Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 09 марта 2021 г. по делу N 16-314/2021-
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Широкова Е.А., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Шилова Е.С. на вступившие в законную силу постановление начальника Вологодского территориального отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 15 ноября 2019 г., решение судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 14 января 2020 г. и решение судьи Вологодского областного суда от 25 февраля 2020 г., вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Вологодского территориального отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 15 ноября 2019 г, оставленным без изменения решением судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 14 января 2020 г. и решением судьи Вологодского областного суда от 25 февраля 2020 г, публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник ПАО "ФСК ЕЭС" Шилов Е.С. выражает несогласие с названными актами, ставит вопрос об их отмене и возвращении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на существенные процессуальные нарушения, допущенные в ходе производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно положениям статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Пункты 34 и 35 Правил устанавливают требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, согласно которым просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5 - 7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2, 5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Постановлением Правительства Вологодской области от 01.04.2019 N 306 начало пожароопасного сезона на территории Вологодской области установлено с 25.04.2019 по 07.10.2019.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ПАО "ФСК ЕЭС" к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось выявление 2 августа 2019 г. уполномоченным должностным лицом во время патрулирования нарушения лесного законодательства в кварталах 16, 18 леса ГОПХ "Заря" Пригородного участкового лесничества Вологодского государственного лесничества, допущенного при вырубке деревьев ПАО "ФКС ЕЭС" филиал Вологодское ПМЭС при выполнении работ по расширению трассы ЛЭП.
5 августа 2019 г. в адрес ПАО "ФКС ЕЭС" филиал Вологодское ПМЭС направлено уведомление об устранении выявленных нарушений N 07-02-08-23/2513 в срок 1 месяц с момента получения уведомления, которое получено адресатом 13.08.2019.
24 сентября 2019 г. в ходе проведения патрулирования по обнаружению и пресечению нарушений лесного законодательства в кварталах 16, 18 леса ГОПХ "Заря" Пригородного участкового лесничества Вологодского государственного лесничества государственным лесным инспектором Вологодского территориального отдела государственного лесничества выявлено, что уведомление об устранении нарушений закона ПАО "ФКС ЕЭС" филиал Вологодское ПМЭС не выполнено.
По результатам патрулирования составлен акт, в соответствии с которым ПАО "ФСК ЕЭС", выполнявшим работы по расширению трассы ЛЭП (вырубка деревьев в 30-ти метровой полосе от ЛЭП, укладка порубочных остатков в валы, складирование древесины под ЛЭП в штабеля), допущены следующие нарушения: часть вырубленной древесины в объеме 503 м3, (дровяная) находится в кварталах 16, 18 вдоль ЛЭП на всем протяжении в штабелях по 10-13 м3; порубочные остатки находятся в валах под ЛЭП по всей ее протяженности на расстоянии около 10 метров от леса, не измельчены, не уплотнены проходами техники; часть порубочных остатков не уложена в валы, находится на кромке леса, в лесу и между стеной леса и валами, что является нарушением требований пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности.
Обстоятельства совершения обществом административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение правил пожарной безопасности в лесах, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, ПАО "ФКС ЕЭС", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющие правовое значение доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах, не ставят под сомнение их законность и обоснованность и наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ПАО "ФКС ЕЭС" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление рассмотрены судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника Вологодского территориального отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 15 ноября 2019 г, решение судьи Вологодского районного суда Вологодской области от 14 января 2020 г. и решение судьи Вологодского областного суда от 25 февраля 2020 г, вынесенные в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Шилова Е.С. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда Е.А. Широкова
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.