Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Кувшинова В.Е. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Любакова А.В, поданную в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 1 марта 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 сентября 2020 года по административному делу N 2а-537/2020 по административному исковому заявлению Любакова А.В. об оспаривании отказа Департамента градостроительства городского округа Самара в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя административного истца Качмарева М.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Любаков А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N:716 площадью 1 200 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес" (л.д. 13, 14).
4 октября 2019 года Любаков А.В. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о перераспределении своего земельного участка и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 233 квадратных метров, в результате которого планируется образование земельного участка N:ЗУ1, площадью 1 433 квадратных метров (далее - образуемый земельный участок л.д. 15, 46).
По результатам рассмотрения заявления 1 ноября 2019 года Департаментом градостроительства городского округа Самара (далее - Департамент) принято решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании пункта 6 статьи 11.9, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что образуемый земельный участок частично расположен в границах красных линий, на территории общего пользования (л.д. 16).
Полагая указанное решение незаконным, Любаков А.В. оспорил его в судебном порядке.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 10 февраля 2020 года требования Любакова А.В. удовлетворены, оспариваемый отказ признан незаконным, на административного ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 сентября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Любаков А.В. ставить вопрос об отмене апелляционного определения в связи с недоказанностью обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается в том числе схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в перераспределении земельных участков является не соответствие схемы расположения земельного участка требованиям, предусмотренным пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Одним из таких оснований является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 названного Кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности выводов административного ответчика о том, что образуемый земельный участок расположен в границах красных линий.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее - ИСОГД), пришел к выводу о том, что образуемый земельный участок частично расположен в границах красных линий, в связи с чем административным ответчиком правомерно отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
С выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя в силу следующего.
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии со статьей 13 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по административному делу.
Согласно частям 1 и 2 статьи 176, части 1 статьи 178 и статье 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным, основанным на доказательствах, исследованных в судебном заседании. Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Приведенные законоположения направлены на обеспечение принятия судом законного и обоснованного решения и являются процессуальными гарантиями права на судебную защиту. Они исключают возможность произвольного изложения в судебном решении заявленных требований и изменения предмета административного искового заявления, а также не позволяют игнорировать доводы административного истца.
Кроме того, обстоятельства, подлежащие обязательному выяснению при рассмотрении административного дела, установлены в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из указанной нормы закона, суд обязан проверить полномочия органа местного самоуправления по принятию оспариваемого решения, выяснить порядок и основания его принятия, а также установить, соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что Любакову А.В. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что образуемый земельный участок частично расположен в границах красных линий, исходя из данных ИСОГД.
Вместе с тем, в материалах административного дела отсутствуют допустимые доказательства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения и позволяющие сделать вывод о расположении образуемого земельного участка в границах красных линий.
Кроме того, представленная выписка из ИСОГД от 29 ноября 2019 года, содержит сведения только о земельном участке с кадастровым номером N:716, находящимся в собственности административного истца (л.д. 24, 25). Аналогичных сведений в отношении образуемого земельного участка в материалах дела не представлено.
При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, являются правильными, в связи с чем правовых оснований для отмены судебного акта районного суда не имелось.
В связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, апелляционное определение подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 1 сентября 2020 года отменить.
Решение Ленинского районного суда города Самары от 10 февраля 2020 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 30 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.