Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу Гарипова Р.А, на вступившие в законную силу постановление судьи Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 27 июля 2020 года, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 23 сентября 2020 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гарипова Р.А., установила:
постановлением судьи Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 27 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 23 сентября 2020 года, Гарипов Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Гарипов Р.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и назначении наказания, не связанного с лишением права управления транспортные средством.
Потерпевший ФИО9, извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной выше жалобы, возражения не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Гарипова Р.А. к административной ответственности) нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В соответствии с пунктом 1.5 Правил дорожного движения участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Согласно пункту 1 статьи 13 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 8 ноября 1968 года, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, водитель транспортного средства должен при любых обстоятельствах сохранять контроль над своим транспортным средством, с тем, чтобы соблюдать необходимую осторожность и быть всегда в состоянии осуществлять любые маневры, которые ему надлежит выполнить; постоянно учитывать обстоятельства, в частности рельеф местности, состояние дороги и транспортного средства, его нагрузку, атмосферные условия и интенсивность движения, чтобы быть в состоянии остановить транспортное средство в конкретных условиях видимости в направлении движения, а также перед любым препятствием, которое водитель в состоянии предвидеть. Он должен снижать скорость и в случае необходимости останавливаться всякий раз, когда того требуют обстоятельства, особенно когда видимость неудовлетворительна.
В силу пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении и установлено предыдущими судебными инстанциями, 15 июня 2020 года в 14 час 00 минут на 1 км+100м автодороги Б. Турма -М. Турма Тетюшского района Республики Татарстан водитель Гарипов Р.А, управляя автомобилем "Лада-Ларгус", государственный регистрационный знак N, в нарушение пунктов 9.10, 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, не выбрал скорость, обеспечивающую безопасность движения, нарушил правила расположения транспортных средств на проезжей части дороги, не справился с управлением и совершил съезд в кювет с последующим опрокидыванием транспортного средства.
В результате дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомобиля "Лада-Ларгус" ФИО3 причинен легкий вред здоровью.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 8 июля 2020 года (л.д.З); объяснениями Гарипова Р.А. (л.д. 12); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 13); протоколом осмотра места происшествия от 15 июня 2020 года и схемой происшествия (л.д. 4-11); заключением судебно-медицинской экспертизы от 23 июня 2020 года N 332, согласно которому ФИО3 получил телесные повреждения, которые причинили ему легкий вред здоровью (л.д. 17-18); постановлением о привлечении Гарипова Р.А. к административной ответственности по части 1 статьи 12.15 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 1500 рублей и сведениями об оплате штрафа (л.д. 15, л.д. 19); карточкой водителя и списком административных правонарушений Гарипова Р.А. (л.д. 19), и другими доказательствами, допустимость и достоверность которых не вызывает сомнений.
Таким образом, действия водителя Гарипова Р.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что причиненный потерпевшему ФИО3 вред здоровью находится в прямой причинно-следственной связи с нарушением Гариповым Р.А. Правил дорожного движения, а потому он обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в действиях Гарипова Р.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
При этом привлечение Гарипова Р.А. к административной ответственности по части 1 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исключает привлечение его же к административной ответственности по части 1 статьи 12.24 названного Кодекса, поскольку указанные правонарушения имеют разный состав административного правонарушения (отличаются по объективной стороне административного правонарушения.
Доводы жалобы о чрезмерной суровости назначенного Гарипову Р.А. наказания несостоятельны и не могут служить основанием для отмены или изменения судебных актов.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований статей 3.1, 3.8, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, учитывая установленные по делу обстоятельства, в том числе характер совершенного Гариповым Р.А. административного правонарушения; конкретные обстоятельства его совершения; данные о ее личности; обстоятельства, отягчающее административную ответственность; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, судья районного суда верно назначил административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год.
Указанные в жалобе обстоятельства, как в отдельности, так и в совокупности не являются основанием для смягчения назначенного наказания и назначения Гарипову Р.А. наказания в виде административного штрафа.
В данном случае, учитывая изложенное назначение более мягкого вида административного наказания в виде административного штрафа не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях, в связи с чем оснований для снижения назначенного административного наказания и изменения постановления в этой части не имеется.
Доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, были предметом исследования судьями в ходе рассмотрения дела и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Гарипова Р.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Постановление о привлечении Гарипова Р.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении Гарипова Р.А, не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
постановила:
постановление судьи Тетюшского районного суда Республики Татарстан от 27 июля 2020 года, решение Верховного Суда Республики Татарстана от 23 сентября 2020 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гарипова Р.А,, оставить без изменения, а жалобу Гарипова Р.А. - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.