Дело N 88-9330/2021
4 мая 2021 г. г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Бугаевой В.Н. рассмотрев единолично кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Сергиевского районного суда Самарской области от 11 марта 2020 г. и апелляционное определение Самарского областного суда от 19 января 2021 г. по заявлению Управления Федерального казначейства по Самарской области в интересах Министерства финансов Российской Федерации об изменения способа и порядка исполнения решения суда по гражданскому делу N 2-1198/2015 по иску Арчибасовой Галины Николаевны к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного здоровью за счет средств казны Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Решением Сергиевского районного суда Самарской области от 16 декабря 2015 г, с учетом его разъяснения определением от 1 августа 2016 г, с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Арчибасовой Г.Н. взыскана задолженность по выплате ежемесячных повременных платежей в счет возмещения вреда здоровью за период с января 2012 г. по июнь 2014 г. включительно в размере 73533, 14 рублей, задолженность по выплате ежемесячных повременных платежей в счет возмещения вреда здоровью за период с июля 2014 г. по октябрь 2015 г. включительно в размере 166356, 73 рубля, ежемесячные платежи в счет возмещения вреда здоровью в размере 11016, 82 рубля, начиная с 1 ноября 2015 г. по 27 октября 2027 г, то есть достижения Арчибасовой Галиной Николаевной 70-летнего возраста, с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством, пропорционально повышению установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума.
2 марта 2020 г. Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда, просит заменить его на уполномоченный Правительством Российской Федерации с 1 января 2020 г. орган по выплате капитализированных платежей Фонд социального страхования Российской Федерации, в порядке установленном, Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872.
Определением Сергиевского районного суда Самарской области о 11 марта 2020 г. оставленным без изменения апелляционным определением Самарского областного суда от 19 января 2021 г. заявление Управления Федерального казначейства по Самарской области об изменения способа и порядка исполнения решения Сергиевского районного суда Самарской области от 16 декабря 2015 г, удовлетворено, заменено Министерство финансов Российской Федерации на уполномоченный орган Правительством Российской Федерации с 1 января 2020 г. на Фонд социального страхования Российской Федерации, в порядке установленном, Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных постановленных с нарушением норм материального права.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба назначена для рассмотрения в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив кассационную жалобу и проверив материалы дела, суд не находит оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при вынесении обжалуемых судебных актов не допущено.
Удовлетворяя заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, суд первой инстанции исходил из того, что с 1 января 2020 г. установлен новый порядок выплаты капитализированных повременных платежей и согласно пунктам 13 - 15 Правил капитализации повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, установленных на дату принятия Арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (для должника - кредитной организации на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций) и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872, предусмотрен порядок передачи находившихся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительных листов (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах) после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду.
Учитывая изменение порядка выплаты капитализированных повременных платежей за счет средств федерального бюджета и руководствуясь статьями 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости изменения способа и порядка исполнения судебного решения.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что переход обязательств по выплате соответствующих капитализированных платежей к Фонду социального страхования Российской Федерации установлен верно.
Шестой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с такими выводами судов, поскольку они основаны на правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и подтверждаются доказательствами, оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872 "О мерах по реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате капитализированных повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации (пункт 1).
Согласно пунктам 13 - 15 Правил капитализации повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, установленных на дату принятия Арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (для должника - кредитной организации на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций) и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возрасте 70 лет, но не менее чем за 10 лет, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. N 872, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах). Одновременно с исполнительным листом Министерством финансов Российской Федерации в Фонд передаются иные документы, необходимые для исполнения Фондом судебных актов, в том числе: а) заявление взыскателя (реквизиты банковского счета взыскателя); б) копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист; в) копии иных судебных актов по делу, которыми располагает Министерство финансов Российской Федерации; г) копия судебного акта о взыскании соответствующих капитализированных повременных платежей с должника - организации, признанной в установленном порядке банкротом (при наличии в Министерстве финансов Российской Федерации). Министерство финансов Российской Федерации информирует получателя капитализированных повременных платежей, а также суд, выдавший исполнительный лист, о передаче исполнительного листа и иных документов в Фонд для дальнейшего производства выплат капитализированных повременных платежей.
Выводы судебных инстанций сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального и процессуального права.
Установление размера исполненных и не исполненных Минфином Российской Федерации обязательств не входит в предмет разбирательства по вопросу об изменении порядка исполнения судебного решения.
Доводы Фонда приведены без учета положений пункта 13 Правил, согласно которым находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы передаются Министерством финансов Российской Федерации Фонду социального страхования Российской Федерации с отметкой о выплатах, произведенных Министерством финансов Российской Федерации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правильно отклонил доводы Фонда о несогласии с установленной в решении районного суда обязанностью последующей индексации выплат Арчибасовой Г.Н. в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год, в связи с тем, что данные доводы фактически направлены на оспаривание решения районного суда, которое вступило в законную силу и в соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Проверка правильности принятого судом решения к вопросам, которые подлежат рассмотрению в порядке статей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не относится.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов, направлены на переоценку установленных обстоятельств и доказательств дела, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Сергиевского районного суда Самарской области от 11 марта 2020 г. и апелляционное определение Самарского областного суда от 19 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья В.Н. Бугаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.