Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу государственного инспектора дорожного надзора отделения дорожной инспекции ОГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску Латышева Е.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N13 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N4 г.Петрозаводска Республики Карелия, от 30.09.2020 N5-1071/2020-4, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12.11.2020 N12а-1151/2020, состоявшиеся в отношении администрации Петрозаводского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N13 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N4 г.Петрозаводска Республики Карелия, от 30.09.2020 N5-1071/2020-4, оставленным без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12.11.2020 N12а-1151/2020, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Петрозаводского городского округа прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, государственный инспектор дорожного надзора отделения дорожной инспекции ОГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску Латышев Е.С. просит об отмене приведенных судебных актов, возвращении дела на новое рассмотрение, настаивая на отсутствии оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, неправильном применении норм материального права к рассматриваемым правоотношениям.
Администрация Петрозаводского городского округа, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом административного органа жалобы на указанные выше акты, в установленный срок возражений не представила.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Основанием для возбуждения в отношении администрации Петрозаводского городского округа дела об административном правонарушении по указанной статье послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 31.07.2020 по адресу: г..Петрозаводск, пр.Ленина, д.2 администрация не выполнила в срок до 30.07.2020 представления государственного инспектора дорожного надзора отделения дорожной инспекции ОГИБДД УМВД России по г..Петрозаводску N 1 от 10.01.2020, N 20 от 31.10.2019, N 23 от 08.11.2019, N 28 от 03.12.2019, N 29 от 13.12.2019, N30 от 16.12.2019, N37 от 31.12.2019, N 14 от 29.01.2020, N 28 от 28.02.2020, N31 от 04.03.2020, N 33 от 10.03.2020, N 47 от 26.03.2020, N 58 от 15.04.2020, N67 от 08.05.2020, N 74 от 25.05.2020, а именно: не выполнены работы но нанесению (обновлению) горизонтальной дорожной разметки на всем протяжении проезжих частей Лососинского шоссе, ул. Калинина, Петрозаводского шоссе, ул. Ф.Тимоскайнена, ул. Питкярантской, ул. Промышленной, ул. Коммунистов, проезда Тидена, ул. Олонецкой, ул. Пробной, наб. Гюлинга, ул. Балтийской, ул. Попова, ул. Льва Толстого, ул. Варламова, ул. Андропова, ул. Г. Фролова, ул. Малая Слободской, ул. Вольной, ул. Федосовой. Древлянская наб, ул. Красной, ул. Чистой, 1-й Внутриквартального проезда, ул. Титова, Соломенского шоссе, ул. Ф. Энгельса, ул. Матросова, ул. Связи, пер. Рутозерского. ул. Суоярвской, Вытегорского шоссе, ул. Чапаева, ул. Краснофлотская, пер. Ватутина, ул. Герцена, ул. М.Горького, Кимасозерский проезд, ул. Советская, ул. Калевалы, ул. Анохина, ул. Мурманская, ул. Сортавальская, ул. Торнева, Пряжинское шоссе, ул. Правды, ул. Парфенова, ул. Дзержинского, ул. Ключевая, ул. Рабочая. Вознесенское шоссе. Строительный проезд. Механический проезд. Южный проезд. Родниковый проезд, пр. Лесной, ул. Пограничная, ул. Профсоюзов, ул. Боровая, ул. Медвежьегорская, пр. Октябрьский. Шуйское шоссе, ул. Древлянка, ул. Гоголя, ул. Железнодорожная, ул. Сулажгорская, ул. Володарского, ул.
Луначарского, ул. Кузьмина, ул. Щербакова, ул. Ульянова, ул. Мончегорская, ул. Чкалова, ул. М.Мерецкова, ул. Фаддеевская, ул. Московская, ул. Лыжная, ул.Ломоносова, пр. Первомайский, ул. Ватутина, ул. Островского, ул. Сыктывкарская, ул. Черышевского, ул. Балтийская, ул. Репникова, ул. Березовая аллея. Вытегорское шоссе, наб. Варкауса. ул. Черняховского, ул. Петрова, ул. Кемская, ул. Хейконена, пр. Комсомольский, пл. Ленина, Якобинский проезд, ул. Транспортная, ул. Шуйская, Высотный проезд. Западный переулок, ул. Сегежская, ул. Парковая, ул. Судостроительная в г..Петрозаводске.
