Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу заведующей муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад N 199 "Муравьишка" Панковой Л.С. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника ОНД и ПР г.о. Тольятти НД и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области от 5 июня 2020 года, решение судьи Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 октября 2020 года, решение судьи Самарского областного суда от 24 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 199 "Муравьишка" (далее - МБУ детский сад N 199 "Муравьишка", учреждение), установила:
постановлением заместителя начальника ОНД и ПР г.о. Тольятти НД и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области от 5 июня 2020 года N 234, оставленным без изменения решением судьи Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 октября 2020 года и решением судьи Самарского областного суда от 24 декабря 2020 года, МБУ детский сад N 199 "Муравьишка" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с применением части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заведующая МБУ детский сад N 199 "Муравьишка" Панкова Л.С. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, состоявшихся в отношении юридического лица, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу постановления должностного лица и судебных актов не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со статьей 1 названного Закона Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390, определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"): собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела и установлено предыдущими судебными инстанциями на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти главным государственным инспектором городского округа Тольятти по пожарному надзору управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области от 27 января 2020 года N 90 проведена плановая выездная проверка в отношении МБУ детский сад N 199 "Муравьишка" по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Гидротехническая, д. 8.
В результате проверки установлено, что МБУ детский сад N 199 "Муравьишка" допущены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение требований ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 13.3.6 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", частично дымовые пожарные извещатели расположены на расстоянии менее 0, 5 метров от светильников;
- в нарушение требований ч.2 ст. 1, ч. 3 ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч.1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. п. 61, 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390; п. 14.1, п.14.2, п. 14.3 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", для формирования команды управления системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией в защищаемых помещениях установлено менее трех пожарных извещателей (по факту по 2 извещателя в помещениях);
- в нарушение требований ст. 145, ст. 146, ст. 147 Федерального закона от 22.07.2008 N 123 - ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. п. 61, 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390; п. 5.1.6, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010. Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт, п. 5.2.4.3, п. 6.2.4.1, п. 7.9.4 ГОСТ Р 53325-2012. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний, в системах противопожарной защиты используется продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, срок действия сертификатов на которую истек (системы АПС и СОУЭ требуют замены). Меры по созданию новой системы противопожарной защиты не приняты;
- в нарушение требований ч. 2 ст. 1. ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 49 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390; п. 14.1, п. 14.2, п. 14.3 СЕ 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правил, проектирования", и. 6.24 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности, не обеспечена, блокировка вентиляционных систем в помещениях;
- в нарушение требований ч. 2 ст. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 10 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. А.4, п. 9 таблицы АЛ, п. 38 таблицы АЗ приложения А СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", тамбуры эвакуационных выходов не оборудованы пожарными извещателями установки пожарной сигнализации;
- в нарушение требований ч. 2 ст. 1, ч. З ст. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 54 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 12.2.1 СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", в помещении пожарного поста или другом помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, не предусмотрена световая и звуковая сигнализация о возникновении пожара в здании хозблока;
- в нарушение требований ч. 2 ст. 1, ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 54, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.1, таблица 1, п. 5.1, п. 20 таблицы 2 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"; п. 3.1, 3.3 п. 4.1, п. 4.2, табл. 2, п. 17 таблицы 2 СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной зашиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", помещения хозблока не оборудованы автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1 типа;
- в нарушение требований п. 65 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, диспетчерский пункт (пожарный пост) не обеспечен ручными электрическими фонарями;
- в нарушение требований п. 23 Приказа МЧС России от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", отсутствует график проведения занятий повторных противопожарных инструктажей;
- в нарушение требований ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 4, ст. 5, ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 4.2.7 СП 9.13130.2009 "Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации"; п. 480 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, в помещении электрощитовой размещение ручных огнетушителей осуществляется непосредственно на полу, без установки в специальные тумбы, на пожарных щитах и стендах;
- в нарушение требований п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, на здании направление движения к пожарному гидранту, являющимся источником противопожарного водоснабжения, обозначен указателем без четко нанесенных цифр расстояния до его месторасположения;
