Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Плеханова А.Н, Кизирбозунц Т.Т, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Полунина И.Г. на решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 16 декабря 2020 года по гражданскому делу N 2-1437/2020 по иску Полунина И.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новотроицке (межрайонное) о перерасчете размера пенсии, зачете в счет уплаты страховых взносов суммы переплаты, зачете периодов работы, обязании произвести конвертацию и выплате недоплаченной пенсии.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Полунин И.Г. обратился в суд с указанным иском. В его обоснование он указал, что является получателем досрочной трудовой пенсии по старости с 26 февраля 2009 года в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При назначении пенсии и расчете начального пенсионного капитала ответчик не зачел ему в общий трудовой (страховой) стаж периоды предпринимательской деятельности с 17 сентября 1995 года по 31 декабря 1997 года, с 20 марта 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года. В связи с чем, его общий трудовой (страховой) стаж составил 18 лет 09 месяцев 09 дней, что повлияло на размер назначенной ему пенсии по старости, так как начальный пенсионный капитал рассчитывался с применением понижающего коэффициента 0, 751 (отношение неполного стажа 18 лет 9 месяцев 9 дней к требуемым 25 годам) и размер пенсии составил 9800 рублей.
Вступившим в законную силу решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 4 мая 2018 года в его страховой стаж был зачтен период предпринимательской деятельности с 1 января 1996 годапо 19 марта 1997 года, общий трудовой (страховой) стаж составил 22 года 09 месяцев 11 дней.
Указывает, что в качестве индивидуального предпринимателя был зарегистрирован 20 марта 1997 года, ему присвоен регистрационный N. В этот же день уплатил сумму страховых взносов за 1996 год в размере 79127 рублей и за 1 квартал 1997 года в размере 120000 рублей. Затем уплата суммы страховых взносов за 1997 год была произведена 14 июля 1997 года в размере 200000 рублей, 12 сентября 1997 года в размере 200000 рублей. В 1995 году согласно декларации о доходах, полученных в 1995 году, совокупный доход составлял 8072174 рубля, 5% от него составит 403608, 7 рублей. В 1996 году согласно декларации о доходах, полученных в 1996 году, совокупный доход составлял 11763999 рублей, 5% от него составит 588200 рублей, им было уплачено страховых взносов за 1996 год в размере 719127 рублей, то есть на 130927 рублей сверх необходимых. В 1997 году согласно декларации о доходах, полученных в 1997 году, совокупный доход составлял 4095290 рублей, 5% от него составит 204764, 5 рублей, им было уплачено страховых взносов за 1997 год в размере 520000 рублей, то есть уплачено 315235 рублей сверх необходимых. Итого за 1995-1997 годы ему необходимо было уплатить страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 196573, 2 рублей, однако в 1997 году им было уплачено страховых взносов в размере 1239127 рублей. Поскольку по состоянию на 1 января 2002 года у него имелся требуемый страховой стаж 23 года 6 месяцев 27 дней, и стаж на соответствующих видах работ - 11 лет 4 месяца 24 дня, следовательно, при расчете стажевого коэффициента может быть применен абзац 5 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", где стажевой коэффициент определяется исходя из продолжительности общего трудового стража равного продолжительности страхового стажа, указанного в статье 27 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости - не более 20 лет.
На основании изложенного, Полунин И.Г. просил суд зачесть в счет уплаты страховых взносов за 1995 год сумму излишне уплаченных страховых взносов за 1996-1997 годы в размере 446162 рублей; зачесть в общий (страховой) стаж период предпринимательской деятельности с 17 сентября 1995 года по 31 декабря 1995 года; признать право на конвертацию пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением абзаца 5 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря
2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с наличием на 1 января 2020 года страхового стажа в размере 23 года 06 месяцев 27 дней; обязать ответчика - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) (далее - УПФР в г.Новотроицке (межрайонное)) произвести конвертацию пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением при расчете абзаца 5 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с применением стажевого коэффициента, исходя из страхового стажа на 1 января 2020 года, без применения понижающего коэффициента 0, 751 и выплатить недоплаченную с момента назначения пенсию.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 15 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 16 декабря 2020 года, в удовлетворении исковых требований Полунину И.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Новотроицке (межрайонное) о перерасчете размера пенсии, зачете в счет уплаты страховых взносов суммы переплаты, зачете периодов работы, обязании произвести конвертацию и выплате недоплаченной пенсии, отказано.
