Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Никоновой О.И, судей Николаева И.В. и Рипка А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Титовой Н.Н. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 декабря 2020 г. по гражданскому делу N 2-2511/2020 по иску Муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Администрации Городского округа "Город Йошкар-Ола" к Титовой Н.Н. о признании условий изъятия жилого помещения правомерными и возложении обязанности заключить соглашение об изъятии земельного участка и недвижимого имущества, и встречному исковому заявлению Титовой Н.Н. к Муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола" в лице Администрации Городского округа "Город Йошкар-Ола" о возложении обязанности предоставить жилое помещение на праве собственности в пределах городского округа "Город Йошкар-Ола" взамен изымаемой квартиры.
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И, с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл объяснения представителя администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - Чагина И.А, действующего на основании доверенности от 11 января 2021 г. N010-79/02, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы Титовой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец - Муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" в лице администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обратилось в суд с исковым заявлением к Титовой Н.Н, в котором с учетом уточнения просил признать условия изъятия жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" правомерными и обязать Титову Н.Н. заключить соглашение об изъятии земельного участка и недвижимого имущества на условиях, предлагаемых администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола", действующей от имени муниципального образования "Город Йошкар-Ола". В обоснование иска указано, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Многоквартирный дом, в котором находится данное помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в адресную программу по переселению из аварийного жилищного фонда. Истец направил ответчику уведомление о признании жилого дома непригодным для проживания с просьбой в срок до 1 января 2020 г. произвести своими силами снос принадлежащего ответчику жилого помещения. Ответа на письмо не последовало, в связи с чем администрацией муниципального образования принято постановление об изъятии земельного участка, ответчику было предложено заключить соглашение о предоставлении возмещения в денежной форме за изымаемое жилое помещение, ответчик получил проект соглашения, однако не подписал его. Также ответчику было предложено заключить соглашение о предоставлении ему другого жилого помещения взамен изымаемого имущества. Ответчик также получил проект данного соглашения, однако оно не было им подписано.
В ходе рассмотрения гражданского дела Титова Н.Н. обратилась в суд со встречным исковым заявлением к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", в котором просила возложить обязанность предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение в черте населенного пункта г.Йошкар-Ола общей площадью не менее "данные изъяты" взамен изымаемой квартиры с зачетом ее стоимости, принадлежащей на праве собственности Титовой Н.Н, расположенной по адресу: "адрес". В обоснование встречного иска указано, что Титова Н.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". Титовой Н.Н. было направлено соглашение о предоставлении возмещения за изымаемое помещение, которое она не подписала, так как не согласна с его размером, не согласна на иные доплаты. Титова Н.Н. имеет право выбора требовать выкупа жилого помещения или предоставления жилого помещения в собственность без каких-либо доплат.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 декабря 2020 г, в удовлетворении исковых требований Муниципального образования "Город Йошкар-Ола" в лице Администрации Городского округа "Город Йошкар-Ола" к Титовой Н.Н. о признании условий изъятия жилого помещения правомерными и возложении обязанности заключить соглашение об изъятии земельного участка и недвижимого имущества, и встречного искового заявления Титовой Н.Н. к Муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола" в лице Администрации Городского округа "Город Йошкар-Ола" о возложении обязанности предоставить жилое помещение на праве собственности в пределах городского округа "Город Йошкар-Ола" взамен изымаемой квартиры, отказано.
В кассационной жалобе Титова Н.Н. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, как незаконные, и вынести по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - Чагин И.А. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания для отмены состоявшегося по делу апелляционного определения в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований Титовой Н.Н. по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 16 декабря 2014 г. N3133, от 17 июля 2015 г. N17 принято решение о выявлении оснований для признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного "адрес".
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 30 декабря 2016 г. N1871, с учетом постановления администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 30 декабря 2019 г. N1346, многоквартирный "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения жильцов многоквартирного дома установлен муниципальной адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы", утвержденной постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 30 октября 2019 г. N1127.
