Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Лепской К.И, судей Нестеровой А.А, Котиковой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Харовского района к БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" о возложении обязанности устранить нарушения в области гражданской обороны
по кассационной жалобе БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" на решение Харовского районного суда Вологодской области от 3 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 12 ноября 2020 года
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Нестеровой А.А, заключение прокурора Бердинских С.В, полагавшей судебные акты не подлежащими отмене, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Харовского района Вологодской области обратился в суд с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Харовская центральная районная больница" (далее - БУЗ ВО "Харовская ЦРБ", учреждение), в котором с учетом изменения исковых требований просил возложить на БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" обязанность устранить нарушения в области гражданской обороны, направленные на поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: "адрес", инвентарный N, а именно организовать выполнение спланированных работ проектно-сметной документацией по ремонту и обслуживанию помещений, оборудования защитного сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО, защитное сооружение) в срок до ДД.ММ.ГГГГ: восстановить функционирование западного выхода из ЗС ГО путем установки новых дверей, ремонта кладки стен у выхода, устройства гидроизоляции стен выхода; окрасить стены и перегородки, потолки ЗС ГО в светлые тона водоэмульсионной краской; обеспечить работоспособность инженерно-технического оборудования ЗС ГО, а именно: восстановить функционирование надлежащего водоснабжения и водоотведения, установить вытяжную вентиляцию.
В обоснование исковых требований указано, что на балансе БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" находится защитное сооружение гражданской обороны. По результатам проверки ГУ МЧС России по Вологодской области в отношении данного защитного сооружения установлено, что БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" не выполнило работы по ремонту и обслуживанию защитного сооружения. Ранее выданные предписания об устранении нарушений не исполнены. Тем самым БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" нарушает законные интересы неопределенного круга лиц на защиту от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решением Харовского районного суда Вологодской области от 3 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Вологодского областного суда от 12 ноября 2020 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений как незаконных, указывая на то, что защитное сооружение гражданской обороны за ЦРБ не числится, имеющиеся в материалах дела паспорта не подтверждают статус спорного помещения, документы имеют ненадлежащее оформление.
На рассмотрение дела в Третий кассационный суд общей юрисдикции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не представили, в связи с чем на основании пункта 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что БУЗ ВО "Харовская ЦРБ", согласно Уставу, осуществляет, в том числе, организацию мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, учреждение обязано обеспечивать выполнение мероприятий по гражданской обороне.
В реестре защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Вологодской области, состоит ЗС ГО с инв. N N, расположенное по адресу: "адрес".
В соответствии с договором N N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Департаментом имущественных отношений Вологодской области и БУЗ "Харовская ЦРБ" на праве оперативного управления БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" передано, в том числе, здание хирургического корпуса, расположенного по адресу: "адрес". В здании хирургического корпуса БУЗ ВО "Харовская ЦРБ", расположенного по вышеуказанному адресу, находится ЗС ГО (ПРУ) инвентарный N N. Согласно вышеуказанному договору БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" обязалась обеспечить сохранность имущества, использование имущества в соответствии с его целевым назначением, установленными правилами эксплуатации, с учетом соблюдения отраслевых правил и норм, действующих в отношении вида деятельности Учреждения и его имущества.
В соответствии с паспортом защитного сооружения, представленного суду ГУ МЧС В Вологодской области, защитное сооружение (ПРУ): "адрес", приписано Центральной районной больнице, с назначением в мирное время - склады, дата приемки в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, с указанными в паспорте техническими характеристиками. Дата заполнения паспорта - ДД.ММ.ГГГГ, к паспорту имеется приложение в виде технического плана.
Согласно паспорту ЗС ГО N N от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" в соответствии с предписанием N N от ДД.ММ.ГГГГ ЗС ГО, расположенное по адресу: "адрес" приписано БУЗ ВО "Харовская ЦРБ", организация эксплуатирующая ЗС ГО БУЗ ВО "Харовская ЦРБ", с указанными в паспорте техническими характеристиками.
Согласно информации, поступившей из ГУ МЧС России по Вологодской области Главным управлением в Центральный аппарат МЧС России ДД.ММ.ГГГГ секретным делопроизводством направлялся на согласование перечень защитных сооружений гражданской обороны, предложенных к снятию с учета, в который вошло ПРУ с инв. N N. МЧС России по результатам рассмотрения вышеуказанного перечня не было принято решение о снятии с учета ЗС ГО. Обобщенные материалы инвентаризации ЗС ГО 2018 года, в которые вошли сведения о ПРУ с инв. N N, были направлены Главным управлением в Центральный аппарат МЧС России ДД.ММ.ГГГГ для формирования обобщенных сведений в субъекты РФ. Акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (ПРУ) инв. N N от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для снятия с учета ЗС ГО. Документация для снятия с учета ПРУ с инв. N N, подготовленная в соответствии с требованиями Правил и Методических рекомендаций, Департаментом здравоохранения Вологодской области и БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" в Главное управление не направлялась.