- в нарушение п. 8 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЭ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", противопожарные двери в помещениях складского и технического назначения (прачечная, кладовые и т.д.) не имеют устройства для самозакрывания: дверь в прачечной, дверь в электрощитовой, дверь в венткамеру;
- в нарушение требований ст. 4, ст. 64, Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 7 Приказа МЧС РФ от 24.02.2009 N 91 не внесены изменения или разработана вновь декларация пожарной безопасности в соответствии с п. 7 Приказа МЧС РФ от 24.02.2009 N 91 (1 разделе - указаны не верные расчётные показатели индивидуального пожарного риска);
- в нарушение требований п. 6, 39, 53 Приказа МЧС России от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", отсутствуют специальные программы пожарно-технического минимума по обучению педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и работников, осуществляющих круглосуточную охрану организации мерам пожарной безопасности согласованные со структурным подразделением соответствующего территориального органа МЧС России;
- в нарушение требований п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", замок (запор) на двери эвакуационного выхода физкультурного зала не обеспечивает возможность его свободного открывания изнутри без ключа (на двери эвакуационного выхода установлен замок с возможностью его закрывания на ключ);
- в нарушение требований п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, не обеспечено наличие на двери помещения складского назначения (хозблок) обозначение его категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Выявленные нарушения послужили основанием для составления должностным лицом административного органа в отношении МБУ детский сад N 199 "Муравьишка" протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения юридического лица постановлением заместителя начальника ОНД и ПР г.о. Тольятти НД и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области к административной ответственности по вышеуказанной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышестоящие судебные инстанции с выводами должностного лица согласились.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод должностного лица и предыдущих судебных инстанций о наличии в действиях МБУ детский сад N 199 "Муравьишка" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние МБУ детский сад N 199 "Муравьишка" квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела, имеются документы, свидетельствующие о том, что заведующая учреждением обращалась к учредителю по вопросу выделения дополнительных финансовых средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
Вместе с тем, то обстоятельство, что соответствующее финансирование выделено не было, не лишало учреждение возможности для приведения объектов защиты в соответствие с требованиями пожарной безопасности иные средства, в том числе полученные от приносящей доход деятельности учреждения.
Согласно Уставу МБУ детский сад N 199 "Муравьишка" вправе оказывать платные услуги относящиеся к виду деятельности (п.п.2.5, 2.6 Устава, л.д.88).
Таким образом, МБУ детский сад N 199 "Муравьишка" не были приняты все зависящие меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В настоящей жалобе заявитель указывает об отсутствии вины учреждения в совершении вмененного ему административного правонарушения, поскольку нормы, нарушение которых вменено учреждению применяются на добровольной основе. Проекто-сметная документация 05.12.03-ПС выполнена в соответствии с требованиями пожарной безопасности, действующими на 2003 год, ввиду чего ГОСТ Р 54101-2010 и ГОСТ Р 53325-2012 применяться не могут. Кроме того, учреждение частично исполнило выявленные нарушения на момент составления протокола.
Данный довод не влечет отмену состоявшихся по делу судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 4, статьей 5, частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В связи с чем доводы заявителя о том, что действующее законодательство в области пожарной безопасности применяются на добровольной основе, в связи с чем состав административного правонарушения в действиях учреждения отсутствует, отклоняется.
Учреждению вменяется нарушение требований пожарной безопасности режимно-эксплуатационного, а не конструктивного, объемно-планировочного характера.
На момент подготовки проекто-сметной документации 05.12.03-ПС и выдачи заключения государственного пожарного надзора, аналогичные нарушения пожарных требований, которые вменены учреждению содержались СНиП 21-01-97*.
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежали применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Кроме того, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Приведенные выше положения позволяют прийти к выводу о том, что наличие заключения пожарного надзора от 16 декабря 2003 года не освобождало МБУ детский сад N 199 "Муравьишка" от выполнения требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами в полном объёме целях обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Тот факт, что МБУ детский сад N 199 "Муравьишка" частично устранило выявленные нарушения, не опровергает наличие события административного правонарушения на момент проведения проверки и, как следствие, правомерность привлечения учреждения к административной ответственности.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностными лицами и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено МБУ детский сад N 199 "Муравьишка" ниже низшего предела, предусмотренного санкцией нормы, с применением пункта 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящих жалоб не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя начальника ОНД и ПР г.о. Тольятти НД и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области от 5 июня 2020 года, решение судьи Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 16 октября 2020 года, решение судьи Самарского областного суда от 24 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБУ детский сад N 199 "Муравьишка", оставить без изменения, жалобу заведующей МБУ детский сад N 199 "Муравьишка" Панковой Л.С. - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.