В кассационной жалобе Полунин И.Г. просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, Полунин И.Г. с 26 февраля 2009 года является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из трудовой книжки Полунина И.Г. следует, что:
- с 24 августа 1976 года по 25 апреля 1977 года он работал в Лутугинском заводе прокатных валков, уволен в связи с призывом в Советскую Армию;
- с 5 мая 1977 года по 15 мая 1979 года - проходил службу в рядах Советской Армии;
- 8 июля 1979 года - принят в Орско-Халиловский металлургический комбинат в коксовый цех N 1; 1 декабря 1979 года - переведен слесарем по ремонту металлургического оборудования на участок по ремонту основного металлургического оборудования по 5 разряду коксохимического производства;
- 24 октября 1988 года - назначен мастером по ремонту механооборудования коксового цеха N 2 коксохимического производства; - 14 апреля 1989 года - назначен механиком коксового цеха N 2 коксохимического производства;
- 14 сентября 1992 года - назначен механиком цеха производственно-технической комплектации управления капитального строительства;
- 25 февраля 1993 года - назначен старшим механиком цеха производственно-технической комплектации;
- 9 сентября 1993 года - назначен заместителем начальника ЦПТК- начальником погрузо-разгрузочного участка строительного производства;
- 7 августа 1995 года - уволен на основании статьи 31 Кодекса законов о труде РСФСР, по собственному желанию.
Вступившим в законную силу решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 4 мая 2018 года исковые требования Полунина И.Г. к УПФР в г.Новотроицке (межрайонное) о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы и перерасчете трудовой пенсии были удовлетворены частично. Суд обязал УПФР в г.Новотроицке (межрайонное) включить в трудовой (страховой) стаж Полунина И.Г. период предпринимательской деятельности с 1 января 1996 года по 19 марта 1997 года. В удовлетворении остальной части исковых требований судом было отказано.
Разрешая исковые требования истца Полунина И.Г. о зачете в счет уплаты страховых взносов за 1995 год суммы излишне уплаченных взносов за 1996-1997 годы в размере 446162 рублей, суд первой инстанции, руководствуясь положениями действующего законодательства, учел, что документов, свидетельствующих об уплате истцом страховых взносов за 1995 год, представлено не было, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствовали доказательства, подтверждающие оплату истцом обязательных платежей за период его предпринимательской деятельности с 17 сентября 1995 года по 31 декабря 1995 года, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований о зачете в общий (страховой) стаж указанного периода предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями, в том числе индивидуальными предпринимателями, исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Полунин И.Г. зарегистрирован в качестве страхователя индивидуального предпринимателя в Пенсионном фонде в период с 20 марта 1997 года по 26 августа 2005 года. В трудовой книжке Полунина И.Г. запись о ведении предпринимательской деятельности отсутствует.
Как следует из представленных в материалы дела квитанций, а именно: от 20 марта 1997 года в графе вид платежа указано пенсионный взнос за 1996 год и уплачено 719127 рублей; от 14 июля 1997 года в графе вид платежа указано аванс за II квартал 1997 года и уплачено 200000 рублей; от 20 марта 1997 года в графе вид платежа указано аванс в пенсионный фонд за 1 квартал 1997 года и уплачено 120000 рублей; от 12 сентября 1997 года в графе вид платежа указано аванс за 1997 год и уплачено 200000 рублей.
Из реестра платежей за период с 1 января 1994 года по 31 декабря 2001 года следует, что Полунин И.Г. начал производить оплату страховых взносов с 20 марта 1997 года. При этом, факт оплаты в 1997 году суммы страховых взносов в большем размере, чем было предусмотрено законодательством, достоверно не подтверждает их оплату за прошлый период времени.
Согласно действовавшей в спорный период времени Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утверждённой постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 ноября 1994 года N 258, дата уплаты взносов определяется по заявлению работодателя.
В соответствии с пунктом 98 данной Инструкции, излишне перечисленная сумма взносов, выявленная в ходе документальной проверки, в том числе и ошибочно начисленная на выплаты, на которые по действующему законодательству взносы не начисляются, зачисляется на счёт очередных платежей или по заявлению плательщика взносов возвращается на его расчётный счет в десятидневный срок со дня подачи заявления. Довод апелляционной жалобы Полунина И.Г. о том, что суд первой инстанции не опроверг неверность расчетов большей уплаты страховых взносов, а также не произвел арифметический расчет необходимой суммы для уплаты страховых взносов за 1995-1997 годы, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку плательщик страховых взносов самостоятельно определяет период, за который уплачиваются взносы, а пенсионный орган вправе зачислить излишне уплаченные суммы на счет очередных платежей, либо вернуть их по заявлению лица, уплачивающего взносы. При этом факт уплаты страховых взносов в большем размере, чем требовалось, не имеет юридического значения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Согласно положению части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, действовавшего на момент спорных правоотношений, регулировался на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 года подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей. Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 года подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Как следует из пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 года документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды после 1 января 2001 года - документом территориальных налоговых органов по форме согласно Приложению N 1.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами: - взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и после 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; - единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов; - единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Аналогичные положения содержатся также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Таким образом, Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерацииот 2 октября 2014 года N 1015 не устанавливают нового порядка исчисления стажа.