Согласно актам проверки, предписаниям ГУ МЧС России по "адрес" за период с 2015-2019 гг, БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным номером 970-36, расположенное по адресу: "адрес". В связи с допускаемыми нарушениями БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" за указанный период неоднократно привлекалась к административной ответственности.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", положениями Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, установив, что БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" владеет защитным сооружением гражданской обороны с инв. N N, пришел к выводу о возложении на учреждение обязанности устранить нарушения при содержании данного сооружения.
С данными выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309.
Пунктом 2 Порядка N 1309 предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Организации в числе прочего обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 10 Порядка N 1309).
В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (пункт 13 Порядка N1309).
При этом указанный пункт ссылки на организационно-правовые формы организаций не содержит, следовательно, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы.
Отсутствие надлежащего контроля за содержанием и эксплуатацией указанного объекта создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.
Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила) установлены требования к эксплуатации защитных сооружений, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны; их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.
Из материалов дела следует, что БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" согласно Уставу осуществляет организацию мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, учреждение обязано обеспечивать выполнение мероприятий по гражданской обороне.
В реестр защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Вологодской области, включено ЗС ГО с инв. N N, расположенное по адресу: "адрес".
Согласно пункту 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804) организации, наряду с иными субъектами, в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
В силу пункта 10 Положения N 804 указано, что одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях предоставления населению убежищ, является поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО и их технических систем.
Пунктом 16.4 Положения N 687 предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты, а именно:
поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО находящихся в ведении организаций;
строительство убежищ гражданской обороны для укрытия наибольшей работающей смены организаций, продолжающих производственную деятельность в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений.
Согласно пункту 1.2 Правил N 583 требования данных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.
Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 583 учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
В силу пункта 2.2 Правил N 583 документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
Данное ЗС ГО имеет паспорт противорадиационного укрытия от ДД.ММ.ГГГГ. В паспорте указано, что противорадиационное укрытие принадлежит Центральной районной больнице, расположено по адресу: "адрес". Данное укрытие встроено в здание из трех этажей.
Также данное ЗС ГО имеет паспорт от ДД.ММ.ГГГГ. В паспорте указано, что ЗС ГО принадлежит БУЗ ВО "Харовская ЦРБ", расположено по адресу: "адрес". Данное сооружение встроено в здание из трех этажей.
В соответствии с договором N N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Департаментом имущественных отношений Вологодской области и БУЗ "Харовская ЦРБ", на праве оперативного управления учреждению переданы два 3-этажных здания по адресу: "адрес": здание хирургического корпуса, 1964 года постройки, и здание терапевтического корпуса, 1990 года постройки.
Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения с инв. N N от ДД.ММ.ГГГГ, составленному с участием главного врача БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" и утвержденному начальником Департамента здравоохранения Вологодской области, указанное защитное сооружение находится на балансе БУЗ ВО "Харовская ЦРБ".
Главным врачом БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" в 2018 годы утверждены функциональные обязанности члена штаба гражданской обороны, согласно которым заместитель руководителя учреждения по административно-хозяйственной части, являясь членом штаба гражданской обороны, обязан содержать в готовности к приему и использованию по назначению защитное сооружение учреждения здравоохранения.
Согласно актам проверки, предписаниям ГУ МЧС России по Вологодской области за период с ДД.ММ.ГГГГ годы защитное сооружение не поддерживается БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению. В связи с допускаемыми нарушениями БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" за указанный период неоднократно привлекалось к административной ответственности.
До настоящего времени выявленные нарушения в содержании защитного сооружения учреждением не устранены.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права к спорным правоотношениям, оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный объект не передавался ответчику в хозяйственное ведение, в связи с чем на БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" не может быть возложена обязанность по устранению допущенных нарушений соблюдения законодательства при учете, содержании и эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, являлись предметом проверки и исследования судебных инстанций, им дана надлежащая оценка, данные доводы сводятся к собственной оценке доказательств и оспариванию обоснованности выводов нижестоящих судов об установленных ими по делу обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, правом переоценки доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Харовского районного суда Вологодской области от 03 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 12 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу БУЗ ВО "Харовская ЦРБ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.