Прекращая производство по делу, мировой судья судебного участка N13 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка N4 г.Петрозаводска Республики Карелия, и согласившаяся с ним вышестоящая судебная инстанция пришли к выводу о том, что проверка исполнения представлений об устранении выявленных нарушений содержания дорожной сети должна была осуществляться в рамках внеплановой проверки юридического лица с учетом требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" во взаимосвязи с положениями части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", доказательства, полученные в результате проверки, проведенной с нарушением закона, являются недопустимыми доказательствами.
Между тем оспариваемые судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) предусмотрено, что федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1443 "О компетентных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" установлено, что органом ответственным за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог", является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - в рамках осуществления федерального государственного транспортного надзора при ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В соответствии с Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 236, при осуществлении государственного транспортного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе их осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации, в том числе требований к обеспечению сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, к соблюдению порядка использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения, техническим требований и условий размещения объектов временного и капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, а также объектов дорожного сервиса и иных объектов, размещаемых в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования федерального значения, требований в отношении присоединения объектов дорожного сервиса, объектов другого функционального значения к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также в отношении введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Под проверкой юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в силу пункта 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", предусмотрено, что Госавтоинспекция осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (пункт 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации).
На основании подпункта "а" пункта 11 Положения на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
В силу подпункта "б" пункта 12 Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства внутренних дел России от 30.03.2015 N 380 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее - Административный регламент).
Обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах (пункт 87.3 Административного регламента).
Таким образом, должностное лицо, осуществлявшее федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, действовало в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N196-ФЗ, Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 N716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения", Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденных Приказом МВД России от 30.03.2015 N380.
Пунктом 10 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органом прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении, в том числе федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
Пунктом 33 Административного регламента определено, что помимо организации и проведения плановой и внеплановой проверок исполнение государственной функции включает в себя также систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований безопасности при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.
Согласно пункту 81 Административныого регламента надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.
При надзоре за дорожным движением осуществляется в том числе получение информации о выполнении требований о прекращении противоправных действий, выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований безопасности, внесенных в соответствии с федеральным законом представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений, о проведении мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, а также о проведении или завершении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту автомобильных дорог и вводе в эксплуатацию (пункт 82 Регламента).
Из материалов дела следует, что представления об устранении нарушении законодательства выданы государственным инспектором дорожного надзора отделения дорожной инспекции ОГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску при обнаружении недостатков в содержании автомобильной дороги в рамках исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм (л.д.27-31).
При этом из диспозиции нормы, содержащейся в части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не следует, что указанная ответственность применяется только за неисполнение в установленный срок предписаний, выданных по результатам проверок, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и не может применяться за неисполнение предписаний, выданных по результатам иных контрольных мероприятий.
Иное означало бы, что контролирующий орган должен назначить и провести отдельную проверку деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя для подтверждения фактов, которые уже выявлены и нашли документальное подтверждение в рамках иной законной процедуры, не имея возможности принять предусмотренные законом меры к устранению выявленных нарушений посредством вынесения предписания под угрозой привлечения к административной ответственности за его невыполнение в установленный срок. Однако такой подход не отвечает цели принятия Федерального закона N 294-ФЗ, состоящей в защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а не в освобождении хозяйствующих субъектов от устранения действительно допущенных ими нарушений, в особенности затрагивающих жизнь, здоровье и безопасность населения. Это подтверждается правовой позицией Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 46 Обзора судебной практики N 3 (2019), утвержденного 27.11.2019.
Изложенные обстоятельства при рассмотрении данного дела не получили надлежащей оценки судебных инстанций.
Таким образом, требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, при рассмотрении дела об административном правонарушении судебными инстанциями соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
При изложенных данных постановление мирового судьи судебного участка N13 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N4 г.Петрозаводска Республики Карелия, от 30.09.2020 N5-1071/2020-4, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12.11.2020 N12а-1151/2020, состоявшиеся в отношении администрации Петрозаводского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать принятыми с соблюдением требований статьи 24.1 указанного Кодекса о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, в связи с чем названные акты подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы государственного инспектора дорожного надзора отделения дорожной инспекции ОГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску Латышева Е.С. срок давности привлечения администрации Петрозаводского городского округа к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, то возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий администрации утрачена. Иное бы ухудшило положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении было прекращено, что недопустимо.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу государственного инспектора дорожного надзора отделения дорожной инспекции ОГИБДД УМВД России по г.Петрозаводску Латышева Е.С. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N13 г.Петрозаводска Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N4 г.Петрозаводска Республики Карелия, от 30.09.2020 N5-1071/2020-4, решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 12.11.2020 N12а-1151/2020, состоявшиеся в отношении администрации Петрозаводского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.