Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Плеханова А.Н, Кизирбозунц Т.Т, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 21 января 2021 года по гражданскому делу N 2-232/2020 по иску Хуснуллиной ФИО17 к администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, заключение прокурора Чернышевой Г.Ю, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Хуснуллина Г.К. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, указав, что с 1 января 2006 года осуществляет трудовую деятельность в администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в должности специалиста первой категории.
Полагает, что у главы муниципального образования Наурузовский сельсовет Сулейманова Р.Х. по отношению к ней имеется явная неприязнь. Ранее дважды судебными решениями признавались незаконными примененные к ней дисциплинарные взыскания. Согласно распоряжению администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области N от 19 февраля 2020 года ее должны были уволить с должности муниципальной службы - специалиста первой категории 23 апреля 2020 года в связи с сокращением штата. 19 февраля 2020 года она была ознакомлена с уведомлением об увольнении в связи с сокращением штата работников организации. Распоряжением N от 27 апреля 2020 года Хуснуллина Г.К. уволена с должности в связи с сокращением численности штата с 30 апреля 2020 года.
Полагает увольнение незаконным, поскольку ей не было предложено ни одной вакантной должности, соответствующей ее квалификации, или вакантные нижестоящие должности или иная нижеоплачиваемая работа. Трудовая книжка истцом не получена.
Кроме того, считает, что сокращение штата в действительности не имеет места. В ходе рассмотрения дела истец дополнила основания заявленных требований и просила признать увольнение незаконным также в связи с тем, что в соответствии с Законом Оренбургской области "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" и Уставом МО Наурузовский сельсовет решение вопроса о структуре администрации сельсовета относится к компетенции Совета депутатов. Отсутствие решения Совета депутатов Наурузовского сельсовета по данному вопросу ставит под сомнение правомерность сокращения истца.
С учетом уточнения исковых требований Хуснуллина Г.К. просила восстановить ее на работе в администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в должности специалиста первой категории; взыскать с ответчика в свою пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 1 мая 2020 года по день восстановления на работе; взыскать компенсацию за утраченный заработок в результате невыдачи трудовой книжки с 1 мая 2020 года по день выдачи трудовой книжки; взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 40000 рублей.
Решением Пономаревского районного суда Оренбургского области от 9 июля 2020 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в пользу Хуснуллиной Г.К. компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за все время вынужденного прогула, взыскании утраченного заработка в результате невыдачи трудовой книжки отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 21 января 2021 года решение Пономаревского районного суда Оренбургской области от 9 июля 2020 года отменено. Принято по делу новое решение. Исковые требования Хуснуллиной ФИО18 к администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворены частично. Восстановили Хуснуллину ФИО19 на работе в администрации МО Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в должности специалиста I категории.
Взыскали с администрации МО Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в пользу Хуснуллиной ФИО20 средний заработок за период вынужденного прогула в размере 60098, 75 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
В возражениях на жалобу Хуснуллина Г.К. просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав заключение прокурора Чернышевой Г.Ю, полагавшей апелляционное определение оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, с 1 января 2006 года Хуснуллина Г.К назначена на муниципальную службу в администрацию муниципального образования Наурузовский сельсовет на должность специалиста 1 категории, что подтверждается трудовым договором N.
Уведомлением от 19 февраля 2020 года Хуснуллина Г.К. ознакомлена с приказом о расторжении с ней трудового договора от 10 января 2006 года с 23 апреля 2020 года в связи с сокращением штата организации.
Распоряжением администрации N от 27 апреля 2020 года с Хуснуллиной Г.К. расторгнут трудовой договор от 10 января 2006 года, Хуснуллина Г.К. уволена 30 апреля 2020 года по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением штата работников). С указанным распоряжением истец была ознакомлена 29 апреля 2020 года.
Из содержания справки администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области N-и от 11 июня 2020 года следует, что Хуснуллина Г.К. не уведомлялась о наличии вакансий в связи с их отсутствием в администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет.
Отсутствие вакантных должностей, соответствующих квалификации Хуснуллиной Г.К, а также нижестоящих и нижеоплачиваемых вакантных должностей и работы на момент увольнения Хуснуллиной Г.К. также подтверждается справкой администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области N-и от 2 июля 2020 года.
