Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу законного представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Ершова Р.В. на вступившие в законную силу постановление начальника 1 отделения (с дислокацией в г.Архангельске) отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 09.07.2020 NСА/318-20, решение судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 25.09.2020 N12-159/2020, решение судьи Архангельского областного суда от 12.11.2020 N7Р-987/20, состоявшиеся в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника 1 отделения (с дислокацией в г.Архангельске) отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 09.07.2020 NСА/318-20 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Северное УГМС") привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 25.09.2020 N12-159/2020, оставленным без изменения решением судьи Архангельского областного суда от 12.11.2020 N7Р-987/20, приведенное постановление изменено, размер назначенного административного штрафа снижен до 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ФГБУ "Северное УГМС" Ершов Р.В. просит об отмене судебных решений, прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, недопустимость использования доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, недоказанность обстоятельств, на основании которых приняты оспариваемые судебные акты либо признать правонарушение малозначительным.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Административная ответственность по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море по внешней границе территориального моря Российской Федерации.
Статьей 9.1 указанного Закона установлены особенности пересечения Государственной границы на море.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 N 811 утверждены Правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, согласно пункту 7 которых в случае если в соответствующий центр не поступают в установленном порядке данные о местоположении судна в течение 2 часов с момента поступления последних данных о местоположении, этот центр направляет по электронной почте судовладельцу судна сообщение о прекращении получения данных о местоположении судна. Судовладелец должен обеспечить передачу с судна информации, предусмотренной пунктом 9 настоящих Правил, в течение 6 часов с момента получения указанного сообщения.
Как усматривается из материалов дела, в период с 12 часов 56 минут 28.05.2020 до 18 часов 26 минут 28.05.2020 ФГБУ "Северное УГМС" допустило нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации при следующих обстоятельствах: 26.05.2020 в 12 часов 00 минут научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов", судовладельцем которого является ФГБУ "Северное УГМС" (флаг - Российская Федерация), под командованием капитана судна ФИО4, убыло из порта Архангельск по маршруту: порт Архангельск - Белое море - Баренцево море - порт Архангельск. Пограничный, таможенный (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иные виды контроля судно при выходе из порта Архангельск не проходило. ДД.ММ.ГГГГ в результате мониторинга и анализа надводной обстановки с использованием комплексной интегрированной информационной системы "МоРе" сотрудниками пограничного управления установлено, что в период времени с 12 часов 56 минут до 18 часов 26 минут ДД.ММ.ГГГГ передача данных о местонахождении указанного судна каждые два часа в Пограничное управление не осуществлялась; судовладелец не обеспечил передачу с судна информации, предусмотренной пунктом 9 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N, в течение 6 часов с момента получения из ФГУП "Морсвязьспутник" по электронной почте и на мобильные телефоны сообщений о прекращении получения данных о местоположении судна (начиная с 15 часов 30 минут).
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 N 811, должностное лицо и судебные инстанции пришли к выводу о наличии состава вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения со ссылкой на то, что передача данных о местоположении научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов" в автоматическом режиме не осуществлялась менее 6 часов, подлежат отклонению как необоснованные.
Как установлено должностным лицом и судебными инстанциями, а так же следует из материалов дела, данные о местоположении судна не поступали в период с 12 часов 56 минут до 18 часов 26 минут ДД.ММ.ГГГГ, то есть более 2 часов. ФГУП "Морсвязьспутник" информировал ФГБУ "Северное УГМС" о непоступлении данных, с момента прекращения их передачи, начиная с 15 часов 30 минут до 18 часов 36 минут ДД.ММ.ГГГГ путем направления сообщений на мобильные телефоны и адрес электронный адрес судовладельца, указанные в заявке (л.д.177-180). ФГБУ "Северное УГМС", получив направленные сообщения с 15 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ не обеспечило передачу в Пограничное управление информации, предусмотренной пунктом 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 N 811, в течение 6 часов с момента получения указанного сообщения.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учреждение имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Бездействие ФГБУ "Северное УГМС" квалифицировано по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Порядок и срок давности привлечения ФГБУ "Северное УГМС" к административной ответственности соблюдены.
Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного ФГБУ "Северное УГМС" правонарушения малозначительным и освобождения учреждения от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения.
Административное наказание назначено ФГБУ "Северное УГМС" в пределах санкции части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Оснований для удовлетворения ходатайства законного представителя ФГБУ "Северное УГМС" Ершова Р.В. об истребовании в ПАО "Мегафон" сведений о поступлении (отсутствии) сообщений, поступивших 28.05.2020 на электронный адрес befxflot@arh.ru от ФГУП "Морсвязьспутник" не имеется, поскольку имеющиеся в деле материалы являются достаточными для принятия решения по данному делу, аналогичное ходатайство было заявлено судье Архангельского областного суда и разрешено по существу и истребованием запрашиваемых материалов (л.д. 164, 170, 177-180).
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника 1 отделения (с дислокацией в г.Архангельске) отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району от 09.07.2020 NСА/318-20, решение судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 25.09.2020 N12-159/2020, решение судьи Архангельского областного суда от 12.11.2020 N7Р-987/20, состоявшиеся в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Ершова Р.В. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.