Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М, судей Кизирбозунц Т.Т, Романова М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зигангирова Альберта Габдулхановича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 декабря 2020 г. по гражданскому делу N 2-1824/2020 по иску Зигангирова Альберта Габдулхановича к Новокашировскому сельскому Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района РТ, Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района РТ, Палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ об установлении границ земельных участков; и по встречному иску Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района РТ, Палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ к Зигангирову Альберту Габдулхановичу, Новокашировскому сельскому Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района РТ о признании недействительной выписки из решения Новокашировского Совета самоуправления Альметьевского района, о прекращении права собственности на земельный участок и об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке, заслушав доклад судьи Балакиревой Е.М, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Зигангиров А.Г. обратился в Альметьевский городской суд Республики Татарстан с иском к Новокашировскому сельскому Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Новокашировский Исполком), Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком), Палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - ПЗИО), в котором просил установить границы земельного участка с кадастровым номером N относительно земельных участков с кадастровыми номерами N (входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером N) без согласования по фактическому использованию земельного участка в соответствии с координатами, указанными в межевом плане от 3 февраля 2020 года, подготовленном кадастровым инженером ООО "Землемер" ФИО6; определить факт нахождения земельного участка с кадастровым номером N в границах населенного пункта Ак-Чишма Новокашировского сельского поселения Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в квартале N откорректировать границы земельного участка с кадастровым номером N по границам земельного участка с кадастровым номером N без согласования.
Исполком и ПЗИО предъявили Зигангирову А.Г, Новокашировскому Исполкому встречный иск о признании недействительной выписки из решения Новокашировского Совета самоуправления Альметьевского района Республики Татарстан (далее - Новокашировский Совет), прекращении права собственности на земельный участок и об исключении из ЕГРН сведений о земельном участке.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 15 сентября 2020 г. исковые требования Зигангирова А.Г. удовлетворены, встречные исковые требования Исполкома и ПЗИО оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 декабря 2020 г. решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 15 сентября 2020 г. отменено, по делу принято новое решение. В удовлетворении исковых требований Зигангирова А.Г. отказано, встречный иск удовлетворен. Признана недействительной выписка из решения Новокашировского Совета от 16 мая 1998 г, прекращено право собственности Зигангирова А.Г. на земельный участок с кадастровым номером N и исключены из ЕГРН сведения о данном земельном участке.
В кассационной жалобе Зигангиров А.Г. просит апелляционное определение отменить полностью и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что не обязан предоставлять решение Новокашировского Совета от 16 мая 1998 г, поскольку указанный документ находится в ведении и распоряжении ответчиков, истцу была выдана лишь выписка из решения. При этом отсутствие в архиве указанного решения не может являться основанием для признания выписки из решения недействительной. Полагает, что выписка из решения органа местного самоуправления не является правоустанавливающим документом, поэтом требование о признании этого документа недействительным не основано на законе. Право собственности Зигангирова А.Г. на спорный земельный участок зарегистрировано в 2013 году и никем не оспорено, при регистрации были предоставлены все необходимые документы. Полагает, что истцом по встречному иску избран ненадлежащий способ защиты права, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания, предусмотренные законом, для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 15 ноября 2013 г. зарегистрировано право собственности Зигангирова А.Г. на земельный участок площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, документом-основанием для регистрации послужило решение Новокашировского Совета от 16 мая 1998 г.
Земельный участок имеет общую границу с земельным участком с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес", д "адрес", "адрес", принадлежащим ФИО7
Кадастровым инженером ФИО6 подготовлен межевой план от 3 февраля 2020 г. в целях уточнения границ земельного участка с кадастровым номером N. При этом кадастровым инженером установлено, что фактическая площадь участка истца составляет 1529 кв.м, по правоустанавливающим документам - 1500 кв.м, участок выходит за установленные границы населённого пункта Ак-Чишма (согласно выписки из ЕГРН), накладывается на земельный участок с кадастровым номером N, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером N, который имеет уточнённую площадь, но не используется по назначению.
Согласно справке Новокашировского Исполкома от 25 декабря 2019 г, земельный участок истца существует более 15 лет в границах Новокашировского сельского поселения (л.д. 20).
Истец, указывая, что при внесении в ЕГРН сведений о границах населенного пункта участок истца не был учтен, ПЗИО от подписания акта согласования границ земельного участка уклоняется, обратился в суд с вышеназванным иском.
В свою очередь Исполком и ПЗИО, указывая, что решение о предоставлении Зигангирову А.Т. земельного участка уполномоченным органом не принималось и выписка из решения Новокашировского Совета является недействительной, границы земельного участка с кадастровым номером N не установлены на местности, он расположен за границей сельского поселения, обратились со встречным исковым заявлением.