Разрешая спор и отказывая Хуснуллиной Г.К. в восстановлении на работе, суд первой инстанции, исходя из положений трудового законодательства (статья 11, часть вторая, третья статьи 81, статьи 179, 180 Трудового кодекса Российской Федерации), Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", разъяснений, изложенных в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", указал, что факт отсутствия вакантных должностей в администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области на момент увольнения истца подтверждается материалами дела, из которых следует, что замещаемая истцом должность муниципальной службы специалиста первой категории являлась единственной в штатном расписании, в связи с чем пришел к выводу, что нарушений установленного порядка увольнения Хуснуллиной Г.К. работодателем допущено не было.
Отклоняя доводы стороны истца о том, что глава администрации не имел право принимать решение о внесении изменений в штатное расписание, суд первой инстанции, проанализировав положения частей 1, 2, 7, 8 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частей 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Устава муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов Муниципального образования Наурузовский сельсовет N 103 от 26 октября 2019 года, Положения об администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области от 19 декабря 2018 года N 87, исходил из того, что решением Совета депутатов муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области от 12 февраля 2020 N 116 внесены изменения в структуру администрации данного муниципального образования, на основании которого распоряжением администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N 9/1 из штатного расписания администрации выведена должность специалиста 1-й категории в количестве 1 единицы. В качестве доказательства принятия Советом депутатов муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области решения о внесении изменений в структуру администрации муниципального образования суд принял протокол заседания от 12 февраля 2020 N 30 и отказал в удовлетворении ходатайств истца о вызове в качестве свидетеля депутата и назначении экспертизы для определения давности изготовления указанного протокола.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право определять численность или штат работников принадлежит работодателю, сокращение в действительности имело место.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции, пришел к обратным выводам. В связи с чем отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об удовлетворении требований Хуснуллиной Г.К.
При этом суд апелляционной инстанции указал следующее.
Положением об администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области N 87 от 19 декабря 2018 года, установлено, что структура администрации формируется главой администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет, Уставом муниципального образования и утверждается Советом депутатов (пункт 6.3). В структуру администрации могут входить структурные подразделения администрации в соответствии с Положениями о структурных подразделениях (пункт 6.4 Положения).
В полномочия главы администрации сельсовета входит: разработка и представление на утверждение совета депутатов структуры администрации, формирование штата администрации, в пределах, утвержденных в бюджете средств на содержание администрации; назначение на должность специалистов администрации, а также решение вопросов применения к ним мер дисциплинарной ответственности и освобождение их от должности (пункт 7.1 Положения).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с утверждением (изменением) структуры и формированием штата администрации отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета депутатов муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области.
Учитывая, что структура администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет утверждается Советом депутатов, то и принятие решения о внесении изменений в структуру администрации относится к компетенции Совета депутатов муниципального образования, в связи с чем единоличное принятие главой муниципального образования Наурузовский сельсовет решения о внесении изменений в структуру администрации муниципального образования нельзя признать правомерным.
Кроме того, утверждение штатного расписания главой администрации возможно лишь после того, как в установленном вышеприведенными Уставом и Положением порядке будут внесены изменения в структуру администрации муниципального образования.
Ответчиком в материалы дела представлено решение Совета депутатов муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области N 116 от 12 февраля 2020 года "О внесении изменений в решение Совета депутатов N 93 от 29 мая 2013 года "Об изменении структуры администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области", из приложения к которому следует, что структура администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области состоит из: главы администрации муниципального образования и ведущих специалистов - 2 единицы.
Согласно пункту 2 названного решения оно вступает в силу с 1 мая 2020 года. На основании указанного решения главой администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области издано распоряжение N от 19 февраля 2020 года "О сокращении штата работников" в связи с необходимостью проведения мероприятий по оздоровлению финансового положения органа местного самоуправления с 23 апреля 2020 года из штатного расписания администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет исключена должность муниципальной службы - специалист I категории администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет - 1 единица.
С учетом изложенного и положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о принятии судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств в случае невозможности их представления в суд первой инстанции по уважительной причине судом апелляционной инстанции в качестве свидетелей были допрошены депутаты Наурузовского сельсовета Пономаревского района Оренбургской области.
Как следует из протокола N 30 заседания Совета депутатов муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области от 12 февраля 2020, на нем присутствовали депутаты: Гибадуллин А.Р, Габдрауков А.Т, Галяутдинов Р.Т, Гилязов А.Ф, Зиганшин Р.А, Зиганшин Р.А, Хакимов Р.С. В повестке дня вопрос N 3 указан следующий: о внесении изменений в решение Совета депутатов N 93 от 29 мая 2013 года "Об изменении структуры администрации МО Наурузовский сельсовет". По данному вопросу голосовали "за" 7 человек, решение принято, прилагается.
