Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Бакулина А.А, судей
Птоховой З.Ю, Фуганова Д.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-544/2020 по иску Сысоевой Е. С. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Тотемском районе Вологодской области (межрайонное) о включении периода учебы в страховой стаж работы, по кассационной жалобе Сысоевой Е. С. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 10 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тотемском районе Вологодской области (межрайонное) (далее - УПФР в Тотемском районе, пенсионный орган) от 11 июня 2020 года N 684 Сысоевой Е.С. отказано во включении в страховой стаж периода учебы в Ленинградской Ордена Ленина лесотехнической академии с 01 сентября 1983 года по 01 января 1986 года и со 02 сентября 1987 года по 10 июня 1988 года.
Оспаривая правомерность принятого решения, Сысоева Е.С. обратилась в суд с иском, в котором просила признать решение пенсионного органа незаконным, обязать ответчика включить в ее страховой стаж указанные периоды учебы.
Решением Тотемского районного суда Вологодской области от 6 октября 2020 года исковые требования Сысоевой Е.С. удовлетворены.
Решение УПФР в Тотемском районе от 11 июня 2020 года N 684 признано незаконным и не порождающим правовых последствий со дня его принятия в части отказа Сысоевой Е.С. во включении в страховой стаж периодов ее учебы в Ленинградской Ордена Ленина лесотехнической академии с 01 сентября 1983 года по 01 января 1986 года и со 02 сентября 1987 года по 30 июня 1988 года.
На УПФР в Тотемском районе возложена обязанность зачесть в страховой стаж работы Сысоевой Е.С. вышеуказанные периоды.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 10 декабря 2020 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в иске.
В кассационной жалобе Сысоевой Е.С. ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам его незаконности и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены апелляционного определения.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебного постановления в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанций допущено не было.
Разрешая исковые требования Сысоевой Е.С. о включении в страховой стаж периодов обучения в Ленинградской ордена Ленина лесотехнической академии им. С.М. Кирова с 01 сентября 1983 года по 01 января 1986 года и со 02 сентября 1987 года с по 30 июня 1988 года, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности данных требований.
Данный вывод суда, апелляционной инстанцией признан неправильным, по следующим основаниям.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) страховой стаж это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Из данной правовой нормы следует, что страховой стаж исчисляется пенсионным органом исключительно для целей определения права на страховую пенсию и ее размера.
В статьях 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ указаны периоды работы и иной деятельности, подлежащие включению в страховой стаж, при этом в данных статьях периоды учебы не поименованы.
Действительно, в соответствии с ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшим до 01 января 2002 года, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, включались в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
При введении в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) была предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
На основании пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, в которую включаются, в частности, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучения в училищах, школах, на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывания в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Таким образом, периоды учебы могут быть включены истцу в страховой стаж в случае исчисления расчетного размера пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Как указано выше, страховой стаж исчисляется пенсионным органом исключительно для целей определения права на страховую пенсию и ее размера.
До настоящего времени Сысоева Е.С. с заявлением о назначении пенсии не обращалась, пенсионером не является, пенсионным органом расчет пенсии по наиболее выгодному для истца варианту не произведен.
Возможности одновременного применения формул подсчета размеров трудовых пенсий, указанных соответственно в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, действующее законодательство не предусматривает.
С учетом изложенного, пенсионный орган обоснованно отказал истцу во включении в страховой стаж периодов учебы, поскольку включение денных периодов учебы возможно только по нормам пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ при обращении Сысоевой Е.С. с заявлением о назначении пенсии и расчете пенсии по наиболее выгодному для нее варианту.
Выводы судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда, основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Сысоевой Е. С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.