Удовлетворяя первоначальные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", статьей 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", пришел к выводу о том, что земельный участок, принадлежащий истцу, существует более 15 лет в границах населённого пункта д. Ак-Чишма в квартале N, право собственности истца зарегистрировано в установленном законом порядке. При этом оснований для удовлетворения встречного иска суд первой инстанции не усмотрел ввиду избрания ненадлежащего способа защиты права и пропуска срока исковой давности, течение которого началось с момента государственной регистрации права собственности ФИО1 на спорный земельный участок.
Суд апелляционной инстанции не согласился с указанными выводами суда первой инстанции, указав, что для уточнения границ земельного участка в составе населённого пункта он должен существовать на местности в границах населённого пункта и его границы должны быть определены либо в правоустанавливающем документе, либо на местности конкретными объектами. Установив, что доказательств существования земельного участка на местности в спорных границах и определения местоположения границ этого земельного участка в границах д. Ак-Чишма при его образовании с 1998 года в материалы дела дело не представлено, как и не представлено надлежащих доказательств принятия Новокашировскмм Советом решения от 16 мая 1998 г. о предоставлении Зигангирову А.Г. спорного земельного участка, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец фактически претендует на образование земельного участка категории "земли населённых пунктов" за границами населённого пункта д. Ак-Чишма за счёт земель сельскохозяйственного назначении с видом разрешённого использования "дли крестьянского (фермерского) хозяйства", принадлежащих муниципальному образованию.
Поскольку мер, направленных на изменение границ населённого пункта д. Ак-Чишма в установленном законом порядке истец и органы местного самоуправления сельского поселения не предпринимали, решение об отказе во включении какого-либо земельного участка в границы населённого пункта д. Ак-Чишма уполномоченным органом не принималось, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что с данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Так, согласно кадастровому паспорту земельного участка (раздел 6) дата внесения в ГКН сведений- 16 мая 1998 года.
Согласно межевому плану границы земельного участка согласованы главой Новокашировского сельского поселения Гиниятуллиной Л.М.
Также в материалах дела имеется проект границ (акт выбора) от 4 апреля 2007 года, утвержденный администрацией Альметьевского муниципального района, согласно которому земельный участок определен в пределах населенного пункта д. Ак-Чишма, а также Градостроительный план и схема расположения земельного участка.
Распоряжением исполнительного комитета земельному участку присвоен адрес: д. Ак-Чишма, "адрес".
Согласно справке Новокашировского Исполкома от 25 декабря 2019 года, земельный участок истца существует более 15 лет в границах Новокашировского сельского поселения, однако при внесении в ЕГРН сведений о границах населённого пункта не был учтён участок истца, в результате земельный участок расположен за границей населённого пункта.
Из материалов дела следует, что оспариваемое право собственности Зигангирова А.Г. на земельный участок зарегистрировано 15 ноября 2013 года на основании выписки от 25 сентября 2013 года из решения Новокашировского сельского Совета Альметьевского района Республики Татарстан от 16 мая 1998 года.
При этом решение Новокашировского сельского Совета Альметьевского района Республики Татарстан от 16 мая 1998 года регистрирующему органу и суду не представлялось.
Основанием для предъявления встречного иска Исполком и ПЗИО послужили доводы о подложности выписки от 25 сентября 2013 года, которые истцом не опровергнуты.
Между тем такой вывод не основан на нормах процессуального права.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом суд апелляционной инстанции неверно распределил бремя доказывания, возложив обязанность по доказыванию факта подлинности документа на истца, а не на лицо, заявляющее об отсутствии подлинности документа.
Кроме того, в материалах дела имеется ответ Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района от 6 июля 2020 года об отсутствии в архивном фонде решения от 16 мая 1998 года (л.д.75), тогда как право собственности истца на земельный участок зарегистрировано на основании решения Новокашировского сельского Совета Альметьевского района Республики Татарстан от 16 мая 1998 года.
Сведений о том, принималось ли решение Новокашировским сельским Советом Альметьевского района Республики Татарстан от 16 мая 1998 года о выделении истцу земельного участка в материалах дела не имеется. Ответа на запрос суда от главы Новокашировского сельского поселения не получено.
Таким образом, выводы о подложности выписки из решения Новокашировского сельского Совета Альметьевского района Республики Татарстан от 16 мая 1998 года сделаны судом апелляционной инстанции в отсутствие надлежащих доказательств, обязанность предоставления которых должна быть возложена на ответчика, заявившего данные требования.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 декабря 2020 г. по гражданскому делу N 2-1824/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Е.М. Балакирева
Судьи Т.Т. Кизирбозунц
М.В. Романов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.