Данный дом включен в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы".
Титова Н.Н. является собственником жилого помещения площадью "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес" на основании договора передачи недвижимого имущества в собственность от 14 мая 2005 г.
Ответчик зарегистрирована по месту жительства в указанной квартире с 29 мая 1987 г.
31 октября 2019 г. письмом N 018-26/2464 администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" направила в адрес Титовой Н.Н. уведомление о признании жилого дома непригодным для проживания с просьбой в срок до 1 января 2020 г. произвести своими силами снос принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения. Уведомление получено Титовой Н.Н. 24 января 2020 г.
Титовой Н.Н. снос жилого дома не был произведен.
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 14 января 2020 г. N7 изъят земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" на котором расположен многоквартирный дом по адресу: "адрес", для муниципальных нужд. В связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка изъято также жилое помещение, принадлежащее Титовой Н.Н. на праве собственности.
Размер возмещения за жилое помещение Титовой Н.Н. определен администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" в размере 1 293 000 руб. на основании отчета об оценке от 2 декабря 2019 г. N036-1/12.19, данная сумма ответчиком не оспаривалась.
17 января 2020 г. администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" направила ответчику уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка и недвижимого имущества для муниципальных нужд.
К уведомлению приложено подписанное представителем администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" соглашение о предоставлении размера возмещения за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд, согласно которому Титовой Н.Н. предложено получить взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, денежное возмещение согласно части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в размере 1 293 000 руб.
В соглашении также указано, что оно является основанием для перехода права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" от Титовой Н.Н. к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
Уведомление и соглашение получены Титовой Н.Н. 24 января 2020 г, однако не подписаны Титовой Н.Н.
8 августа 2020 г. администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" направила ответчику соглашение об изъятии земельного участка и недвижимого имущества в другой редакции.
По условиям соглашения администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" обязалась предоставить Титовой Н.Н. взамен изымаемого имущества другое жилое помещение - двухкомнатную благоустроенную квартиру, проектной общей площадью "данные изъяты" расположенную по адресу: "адрес", и долю в праве на общее имущество в данном многоквартирном доме (в том числе земельный участок, на котором расположен указанный дом), с зачетом стоимости размера возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер возмещения за жилое помещение ответчика определен на основании отчета об оценке от 2 декабря 2019 г. N038-1/12.19 в размере 1 293 000 руб. Стоимость новой квартиры по проекту указана в размере 1 624 594, 30 руб. (32 557 руб. за 1 кв.м). Окончательная стоимость квартиры определяется на основании общей площади по итогам технической инвентаризации. Разница между стоимостью квартиры по проекту и размером возмещения за изымаемое жилое помещение составляет 333 594 руб. 30 коп, ответчик обязуется в срок 5 рабочих дней после ввода в эксплуатацию дома оплатить разницу путем перечисления на расчетный счет администрации городского округа "Город Йошкар-Ола".
Однако, соглашение ответчиком также подписано не было.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании условий изъятия жилого помещения правомерными и обязании ответчика заключить соглашение об изъятии земельного участка и недвижимого имущества на условиях предлагаемых истцом, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, правомерно руководствовался положениями статей 7 и 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что именно ответчик обладает правом выбора способа обеспечения его жилищных прав: путем получения денежной выплаты в счет компенсации стоимости изымаемого жилого помещения либо путем получения в собственность другого жилого помещения, при этом действующим законодательством не предусмотрено, что заключение соглашения является для ответчика обязательным. Поскольку Титова Н.Н. в ходе судебного заседания не согласилась с условиями соглашения, предложенного ей администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола", а соглашение на иных условиях, исключающих выплату разницы в стоимости жилых помещений, между ними не достигнуто, суд не нашел оснований для обязания ответчика по первоначальному исковому заявлению заключить вышеуказанное соглашение.
В указанной части обжалуемые судебные акты являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Доводы кассационной жалобы Титовой Н.Н. выводов суда в части оставления без удовлетворения исковых требований администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" не опровергают, в связи с чем решение суда первой инстанции и апелляционное определение в указанной части отмене в кассационном порядке не подлежит.