Допрошенные судом апелляционной инстанции свидетели Габдрауков А.Т, Зиганшин Р.А, Гиляутдинов Р.Т, Хакимов Р.С, Зиганшин Р.А. не подтвердили, что советом депутатов на заседании с участием каждого из них принималось решение по вопросу сокращения какой-либо должности или изменения в структуре администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет.
В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в отсутствие решения Совета депутатов об изменении структуры администрации муниципального образования глава администрации при издании распоряжения N от 19 февраля 2020 года принял решение о сокращении должности специалиста I категории с превышением полномочий должностного лица. Пришел к выводу о признании увольнения Хуснуллиной Г.К. незаконным и восстановлении ее на работе в администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области в должности специалиста I категории.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о восстановлении истца на работе, соответственно удовлетворил остальные производные требования истца. Произвел расчет и взыскал в пользу Хуснуллиной Г.К. средний заработок за время вынужденного прогула за период с 1 мая 2020 года по 21 января 2021 года, с учетом выплаченного ей выходного пособия, в размере 60098, 75 рублей.
Также суд апелляционной инстанции взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенного апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрены вопросы, находящиеся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе, принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области определены Уставом муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, принятым решением Совета депутатов муниципального образования Наурузовский сельсовет N 103 от 26 октября 2019 года.
Структуру органов местного самоуправления муниципального образования составляют: представительный орган сельсовета - Совет депутатов, глава муниципального образования - глава сельсовета; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация сельсовета; контрольно-расчетный орган муниципального образования (статья 21 Устава).
Из статьи 32 Устава следует, что местную администрацию возглавляет глава муниципального образования. Структура администрации сельсовета утверждается Советом депутатов сельсовета по представлению главы сельсовета. Структура, порядок формирования, полномочия отраслевых и территориальных органов администрации сельсовета определяются положениями об органах администрации сельсовета, утверждаемыми главой сельсовета, исполняющим полномочия главы администрации муниципального образования. Глава муниципального образования в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов (часть 8 статьи 28 Устава).
Положением об администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области N 87 от 19 декабря 2018 года, установлено, что структура администрации формируется главой администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет, Уставом муниципального образования и утверждается Советом депутатов (пункт 6.3).
В структуру администрации могут входить структурные подразделения администрации в соответствии с Положениями о структурных подразделениях (пункт 6.4 Положения).
В полномочия главы администрации сельсовета входит: разработка и представление на утверждение совета депутатов структуры администрации, формирование штата администрации, в пределах, утвержденных в бюджете средств на содержание администрации; назначение на должность специалистов администрации, а также решение вопросов применения к ним мер дисциплинарной ответственности и освобождение их от должности (пункт 7.1 Положения).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с утверждением (изменением) структуры и формированием штата администрации отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета депутатов муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области.
Учитывая, что структура администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет утверждается Советом депутатов, то и принятие решения о внесении изменений в структуру администрации относится к компетенции Совета депутатов муниципального образования, в связи с чем единоличное принятие главой муниципального образования Наурузовский сельсовет решения о внесении изменений в структуру администрации муниципального образования нельзя признать правомерным. Кроме того, утверждение штатного расписания главой администрации возможно лишь после того, как в установленном вышеприведенными Уставом и Положением порядке будут внесены изменения в структуру администрации муниципального образования.
Согласно абзацу 2 статьи 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику неполученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Это положение закона согласуется с подлежащей применению при разрешении настоящего спора частью 2 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которой, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных требований, рассмотрев вопрос об обжаловании решения Совета депутатов МО Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области N 116 от 12 февраля 2020 года, не могут быть приняты, противоречат материалам дела, поскольку судом такое решение не принималось. В рамках рассмотрения гражданского дела о восстановлении на работе истца, судом апелляционной инстанции исследовался вопрос о законности такого увольнения в связи с принятием Советом депутатов вышеуказанного решения от 12 февраля 2020 года, указанному решению дана оценка судом апелляционной инстанции как доказательству, наряду с иными доказательствами, представленными сторонами.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они сделаны на основе исследования всех имеющихся доказательств, соответствуют нормативно-правовому регулированию, действующему в указанной сфере.
Иные доводы кассационной жалобы администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области заявлялись ими в суде апелляционной инстанций, указанным доводам судом дана надлежащая оценка.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 21 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Наурузовский сельсовет Пономаревского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи А.Н.Плеханов
Т.Т.Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.