каких-либо иных жилых помещений, либо их площадей.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств, требованиях норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены правильного по существу решения, поскольку им уже дана надлежащая оценка судом при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении, оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, ошибки в правоприменении не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене либо изменению.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно части 4 ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного акта, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Красноярска от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней муниципального образования г.Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г.Красноярска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.