Разрешая спор и отказывая Титовой Н.Н. в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилого помещения равнозначного ранее занимаемому, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 1, 4, 6-10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 3, 4, 6 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", разъяснениями данными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г, а также применив положения Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" (III Раздел) и муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы", утвержденной постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 30 октября 2019 г. N1127, исходил из того, что предоставление собственникам жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению с органом местного самоуправления, которое между сторонами фактически достигнуто не было, поскольку истец от предложенного ответчиком другого жилого помещения с доплатой части стоимости предоставляемого жилого помещения отказалась.
При этом, суд проанализировав условия вышеуказанных адресных программ, а также содержание встречных исковых требований пришел к выводу, что встречный иск Титовой Н.Н. не направлен на разрешение спора, возникшего между ней и органом местного самоуправления, а удовлетворение иска Титовой Н.Н. в том виде, в котором он заявлен, приведет к тому, что ей будет предоставлено жилое помещение без исполнения обязательства по уплате части стоимости предоставляемого жилого помещения в случае, если его стоимость превысит размер возмещения за изымаемое жилое помещение, что, по мнению суда, противоречит положениям указанной программы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в указанной части сделаны с нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как установлено судом, Постановлением Правительства Республики Марий Эл утверждена Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда", а муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы", утверждена постановлением администрации городского округа " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" включен в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы" с планируемым сроком отселения 31 декабря 2020 г.
Таким образом, собственник Титова Н.Н. по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
От предложенного Администрацией жилья Титова Н.Н. отказалась, поскольку не желает осуществлять доплату части стоимости предоставляемого ей жилого помещения, которое имеет большую площадь чем находящееся у нее в собственности, и оценено дороже чем квартира заявителя.
Однако данный отказ не является отказом от выбранного Титовой Н.Н. способа реализации жилищных прав в виде предоставления другого жилого помещения в собственность.
В силу положений пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" у Администрации имеется обязанность предоставить Титовой Н.Н. в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение.
Разделом 3 Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 марта 2019 г. N 85 предусмотрено предоставление собственникам жилых помещений взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Порядок и сроки уплаты гражданами части стоимости предоставляемого им жилого помещения в случае, если его стоимость превышает размер возмещения за изымаемое жилое помещение, определяются соглашением, заключенным между органом местного самоуправления и гражданином.
При этом в разделе IV Республиканской программы указано, что финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств Фонда, республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов городских округов и муниципальных районов. Планируемый объем финансирования Программы определен исходя из стоимости приобретения жилых помещений и (или) строительства многоквартирных домов в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения и заявленных городскими округами (муниципальными районами) в Республике Марий Эл - исполнителями Программы площади аварийного жилищного фонда и площади приобретаемых жилых помещений, но не выше средней рыночной стоимости, определенной: по I этапу в размере 32 557 руб. на один квадратный метр общей площади жилья, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 2018 г. N 822/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2019 года"; по II этапу в размере 33 057 рублей на один квадратный метр общей площади жилья, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 1 апреля 2019 г. N 197/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2019 года";
В случае приобретения городскими округами (муниципальными районами) жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную с учетом предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджетов городских округов (муниципальных районов).
Для целей реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда городскими округами (муниципальными районами) могут быть использованы механизмы привлечения внебюджетных средств в соответствии с законодательством на условиях софинансирования.
Таким образом, ни федеральным законодательством, ни вышеуказанной Республиканской адресной программой не установлено положений, предусматривающих возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья. Согласно указанному разделу источниками финансирования Программы являются средства республиканского бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда.
При этом, в муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", утвержденной Постановление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 30 октября 2019 г. N 1127 предусмотрено, что для целей реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда могут быть использованы механизмы привлечения внебюджетных средств в соответствии с действующим законодательством на условиях софинансирования. В случае приобретения жилых помещений и (или) строительства многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений и (или) строительства многоквартирных домов, рассчитанную с учетом предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" и внебюджетных средств.
