Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лебедева А.А, судей Птоховой З.Ю, Козловой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-198/2020. по иску Калининградского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению исправительная колония N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Калининградской области. Федеральной службе исполнения наказания России и Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Калининградской области, о понуждении к устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения исправительной колонии N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Калининградской области на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 30 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 13 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю, объяснения прокурора Бахтиной Н.И, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Калининградский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области о понуждении к устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование заявленных требований указал, что в октябре 2019 г. проведена проверка соблюдения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области требований уголовно исполнительного законодательства, а также законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения и установлены нарушения. В целях их устранения прокурором внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое до настоящего времени не исполнено.
Просил обязать ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области произвести предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) осужденных к лишению свободы, привлекаемых администрацией исправительного учреждения к труду, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" на день принятия решения по настоящему иску. Кроме того, просил обязать ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области профинансировать проведение необходимых работ.
Решением Гвардейского районного суда Калининградской области от 30 июля 2020 г. исковые требования прокурора удовлетворены.
На ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) осужденных к лишению свободы, привлекаемых администрацией исправительного учреждения к труду, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда": Макарова М.А, Суркова Е.С, Омельяненко А.М, Курдина В.В, Сомова Е.А, Сорока В.А, Колотвина В.В, Малфыгина О.Е, Чупракова К.М, Чемоданова Е.С, Виноградова А.С, Шелестович А.А, Шамакова С.Э, Смерека М.А, Шевырева В.А, Русина Д.В, Корабельникова П.А, Кашкан А.Н, Бузницкого А.А, Харлан Е.В, Саушкина О.А, Егоренко А.Ю, Харитонова С.С, Никольского В.В, Гиталенко А.Е, Филякова Г.Г, Хотенова Д.А, Гуськова С.В, Пржевальского А.Г, Лобзова А.Н, Суховерикова Д.С, Юркевичус А.А, Бырдина С.А, Карпинчик И.И, Маликова Е.В.;
на ФСИН России и УФСИН России по Калининградской области возложена обязанность профинансировать проведение необходимых работ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 13 октября 2020 г. решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 30 июля 2020 г. изменено, из его резолютивной части исключено указание на фамилии осужденных к лишению свободы, привлекаемых администрацией исправительного учреждения к труду, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", в отношении которых установлена обязанность ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области произвести предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ ИК N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Калининградской области просит отменить решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 30 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 13 октября 2020 г, считая их незаконными и необоснованными, постановленными с нарушением норм материального и процессуального права.
ФКУ ИК N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Калининградской области, ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области, ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы при разрешении дела судами не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенной прокурором в октябре 2019 г. проверки, установлено нарушение ФКУ ИК N Управления Федеральной службы исполнения наказания России по "адрес" требований действующего законодательства, выразившиеся в том, что осужденные, трудоустроенные в столовой, пекарне, банно-прачечном комбинате и дневальными общежитий, не прошли обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), не проведено их гигиеническое обучение и аттестация, они не имеют личных медицинских книжек.
В связи с выявленными нарушениями прокурором в адрес начальника ИК N внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое до настоящего времени не исполнено.
Согласно Уставу ИК N, утвержденному приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N, ИК является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Правительство Российской Федерации, в лице Федеральной службы исполнения наказания России.
Исправительная колония N входит в систему УФСИН России по "адрес", финансирование осуществляется из средств федерального бюджета.
Пунктом 5.12. Устава установлено, что при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по "адрес" в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 раздела 3 "Положения об управлении Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"", утвержденного Приказом ФСИН РФ от ДД.ММ.ГГГГ N в компетенцию УФСИН входит: "обеспечение законности в подведомственных учреждениях и материально- техническое обеспечение их деятельности". В соответствии с п. 4 Положения Управление является распорядителем (получателем) бюджетных средств.
Указанные обстоятельства подтверждаются обозревавшимися в судебном заседании: копией Устава ИК N; копией Положения об УФСИН России по "адрес"; копиями материалов проверки, в том числе представлением от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением заместителя начальника Рябко В.И, актом проверки N филиалом ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, ответом на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом заседания совещания у врио начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, письмом начальника ИК-7 от ДД.ММ.ГГГГ, требованием прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, ответом начальнику ИК-7 от ДД.ММ.ГГГГ; письмом начальника ФКУ ИК-7 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным начальнику ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России по "адрес"; письмом начальника ФКУ ИК-7 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным начальнику УФСИН России по "адрес"; письмом начальника ФКУ ИК-7 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованным начальнику УФСИН России по "адрес".
Кроме того, в судебном заседании обозревался список осужденных трудоустроенных в столовой, на участке по выпечке хлеба, на комбинате бытового обслуживания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Несмотря на то, что начальником ФКУ ИК-7 предпринимались попытки для выполнения требований уголовно-исполнительного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, направлялись запросы на выделение денежных средств, также разработаны совместно с ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России личные медицинские книжки трудоустроенных осужденных, в которых имеются отметки о прохождении флюорографии, лабораторных исследований, результаты исследований на гельминтозы, проведена аттестация силами МСЧ-39, судом установлено, что МСЧ-39 не имеет врача-профпатолога, а также врача-специалиста, прошедшего в установленном порядке повышение квалификации по специальности "профпатология" или имеющего действующий сертификат по специальности "профпатология", который включается в состав врачебной комиссии, что предусмотрено п. 5 Приказа от 12 апреля 2011 г. N 302н. Также не пройдены все необходимые специалисты (дерматовенеролог, оториноларинголог, стоматолог и т.д.), таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что осужденные, продолжающие трудиться на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), прошли в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н необходимые осмотры (обследования).
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь требованиями статей 1, 11, 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статей 15, 209, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.3.6.1079-01, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с выявленными у ответчика нарушениями, поскольку проведение предварительных и периодических медицинских осмотров необходимо в целях охраны здоровья осужденных и работников исправительного учреждения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, установления медицинских противопоказаний у осужденных к осуществлению ими определенной трудовой деятельности..
Изменяя решение суда в части, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия оснований для указания в резолютивной части решения фамилий осужденных к лишению свободы, привлекаемых администрацией исправительного учреждения к труду, в соответствии с приведенным выше приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н, поскольку установление в резолютивной части решения данной обязанности исправительного учреждения в отношении конкретных осужденных с учетом их освобождения по отбытии срока наказания в виде лишения свободы не приведет к восстановлению нарушенного права неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда являются правильными, в судебном постановлении мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Основания и мотивы, по которым суд первой и апелляционной инстанции пришли к данным выводам полно и объективно изложены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной мотивировке не нуждаются.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы апелляционной жалобы, были рассмотрены судом и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, не подтверждают существенных нарушений норм права, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу и, применительно к полномочиям суда кассационной инстанции, не могут рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 30 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 13 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения исправительной колонии N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.