Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А.
судей Белова В.И, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Набатова Олега Алексеевича, поданную 27 марта 2021 года, на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 5 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 февраля 2021 года по административному делу N 2а-3334/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области о взыскании с Набатова О.А. обязательных платежей и санкций и встречному административному исковому заявлению Набатова О.А. к Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области о признании недоимки безнадежной к взысканию.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, объяснения Набатова О.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области Суздалевой Л.М, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 28 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 февраля 2021 года, требования Межрайонной ИФНС N 19 по Самарской области удовлетворены, с Набатова О.А. в пользу Межрайонной ИФНС N 19 по Самарской области взыскана сумма недоимки в размере 67 721 рубль 51 копейка, в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2017-2018 годы в размере 49 945 рублей;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2017-2018 годы в размере 6 099 рублей 51 копейка;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2017-2018 годы, в размере 10 430 рублей;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года), за 2017-2018 годы в размере 1 247 рублей.
С Набатова О.А. взыскана государственная пошлина в размере 2 231 рубль.
В удовлетворении встречного административного иска Набатова О.А. отказано.
В кассационной жалобе Набатов О.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая, что требование об уплате налога направлено за пределами установленного законом срока. Несвоевременное направление требования об уплате налога не продлевает предоставленный законом срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам и сборам. Соответственно, налоговый орган пропустил срок обращения в суд.
В письменных возражениях представитель Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области просит оставить без изменения состоявшиеся судебные акты, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При изучении доводов кассационной жалобы Набатова О.А. и материалов административного дела судебной коллегией установлено, что нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущены.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 27 ноября 2017 года) предусматривалось, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Названные нормы закона в редакции от 8 июня 2020 года предусматривали, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Судами установлено, что 3 октября 2019 года в Межрайонную ИФНС России N 19 по Самарской области Палатой адвокатов Самарской области представлена информация о налогоплательщике - адвокате Набатове О.А. (л.д. 107, 110).
6 октября 2019 года налоговым органом сформирована карточка расчета с бюджетом административного ответчика Набатова О.А, начислены страховые взносы.
Налоговым органом произведено начисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, которое произведено по формуле: МРОТ (7 500 рублей) * 12 * 26% = 23 400 рублей.
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год рассчитан по формуле: МРОТ (7 500 рублей) * 12 * 5, 1% = 4 590 рублей.
Величина дохода Набатова О.А. за 2018 год не превышала 300 000 рублей, соответственно, сумма страховых взносов за 2018 налоговый период составляет 26 545 рублей.
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год составил 5 840 рублей.
В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области сформировано требование об уплате налога N 78557 по состоянию на 29 ноября 2019 года. Установлен срок исполнения - до 15 января 2020 года.
14 мая 2020 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Набатова О.А. указанной выше недоимки. Определением мирового судьи от 25 мая 2020 года судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений.
6 июля 2020 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Проверяя основания для взыскания суммы задолженности, наложения санкций, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение предусмотренного федеральным законом срока обращения в суд, правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, судебные инстанции исходили из того, что требования закона налоговым органом соблюдены. Адвокат Набатов О.А. должен был исполнить добровольно свою обязанность по уплате страховых взносов за 2017 год до 9 января 2018 года, за 2018 год до 9 января 2019 года, что им не было сделано.
Довод кассационной жалобы о том, что он состоял на учете в качестве адвоката в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года, как указал суд апелляционной инстанции, соответственно, налоговым органом пропущен установленный законом срок направления требования и срок обращения в суд, не может быть принят во внимание в связи со следующим.
Указание судом апелляционной инстанции на то, что административный ответчик состоял на учете в качестве адвоката в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2018 года, является некорректным. При этом не оспаривается, что в данный период Набатов О.А, являясь адвокатом, обязан был оплачивать страховые взносы.
Согласно положениям статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 этого же Кодекса, производится индивидуально в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
При этом, как правильно было принято во внимание судебными инстанциями, недоимка выявлена лишь 3 октября 2019 года в связи с поступлением соответствующей информации от адвокатского образования. В этой связи несостоятельна ссылка Набатова О.А. на то, что недоимка должна быть выявлена на следующий день после 31 декабря отчётного года.
С учетом того, что требование об уплате налога N сформировано 29 ноября 2019 года и направлено налогоплательщику 17 декабря 2019 года, срок направления требования налоговым органом соблюден. Соответственно, административное исковое заявление налогового органа обоснованно удовлетворено.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Ссылка Набатова О.А. на данные положения закона, устанавливающие порядок признания недоимки безнадежной к взысканию, не может быть принята во внимание, поскольку оснований для их применения не имеется. В связи с этим отказ в удовлетворении встречного административного искового заявления является правильным.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 5 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 2 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Набатова О.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 29 апреля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.