Для подтверждения стажа индивидуальному предпринимателю до регистрации в качестве застрахованного лица необходимо наличие справки об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, которая выдается при условии регистрации индивидуального предпринимателя в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве плательщика страховых взносов, своевременности представления сведений о доходах и уплате страховых взносов.
Таким образом, неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями, в том числе индивидуальными предпринимателями, исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Поскольку Полуниным И.Г. каких- либо иных документов, достоверно подтверждающих уплату им страховых взносов за 1995 год, представлено не было, выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований являются обоснованными.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Полунина И.Г. о признании права на конвертацию пенсионных прав, обязании ответчика произвести конвертацию пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением при расчете абзаца 5 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с применением стажевого коэффициента, исходя из страхового стажа на 1 января 2020 года, без применения понижающего коэффициента 0, 751 и выплатить недоплаченную с момента назначения пенсию, суд первой инстанции исходил из того, что требуемый общий трудовой стаж и стаж по Списку N 1 у истца Полунина И.Г. на 1 января 2002 года не был выработан, в связи с чем отсутствовало право оценки пенсионных прав с применением стажа на соответствующих видах работ.
Судебная коллегия апелляционной инстанции согласилась с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) х Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Расчетный размер трудовой пенсии истца Полунина И.Г. определен по наиболее выгодному для него варианту по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27-28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27-28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1671 рублей).
В силу пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Так как оценка пенсионных прав осуществляется на 1 января 2002 года, то стаж указанного вида и указанной продолжительности должен быть выработан у лица именно на эту дату.
Продолжительность страхового стажа истца Полунина И.Г. на момент назначения пенсии составила 22 года 04 месяца 15 дней, общего трудового стажа на 31 декабря 2001 года - 18 лет 09 месяцев 09 дней.
Продолжительность стажа на соответствующих видах работ по Списку N 1 для определения права истца составила 11 лет 03 месяца 23 дня, для конвертации пенсионных прав 9 лет 03 месяца 16 дней.
Таким образом, оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал производится в соответствии с правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не предусматривающими возможности включения в стаж, на соответствующих видах работ, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периодов службы в армии.
Согласно положениям указанной нормы служба в армии при оценке пенсионных прав включается только в общий трудовой стаж.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года N 590, в общий стаж работы засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Как следует из материалов дела, период службы в Вооруженных Силах СССР был зачтен в стаж истца Полунина И.Г, дающий ему право на досрочное назначение страховой песни по старости.
Включение в специальный стаж истца по Списку N 1 периода службы в армии повлекло за собой возникновение у Полунина И.Г. права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, но не повлекло за собой возникновение права на конвертацию пенсионных прав, поскольку необходимый стаж на соответствующих видах работ (не менее 10 лет) для оценки пенсионных прав с учетом стажа на соответствующих видах работ у истца по состоянию на 31 декабря 2001 года остался 9 лет 3 месяца 16 дней.
Между тем, возможность исчисления размера пенсии из стажа на соответствующих видах работ, в том числе по Списку N 1 (вместо общего трудового стажа), впервые введена нормами Федерального закона от 17 декабря 2011 года N 173-ФЗ.
Таким образом, в период действия Положения от 3 августа 1972 года N 590 истец не мог рассчитывать на включение в стаж на соответствующих видах работ по Списку N 1 периода службы в Советской Армии в целях конвертации расчетного пенсионного капитала, так как в период действия данного Положения N 590 исчисление размера пенсии из стажа работы по Списку N 1 предусмотрено не было.
Поскольку общий трудовой стаж и стаж по Списку N 1 у Полунина И.Г. на 1 января 2002 года не был выработан, выводы судов об отсутствии у истца права оценки пенсионных прав с применением стажа на соответствующих видах работ, являются обоснованными.
По заявлению истца от 7 сентября 2009 года ответчиком был произведен перерасчет размера пенсии с 1 октября 2009 года.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится:
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 2 данной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Ответчиком произведен перерасчёт назначенной истцу пенсии в сторону увеличения с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии.
Таким образом, право истца на перерасчет не было нарушено, перерасчет истцу был произведен с 1 октября 2009 года, то есть с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения.
Доводы кассационной жалобы об обратном являются необоснованными.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции дана оценка всем доводам сторон, сделаны выводы, соответствующие обстоятельствам дела, и принято решение, отвечающее правовому регулированию в данной области.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой и апелляционной инстанции, указанным доводам дана оценка в судебных постановлениях. Судебная коллегия с данной оценкой соглашается, оснований для иных выводов и иной оценки обстоятельств дела не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшегося по делу судебного постановления.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы Полунина И.Г.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 16 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Полунина И.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи А.Н.Плеханов
Т.Т.Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.