Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Загороднова О.В. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу А.Т.А, поданную 1 марта 2021 года, на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 8 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 9 декабря 2020 года по административному делу N 2-2163/2020 по административному исковому заявлению А.Т.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.С.И, А.И.И, к администрации г. Ижевска о признании нуждающимися в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
А.Т.А, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних А.С.И, А.И.И. (далее - административный истец), обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г. Ижевска (далее - административный ответчик, Администрация) с названными требованиями, в обоснование которых указала, что 12 декабря 2017 года между А.Т.И. и Администрацией заключен договор социального найма N, по которому административному истцу предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес".
14 мая 2019 года в данном многоквартирном доме произошел пожар. Распоряжением Администрации от 26 августа 2019 года N многоквартирный "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Руководствуясь статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, административный истец, обратившись в Администрацию, просила признать ее и несовершеннолетних детей нуждающимися в предоставлении жилого помещения.
В ответ Администрация сообщила административному истцу о том, что для постановки ее и членов ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях им необходимо получить статус малоимущей семьи.
По мнению административного истца, обязанность по постановке ее и членов ее семьи на упомянутый учет не должна ставиться в зависимость от признания ее семьи малоимущей.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 8 сентября 2020 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 9 декабря 2020 года без изменения, в удовлетворении вышеуказанных административных исковых требований А.Т.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 1 марта 2021 года, административный истец А.Т.А. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, а также без учета обстоятельств, имеющих правовое значение для административного дела, просит принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование поданной кассационной жалобы ее автор указывает, что судами при разрешении административного спора не приняты во внимание положения пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые в качестве самостоятельного основания для предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма определяют случаи признания жилого помещения непригодным для проживания. Поскольку принадлежащее по договору социального найма административному истцу и членам ее семьи жилое помещение признано в установленном законом порядке аварийным, как считает заявитель кассационной жалобы, правовых оснований для отказа Администрацией в постановке А.Т.А. и членов ее семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела судом кассационной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера, что привело бы к принятию незаконных судебных актов, судами не допущено.
Как следует из материалов административного дела, 12 декабря 2017 года между А.Т.И. и Администрацией заключен договор социального найма N, согласно которому истцу предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес".
Согласно указанному договору жилое помещение предоставлено нанимателю и членам семьи нанимателя: матери В.Е.В, дочери А.С.И, сыну А.И.И.
ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме по адресу: "адрес" произошел пожар. В результате пожара поврежден многоквартирный жилой дом и имущество.
Распоряжением Администрации от 26 августа 2019 года N многоквартирный "адрес" на основании заключения межведомственной комиссии администрации Октябрьского района г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ N признан аварийным и подлежащим сносу; установлен срок отселения физических и юридических лиц и сноса данного многоквартирного жилого дома не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, административный истец, обратившись в Администрацию, просила признать ее и несовершеннолетних детей нуждающимися в предоставлении жилого помещения.
Как следует из содержания ответа Администрации от ДД.ММ.ГГГГ N N административному истцу сообщено о невозможности постановки ее и членов семьи на учет в отсутствие признания их малоимущими. Документы, подтверждающие названный статус, административным истцом не представлены.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь системным толкованием положений статей 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, указал, что поскольку административный истец А.Т.А. и члены ее семьи в установленном законом порядке малоимущими не признавались, постольку правовых оснований для предоставления им Администрацией жилого помещения по договору социального найма не имелось.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
При этом согласно части 3 названной статьи жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма также могут предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого данными гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Постановлением администрации г. Ижевска от 21 мая 2012 года N 472 утвержден административный регламент муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Пунктом 2.8. названного Административного регламента предусмотрено, что основаниями для отказа в предоставлении заявителю услуги являются, в том числе, представление документов, которые не подтверждают право заявителей состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Критерием постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма является: признание заявителей малоимущими, имеющими обеспеченность менее учетной нормы (10 кв. метров общей площади), установленной в муниципальном образовании "Город Ижевск", занимаемого жилого помещения на одного человека; семьи; если в их составе имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения (Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации); инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов; ветераны Великой Отечественной войны и семьи погибших (умерших) военнослужащих - участников ВОВ.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, установив, что административный истец не представила в Администрацию доказательств, подтверждающих признание ее и членов ее семьи в установленном законом порядке малоимущими, суды обоснованно констатировали правомерность отказа Администрации в постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия отмечает, что доводы автора кассационной жалобы о том, что оспариваемым отказом нарушены ее права на получение жилого помещения в счет признанного аварийным, являются ошибочными, поскольку частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято вышеуказанное постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
По общему правилу, жилищные права нанимателя жилого помещения по договору социального найма в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Таким образом, в отличие от положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми установлен внеочередной порядок предоставления жилых помещений гражданам, поставленным на учет нуждающихся в жилых помещениях по общим основаниям, то есть в связи с признанием их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, положения статей 85-86 Жилищного кодекса Российской Федерации определяют специальный порядок обеспечения жилищных прав той категории лиц, которые будучи непризнанными нуждающимися в жилых помещениях, также имеют право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма в порядке выселения. При этом имущественное положение данных граждан правового значения для целей, предусмотренных статьей 85-86 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеет.
Следовательно, административный истец вправе восстановить свои жилищные права в ином предусмотренном законом порядке.
Поскольку данные обстоятельства и названное правовое регулирование было учтено судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела, их выводы основаны на надлежащей оценке представленных сторонами доказательств, постольку у судебной коллегии не имеется правовых оснований для отмены либо изменения постановленных по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 8 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 9 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу А.Т.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 апреля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.