Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Плеханова А.Н, Кизирбозунц Т.Т, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Десяткиной Елены Ивановны на решение Центрального районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 25 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 декабря 2020 года по гражданскому делу N2-3393/2020 по иску Десяткиной ФИО1 к Министерству здравоохранения Оренбургской области о возмещении расходов по оплате за отопление и освещение.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Десяткина Е.И. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что является работником здравоохранения. С 1 августа 1991 года по 31 декабря 2016 года работала врачом психиатром-наркологом в ГБУЗ "Александровская районная больница", с 1 января 2017 года принята на должность врача психиатра-нарколога в наркологический кабинет Александровского района Оренбургской области в порядке перевода.
Как медицинский работник, истец пользуется правом на получение компенсации. За период с 1 сентября 2018 года по 30 июня 2020 года Десяткиной Е.И. за отопление и освещение оплачено 20784, 14 рублей и 38948, 59 рублей соответственно, однако со стороны Министерства здравоохранения ей компенсировано только 6820 рублей.
С учетом изложенного, истец просила суд взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области, понесенные ею в период с 1 сентября 2018 года по 30 июня 2020 года расходы на отопление и освещение в сумме 52912, 73 рублей.
Решением Центрального районного суда г.Оренбурга от 25 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 декабря 2020 года, в удовлетворении исковых требований Десяткиной ФИО1 к Министерству здравоохранения Оренбургской области о возмещении расходов по оплате за отопление и освещение отказано.
В кассационной жалобе Десяткина Е.И. просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1.статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участника процесса, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами, истец проживает в сельской местности: "адрес" что подтверждается справкой администрации МО Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области N от 18 августа 2020 года.
С 1 августа 1991 года Десяткина Е.И. принята на работу в Александровскую ЦРБ на должность психиатра-нарколога.
До 1 января 2005 года она, как медицинский работник, пользовалась льготами по 100% оплате жилья.
В настоящее время истец работает в ГАУЗ "Оренбургский областной клинический наркологический диспансер" в должности врача-психиатра- нарколога наркологического кабинета Александровского района Оренбургской области.
Согласно справке ООО "Газпром межрегионгаз Оренбург" г.Оренбург по движению начисленных и оплаченных сумм за период с 1 сентября 2018 года по 30 июня 2020 года, Десяткиной Е.И. за услуги отопления уплачена сумма в размере 20784, 14 рублей.
Из карточки лицевого счета АО "ЭнергосбытПлюс" (Оренбургский филиал) следует, что за период с 1 сентября 2018 года по 31 июля 2020 года за потребленные услуги электроснабжения Десяткиной Е.И. уплачено 38948, 59 рублей.
Также согласно справки ГАУЗ "Оренбургский областной клинический наркологический диспансер" Десяткина Е.И. работает в наркологическом кабинете Александровского района с 1 сентября 2018 года по 30 июня 2020 года в должности врача психиатра-нарколога. На основании закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-IIIОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" данному сотруднику установлена выплата ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 155 рублей по её письменному заявлению.
Кроме того, из справок администрации муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области и ГБУЗ "Александровская районная больница" усматривается, что Десяткина Е.И. проживает совместно с супругом, ФИО1, который также пользуется льготой (компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 155 рублей), предоставляемой для врачей, проживающих в сельской местности.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что работники медицинских организаций, работающие и проживающие в сельской местности на территории Оренбургской области, вправе претендовать только на меры социальной поддержки, предусмотренные региональным законодательством, в виде ежемесячной частичной денежной компенсации в размере 155 рублей, которая Десяткиной Е.И. производится ежемесячно.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, до 1 января 2005 года предусматривалось полное освобождение данной категории лиц от внесения платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги по отоплению и освещению (электроснабжению).
С 1 января 2005 года согласно пункту 50 статьи 35 Федерального от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отменены без равноценной компенсации ранее предоставлявшиеся медицинским работникам учреждений, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы.
Одновременно с признанием утратившей силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, предусматривавшей меры социальной поддержки названной категории медицинских работников, указанная статья была дополнена частями четвертой, пятой, шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Законом Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301-Ш- ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" установлена выплата ежемесячной денежной компенсации на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения и коммунальные услуги, для отдельных категорий квалифицированных, работников областных государственных учреждений, в том числе работников медицинских организаций, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области.
Статьей 2 указанного Закона установлен размер компенсации в сумме 155 рублей в месяц. При этом, делегируя субъектам Российской Федерации права нормативно-правового регулирования вопроса социального обеспечения указанной категории медицинских работников, федеральный законодатель в части 2 статьи 15.1 Федеральною закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ установил, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Положения статей 1 и 2 Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года N 1772/301- Ш-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" были предметом оценки Верховного Суда Российской Федерации, который в своем Определении от 23 сентября 2009 года N 47-Г09-45 установил, что данные нормы не Противоречат федеральному законодательству, в частности статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, поскольку установленный совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат после 31 декабря 2004 года не уменьшился, и пришел к выводу о том, что, установив компенсацию расходов на льготы специалистам об областных государственных учреждений, работающим в сельской местности, в сумме 120 рублей, а с 1 января 2007 года - в сумме155 рублей в месяц Закон области положения граждан не ухудшил.
Поскольку Десяткина Е.И, будучи работником медицинской организации, работающая и проживающая в сельской местности на территории Оренбургской области, получает ежемесячную денежную компенсацию в размере 155 рублей, что соответствует указанным выше нормам, выводы судов об отказе в удовлетворении требований истца являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения нижестоящих судов, получили надлежащую оценку, при этом выводов судов не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, основанной на неверном толковании норм действующего законодательства, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Десяткиной Е.И.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 25 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Десяткиной ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи А.Н.Плеханов
Т.Т.Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.