Вместе с тем, в разделе IV вышеуказанной программы предусмотрено, что финансовые средства для реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда формируются за счет средств Фонда, республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетных средств муниципального образования "Город Йошкар-Ола". Общий объем финансирования Программы - I этап (2019 - 2020 годы) - 168 978 391, 87 руб. (за счет за счет средств Фонда I этап (2019 - 2020 годы) - 132 278 822, 00 руб.; за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл I этап (2019 - 2020 годы) - 2 699 569, 87 руб.; средства бюджета городского округа "Город Йошкар-Ола" I этап (2019 - 2020 годы) - 34 000 000 руб.) Возмещение собственниками изымаемых жилых помещений части стоимости предоставляемого жилого помещения: 1 этап (2019-2020 годы) - 2 420 651, 60 руб, 2 этап (2020-2021 годы) - 16 926 руб.
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 24 июля 2020 г. N 624 в постановление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 30 октября 2019 г. N 1127 "О муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы" (в редакции постановлений администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 17.12.2019 N 1304, от 29.05.2020 N 460) внесено следующее изменение: в разделе III "Система программных мероприятий" муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы", утвержденной указанным выше постановлением, дополнено абзацем следующего содержания: "В случае, если стоимость жилого помещения, предоставляемого в собственность взамен изымаемого жилого помещения, ниже размера возмещения изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между размером возмещения и стоимостью предоставляемого жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше размера возмещения изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника изымаемого жилого помещения."
Таким образом, в Республиканской адресной программе и муниципальной адресной программе воспроизведены положения части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом их разъяснений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в подпункте "и" пункта 20 Постановления от 2 июля 2009 г. N14. Вместе с тем, указанные положения касаются случая заключения сторонами спора соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого.
При этом, включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов настоящего дела, Титова Н.Н. избрала способ обеспечения жилищных прав путем предоставления другого равнозначного по площади жилого помещения. Между тем, обстоятельства того, было ли истцу предложено равнозначное жилое помещение, от переселения в которое она отказалась, судебными инстанциями не установлены, как не установлен и конкретный объем финансирования приобретения жилого помещения в рамках Программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет собственника изымаемого жилого помещения, с учетом того, что первый этап программы (2019-2020 годы) предусматривает возмещение собственниками изымаемых жилых помещений 2 420 651, 60 руб, и с учетом того, что в первую очередь источниками финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья является средства Фонда, республиканского бюджета и бюджета муниципального образования, с условием, что в случае приобретения городскими округами (муниципальными районами) жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную с учетом предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджетов городского округа и внебюджетных средств.
Таким образом, суды при вынесении решения об отказе в удовлетворении встречных исковых требований положения пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и вышеуказанные положения Республиканской и муниципальной адресных программ, подлежащие применению к правоотношениям сторон, не применили и возникший между сторонами спор по существу не разрешили.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судами первой, апелляционной инстанций при разрешении встречного иска Титовой Н.Н. допущены нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, и без устранения которых невозможны защита прав и законных интересов заявителя.
Учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также то, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), судебная коллегия считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 декабря 2020 г. в части оставления без изменения решения Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 сентября 2020 г. в части отказа в удовлетворении иска Титовой Н.Н. отменить, в указанной части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 декабря 2020 г. отменить в части оставления без изменения решения Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 сентября 2020 г. в части отказа в удовлетворении иска Титовой Надежды Николаевны к Муниципальному образованию "Город Йошкар-Ола" в лице Администрации Городского округа "Город Йошкар-Ола" о возложении обязанности предоставить жилое помещение на праве собственности в пределах городского округа "Город Йошкар-Ола" взамен изымаемой квартиры, в указанной части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 15 декабря 2020 г. и решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 сентября 2020 г. оставить без изменения.
Председательствующий О.И. Никонова
Судьи И.В. Николаев
А.С. Рипка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.