Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу защитника -адвоката Залозного Алексея Викторовича, действующего на основании ордера в интересах Абдуллоева Абдурахмона Шарофджоновича (Рузиева Рустама Шарофчоновича), на вступившее в законную силу постановление судьи Красноярского районного суда Самарской области от 26 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Красноярского районного суда Самарской области от 26 декабря 2019 года Рузиев Р.Ш. (в настоящее время - Абдуллоев А.Ш.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации с содержанием в Специальном учреждении "Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области" (с местом дислокации в г.Тольятти).
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник - адвокат Залозный А.В. просит изменить постановление судьи районного суда, вынесенное в отношении Рузиева Р.Ш. (Абдуллоева А.Ш.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключив из него назначенное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и проверив доводов жалобы прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 названной статьи.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 25 декабря 2019 года при проверки миграционного законодательства в с.Красный Яр Самарской области выявлено нарушением гражданином Республики Таджикистан Рузиевым Р.Ш. режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания на территории Российской федерации с 28 сентября 2017 года и отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом 19 N 3433160 об административном правонарушении от 25 декабря 2019 года (л.д.4); рапортом должностного лица от 25 декабря 2019 года (л.д.5); письменными объяснениями Рузиева Р.Ш. от 25 декабря 2019 года (л.д.6-7); документами на Рузиева Р.Ш. (л.д.8-15); протоколом СО N 0018676 об административном задержании от 25 декабря 2019 года (л.д.16), которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, совершенное Рузиевым Р.Ш. (в настоящее время - Абдуллоевым А.Ш.) деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Рузиева Р.Ш. (в настоящее время - Абдуллоева А.Ш.) к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного наказания.
Санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусмотрено наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 7 Постановления от 17 февраля 2016 года N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана", суды, рассматривая дела о нарушении иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, влекущем административное выдворение за пределы Российской Федерации, должны иметь возможность учитывать при назначении административного наказания обстоятельства, позволяющие надлежащим образом оценить соразмерность его последствий целям введения данной меры административной ответственности, в том числе его семейное положение.
На основании пункта 1 статьи 8 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) государства - участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
В соответствии пунктом 1 статьи 9 Конвенции о правах ребенка государства - участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
Исходя из смысла вышеизложенного, следует вывод, что при рассмотрении дела о нарушении иностранными гражданами режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, влекущем административное выдворение за пределы Российской Федерации, следует выяснять наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых ведется производство по делу, несовершеннолетних детей и учитывать при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении должно быть оговорено, что иностранный гражданин подлежит административному выдворению за пределы Российской Федерации вместе с несовершеннолетними детьми с указанием фамилий и имен последних.
Из приложенных к жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитником Рузиева Р.Ш. (в настоящее время - Абдуллоева А.Ш.) адвокатом Залозным А.В. документов следует, что на территории Российской Федерации вместе с Рузиевым Р.Ш. (в настоящее время - Абдуллоевым А.Ш.) проживают несовершеннолетние дети ФИО6 - "данные изъяты", и ФИО7 - "данные изъяты", что подтверждается копиями свидетельств о рождении.
Согласно справке ОМВД России по Красноярскому району Самарской области от 9 марта 2021 года Абдуллов А.Ш. зарегистрирован по адресу: "адрес", фактически проживает по адресу: "адрес" совместно со своей гражданской женой ФИО9 и несовершеннолетними детьми.
Судья Красноярского районного суда Самарской области при рассмотрении в отношении Рузиева Р.Ш. (в настоящее время - Абдуллоева А.Ш.) дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, факт наличия у него несовершеннолетних детей и совместного проживания не выяснял.
Назначая Рузиеву Р.Ш. (в настоящее время - Абдуллоеву А.Ш.) дополнительное наказание в виде административного принудительного выдворения за пределы Российской Федерации с содержанием в Специальном учреждении "Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области" (с местом дислокации в г.Тольятти), фактически оставил несовершеннолетних детей по месту их нахождения без присмотра со стороны матери или органов, осуществляющих контроль и надзор за несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей.
Принимая во внимание вышеизложенное, постановление судьи Красноярского районного суда Самарской области от 26 декабря 2019 года, вынесенное в отношении Рузиева Р.Ш. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение дополнительного административного наказания.
Согласно части 3 статьи 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначается только то из административных наказаний, которое может быть назначено указанному лицу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу защитника - адвоката Залозного Алексея Викторовича, действующего на основании ордера в интересах Абдуллоева Абдурахмона Шарофджоновича (Рузиева Рустама Шарофчоновича), удовлетворить.
Постановление судьи Красноярского районного суда Самарской области от 26 декабря 2019 года, вынесенное в отношении Рузиева Рустама Шарофчоновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Исключить из постановления указание на назначение Рузиеву Рустаму Шарофчоновичу административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации с содержанием в Специальном учреждении "Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области" (с местом дислокации в г.Тольятти).
В остальной части названное судебное постановление оставить без изменения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.