Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гайсина М.Н, поданную 18 марта 2021 года, на решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2020 года по административному делу N 2а-683/2020 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан к Гайсиной М.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего содержание кассационной жалобы и обстоятельства административного дела, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан (далее - МИФНС России N 29 по Республике Башкортостан, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гайсиной М.Н. (далее - административный ответчик) о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям в размере 32 662 рубля 34 копейки.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что административный ответчик в период с 26 апреля 2016 года по 26 ноября 2018 года осуществляла предпринимательскую деятельность, была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. При этом за 2017-2018 годы административный ответчик в установленный законодательством срок не уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 24 037 рублей 97 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 5 288 рублей 44 копейки. В связи с этим, на указанные размеры задолженности налоговым органом административному ответчику начислены пени: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 1 913 рублей 83 копейки; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере - 421 рубль 5 копеек.
Кроме этого, административный ответчик в нарушение пункта 2 статьи 346.10 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу (далее - ЕСХН) за 2017 год представила несвоевременно, что повлекло начисление ей штрафа в размере 1 000 рублей и пеней в сумме 1 рубль 5 копеек.
Требования налогового органа о добровольной уплате задолженности по страховым взносам, пеням и штрафу, направленные административному ответчику по месту ее жительства, исполнены не были.
11 марта 2020 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Гайсиной М.Н. задолженности по страховым взносам, пеням и штрафу.
Определением мирового судьи судебного участка по городу Агидель Республики Башкортостан от 26 марта 2020 года, в связи с поступившими от должника Гайсиной М.Н. возражениями, упомянутый судебный приказ был отменен.
Между тем в дальнейшем административный ответчик в добровольном порядке указанную задолженность не погасила, что явилось основанием для обращения административного истца с требованиями в суд.
Решением Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 июля 2020 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2020 года без изменения, административные исковые требования МИФНС России N 29 по Республике Башкортостан удовлетворены в приведенной в судебном акте формулировке.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 18 марта 2021 года, административный ответчик Гайсина М.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование доводов кассационной жалобы Гайсина М.Н. утверждает, что она с 2017 года по 2018 год по состоянию здоровья не осуществляла предпринимательскую деятельность, что, по ее мнению, свидетельствует о наличии оснований для освобождения от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Гайсина М.Н. с 26 апреля 2016 года по 26 ноября 2018 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
При этом административный ответчик не уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 24 037 рублей 97 копеек, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 5 288 рублей 44 копейки.
За несвоевременную уплату страховых взносов административному ответчику налоговым органом начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии в размере 1 913 рублей 83 копейки, и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 421 рубль 5 копеек.
Также, административным ответчиком своевременно до 24 апреля 2018 года не представлена налоговая декларация по ЕСХН за 2017 год.
Решением МИФНС России N 29 по Республике Башкортостан от 28 сентября 2018 года N Гайсина М.Н. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 1 000 рублей, ей также начислены пени по единому сельскохозяйственному налогу в сумме 1 рубль 5 копеек.
Кроме этого, МИФНС России N 29 по Республике Башкортостан административному ответчику направлены требования от 25 ноября 2017 года N, от 19 января 2018 года N, от 14 ноября 2018 года N, от 28 ноября 2019 года N о добровольной уплате задолженности по страховым взносам, пеням и штрафу.
Сведений об исполнении Гайсиной М.Н. указанных требований в материалах дела не имеется, административным ответчиком таковые не представлены.
11 марта 2020 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Гайсиной М.Н. задолженности по страховым взносам, пеням и штрафу.
Определением мирового судьи судебного участка по городу Агидель Республики Башкортостан от 26 марта 2020 года, в связи с поступившими от должника Гайсиной М.Н. возражениями, данный судебный приказ был отменен.
Разрешая административный спор и принимая решение о взыскании с Гайсиной М.Н. задолженности по страховым взносам, пеням и штрафу, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что административным ответчиком не представлены доказательства их своевременной уплаты при наличии такой обязанности в силу закона.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно статье 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено указанной статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым указанного подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Как следует из содержания подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 346.10 Налогового кодекса Российской Федерации, указанные налогоплательщики представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 2 приведенного пункта; не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с пунктом 9 статьи 346.3 данного Кодекса, им прекращена предпринимательская деятельность в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, признаваемого таковым в соответствии с настоящей главой.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием и достоверно установив, что Гайсина М.Н, являясь в период с 26 апреля 2016 года по 26 ноября 2018 года индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица и применяя систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, добровольно свои обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование не исполнила, а также нарушила срок предоставления налоговой декларации, суды, констатировав правильность расчетов налогового органа о размере задолженности по страховым взносам, пеням и штрафу, пришли к правильным выводам о необходимости удовлетворения административного искового заявления.
Выводы судов вытекают из правильной оценки представленных сторонами доказательств, которыми факт отсутствия у Гайсиной М.Н. названной задолженности не подтверждается.
Вопреки доводам кассационной жалобы, состояние здоровья плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование может явиться основанием для освобождения от их уплаты только в случае подачи им в налоговый орган заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и представления подтверждающих документов (абзац 2 пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
Между тем административным ответчиком в материалы дела не представлено достоверных доказательств соблюдения названного порядка.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы, сводящиеся к несогласию с выводами судов, не могут быть приняты в качестве надлежащих правовых оснований для пересмотра постановленных по данному административному делу судебных актов.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную Гайсина М.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 12 мая 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.