Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Трескуновой Л.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Районная теплоснабжающая организация" (далее - ООО "РТК"), поданную в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 19 февраля 2021 года, на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 августа 2020 года по административному делу N 3а-153/2020 по административному исковому заявлению ООО "РТК" об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя административного истца
Гараева Р.Р, возражения представителя административного ответчика Лебедева С.О, заключение прокурора Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ООО "РТК" относится единой теплоснабжающей организацией, к зоне деятельности которой относится часть Ленинского района города Ижевска Удмуртской Республики.
20 декабря 2019 года Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее - Минстрой Удмуртской Республики) издан приказ N 29/15 "О внесении изменений в приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики от 20 декабря 2018 года
N 23/117 "О долгосрочных параметрах регулирования для общества с ограниченной ответственностью "Районная теплоснабжающая организация" на 2019 - 2023 годы, тарифах на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию в целях компенсации потерь тепловой энергии, и тарифах на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью "Районная теплоснабжающая организация" потребителям" (далее - приказ от 20 декабря 2019 года N 29/15, л.д. 12-17, том 1).
Данным приказом установлен тариф на тепловую энергию
для потребителей, подключенных к распределительным тепловым сетям
за периоды с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года - 1598, 78 рублей/Гкал; с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года - 1715, 85 рублей/Гкал
(л.д. 16, том 1).
При установлении данного тарифа орган регулирования исходил из рассчитанного объема полезного отпуска тепловой энергии 267727, 39 Гкал, включая: 201138, 25 Гкал - население, 32391, 51 Гкал - бюджетные потребители, 34197, 63 Гкал - прочие потребители.
Полагая вышеназванный приказ незаконным, ООО "РТК" оспорило его в судебном порядке, ссылаясь на то, что орган регулирования, утверждая названные тарифы, необоснованно завысил объем полезного отпуска тепловой энергии относительно ранее заявленного административным истцом объема полезного отпуска тепловой энергии 247171, 65 Гкал (включая:
181216, 32 Гкал - население, 32391, 51 Гкал - бюджетные потребители, 33563, 82 Гкал - прочие потребители), исходя из фактической реализации тепловой энергии в 2018 году. Указанные действия административного ответчика привели к утверждению заниженных тарифов на тепловую энергию, что исключает получение ООО "РТК" финансовых средств в необходимом объеме для осуществления регулируемого вида деятельности.
Решением Верховного Суда Удмурткой Республики от 28 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 августа 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе ООО "РТК" просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, приводя аргументы, аналогичные административному иску.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации
от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Удмуртской Республике в соответствии с Положением о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики
от 22 декабря 2017 года N 550, является вышеназванный Минстрой Удмуртской Республики.
Приказ от 20 декабря 2019 года N 29/15 принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Положения Закона о теплоснабжении, определяющего общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, а также устанавливающего основы и порядок ценообразования в данной сфере с учетом особенностей регулируемых отношений, направлены на формирование надлежащего механизма ценообразования, обеспечивающего в том числе баланс экономических интересов теплоснабжающих организаций и различных категорий потребителей тепловой энергии (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении).
Необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние три года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
Формирование расчетных объемов отпуска тепловой энергии в целях расчета тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основании раздела III Методических указаний.
Согласно пункту 18 вышеназванных указаний формирование органами регулирования расчетных объемов, используемых при расчете тарифов в сфере теплоснабжения (за исключением поставки тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более), осуществляется, в том числе, с учетом:
- необходимости обеспечения баланса тепловой нагрузки и тепловой мощности, баланса теплоносителя по системам теплоснабжения с учетом технологических ограничений в соответствии с планами вводов источников тепловой энергии и тепловых сетей на расчетный период регулирования, определенными в соответствии с инвестиционными программами регулируемых организаций;
- количественной оценки ожидаемого уровня потребления тепловой энергии, тепловой нагрузки с учетом данных, предоставляемых регулируемыми организациями при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе договорных (заявленных на расчетный период регулирования потребителями) объемов, и статистических данных, в том числе среднегодового фактического потребления за три предыдущих года и планов регионального развития, в том числе с учетом фактического отключения (подключения) потребителей, объемов потерь и других параметров, используемых при расчете объемов в соответствии с настоящей главой.
Согласно пунктам 13 - 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Из материалов административного дела следует, что в связи с отсутствием в схеме теплоснабжения города Ижевска на период до 2031 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20 декабря 2016 года N 1362 и в действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта муниципальной программе муниципального образования "город Ижевск" "Развитие жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Администрации города Ижевска от 5 декабря 2014 года N 1337 информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определен органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.
Принимая оспариваемое решение, орган регулирования руководствовался экспертным заключением по делу о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2020 года от 20 декабря 2019 года, содержащим сведения о том, что плановый объем полезного отпуска тепловой энергии на 2020 год 267727, 39 Гкал определен с учетом представленной ООО "РТК" информации о финансов-хозяйственной деятельности, договорных объемах, статистических данных, фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики за последние три года (л.д. 188-193, том 1).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что определенная Минстроем Удмуртской Республики величина расчетного объема полезного отпуска тепловой энергии 267727, 39 Гкал согласуется с нормативными положениями в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе с требованиями пункта 18 вышеприведенных Методических рекомендаций, в связи с чем является экономически обоснованной.
Судами обоснованно приняты во внимания доказательства, подтверждающие установление платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ООО "РТК", а также запросы юридических лиц о предоставлении технических условий для подключения многоквартирных домов в 2020 году к названной системе теплоснабжения, что также учтено органом регулирования при утверждении оспариваемых тарифов (л.д. 71-78, том 2).
Приводя в кассационной жалобе доводы о незаконности оспариваемого решения и судебных актов, административный истец исходил из объема фактического полезного отпуска тепловой энергии за последние три года, а именно: за 2016 год - 240055, 78 Гкал, за 2017 год - 251110, 024 Гкал, за 2018 год - 247171, 65 Гкал, в связи с чем полагал необходимым установить тариф, исходя из приведенного показателя за 2018 год - 247171, 65 Гкал.
Указанное суждение основано на неверном толковании закона, поскольку пункт 22 Основ ценообразования во взаимосвязи с пунктом 18 Методических указаний возлагает на орган регулирования обязанность учитывать фактический полезный отпуск тепловой энергии за последний отчетный год в совокупности с другими обстоятельствами, в связи с чем расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии может отличаться от показателей за предыдущие годы, в том числе в сторону увеличения.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 26 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Районная теплоснабжающая организация" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено
27 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.