Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Емелина А.В, судей Штырлиной М.Ю, Пияковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области на решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 17.11.2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 25.02.2021 г. по гражданскому делу N 2-2476/2020 по иску первого заместителя прокурора Кировской области к министерству лесного хозяйства Кировской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на землях лесного фонда.
Заслушав доклад судьи Емелина А.В, объяснения прокурора шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тихоновой Ю.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первый заместитель прокурора Кировской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к министерству лесного хозяйства Кировской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место размещения отходов на землях лесного фонда, указав, что прокуратурой Кировской области на основании информации в СМИ проведена проверка по факту наличия несанкционированной свалки в лесном фонде. Установлено, что на земельном участке, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером N в границах квартала N "адрес" участкового лесничества паркового лесничества Кировской области (географические координаты квартальной точки свалки: N) размещена несанкционированная свалка отходов общим объемом 360 куб.м, в морфологический состав которой входит промышленно-бытовые отходы, а именно обломки кирпича, железобетонных перемычек, фундаментных блоков, отходов лесопиления, зафиксирован разлив бетона на площади 380 кв.м. Земельный участок относится к категории земель лесного фонда, с видом разрешенного использования для размещения объектов лесного фонда, является федеральной собственностью. В пользование третьим лицам земельный участок не передавался.
16.09.2018г. старшим следователем УМВД России по г.Кирову по факту слива бетона на лесной участок возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации.
20.09.2018г. старшим следователем УМВД J России по г.Кирову по факту повреждения лесных насаждений, вызванного разливом бетона, возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанные в уголовные дела объединены в одно производство (уголовное дело N11801330001002070), которое 16.11.2018г. приостановлено в связи с не установлением виновного лица.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд возложить на министерство лесного хозяйства Кировской области обязанность ликвидировать несанкционированное место размещения отходов общим объемом 360 куб.м, ликвидировать разлив бетона на площади 380 кв.м на земельном участке, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером N в границах "адрес" участкового лесничества Паркового лесничества Кировской области.
Решением Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 17.11.2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 25.02.2021 г, на министерство лесного хозяйства Кировской области возложена обязанность ликвидировать несанкционированное место размещения отходов общим объемом 360 куб.м, ликвидировать разлив бетона на площади 380 кв.м, на земельном участке, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером "адрес" в границах квартала "адрес" лесничества Паркового лесничества Кировской области.
В кассационной жалобе Министерством лесного хозяйства Кировской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных, поскольку Министерство не является собственником данного земельного участка, а только реализует часть полномочий в области лесных отношений. Право собственности на земельный участок принадлежит Российской Федерации. Следовательно, судами неверно определен надлежащий ответчик по делу.
Прокурор шестого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Самаре) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации в заседании судебной коллегии возражал против доводов кассационной жалобы
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167, ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Кировской области на основании информации в СМИ проведена проверка по факту наличия несанкционированной свалки в лесном фонде.
В материалы дела прокурором представлен акт патрулирования территории лесного хозяйства от 17.08.2020г, составленный сотрудниками министерства лесного хозяйства Кировской области.
В ходе проверки установлено, что на земельном участке, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером N в границах квартала "адрес" лесничества паркового лесничества Кировской области (географические координаты квартальной точки свалки: N) размещена свалка отходов общим объемом 360 куб.м, в морфологический состав которой входит промышленно-бытовые отходы, а именно обломки кирпича, железобетонных перемычек, фундаментных блоков, отходов лесопиления, зафиксирован разлив бетона на площади 380 кв.м.
Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка твердых отходов, относится к землям государственного лесного фонда и на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью. В пользование третьим лицам не передавался.
16.09.2018г. старшим следователем УМВД России по г.Кирову по факту слива бетона на лесной участок возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса Российской Федерации.
20.09.2018г. старшим следователем УМВД J России по г.Кирову по факту повреждения лесных насаждений, вызванного разливом бетона, возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 261 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанные в уголовные дела объединены в одно производство (уголовное дело N11801330001002070), которое 16.11.2018г. приостановлено в связи с не установлением виновного лица.
Лица, виновные в размещении промышленно-бытовых отходов, не установлены.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 51, 81, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017г. N 607 (действовали до 13.12.2020г.), Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020г. N 2047 (действуют с 01.01.2021г.), Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006г. N 837, Положениями о министерстве лесного хозяйства Кировской области, утвержденными постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012г. N 145/167 правильно распределив между сторонами бремя доказывания и подлежащие установлению юридически значимые обстоятельства, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно исходил из доказанности распределение полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, а также из того, что несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных никому в аренду или иное пользование.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции.
Установив, что поскольку несанкционированная свалка выявлена на земельном участке лесного фонда, находящемся в федеральной собственности, не переданном по договору аренды, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса; государственные полномочия Российской Федерации в сфере лесных отношений на территории Кировской области, переданные субъекту Российской Федерации - Кировской области, подлежат исполнению министерством лесного хозяйства Кировской области (п. 1.1. Положения о министерстве), суды пришли к верному выводу о том, что именно министерство лесного хозяйства Кировской области является надлежащим ответчиком по делу и обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена именно на министерство.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.
Мотивы, по которым суды пришли к выводу об удовлетворении исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочных частях судебных постановлений и считать их неправильными у судебной коллегии оснований не имеется.
В соответствии со ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для удовлетворения жалобы. Данные доводы дублируют позицию заявителя, занимаемую в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и апелляционной инстанции. Данным доводам судом апелляционной инстанции дана надлежащая всесторонняя оценка, соответствующая фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Каких-либо новых доводов, которые не были бы исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые могли бы повлиять на существо принятых по делу судебных постановлений кассационная жалоба не содержат.
Судами правильно установлены юридически значимые по делу обстоятельства, выводы судов соответствуют требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального и процессуального права применены верно.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимущество одних доказательств перед другими.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы заявителя кассационной жалобы по настоящему делу не подтверждают нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г. Кирова Кировской области от 17.11.2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 25.02.2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Емелин
Судьи М.Ю. Штырлина
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.