Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 12 мая 2021 г.) жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Врана" Врана Владимира Владимировича на вступившие в законную силу постановление административной комиссии Новоалександровского городского округа Ставропольского края от 13 ноября 2020 г. N 33/2020, решение судьи Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 29 декабря 2020 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 17 февраля 2021 г., вынесенные в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Врана" Врана Владимира Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае",
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии Новоалександровского городского округа Ставропольского края от 13 ноября 2020 г. N 33/2020, оставленным без изменения решением судьи Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 29 декабря 2020 г, глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Врана" Врана В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае", и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 17 февраля 2021 г. решение судьи Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 29 декабря 2020 г. и постановление административной комиссии Новоалександровского городского округа Ставропольского края от 13 ноября 2020 г. оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Врана" Врана В.В. просит состоявшиеся в отношении него акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. N 27л/с.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 7.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" незаконная рубка, повреждение либо самовольное выкапывание лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений (лесополос), на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением мелиорируемых (мелиорированных) земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Из представленных материалов усматривается, что в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Врана" Врана В.В. главным специалистом Раздольненского территориального отдела администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае". Согласно протоколу об административном правонарушении, 13 сентября 2020 г. в 2 часа 15 минут на земельных участках с кадастровыми номерами N и N установлен факт горения сухой растительности и прилегающих лесополос, в результате чего ухудшена среда обитания животного мира на площади 8 га (выгорела стерня) и 1 га лесополос.
Рассматривая дело об административном правонарушении, административная комиссия Новоалександровского городского округа Ставропольского края пришла к выводу о том, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Врана" Врана В.В. в нарушение пункта 10 статьи 13, статьи 16 Закона Ставропольского края от 15 мая 2006 г. N 31-кз "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае", пунктов 214, 215 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390, постановления Правительства Ставропольского края от 29 апреля 2020 г. N 223-п "Об установлении на территории Ставропольского края особого противопожарного режима", постановления администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края от 20 мая 2020 г. N 641 "Об установлении дополнительных требований пожарной безопасности на территории Новоалександровского городского округа Ставропольского края" допустил сжигание стерни пожнивных остатков в период, когда запрещено проведение пожароопасных работ на полях и в лесах, разведение костров на земельных участках всех категорий независимо от форм собственности, и вследствие отсутствия опашки огонь с поля перекинулся на прилегающую лесополосу, которая прогорела низовым пожаром; в его действиях усматриваются состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае".
С данными выводами административной комиссии Новоалександровского городского округа Ставропольского края согласились судебные инстанции при рассмотрении жалобы главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Врана" Врана В.В.
Между тем постановленное судьей краевого суда решение не может быть признано законным.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пересмотр постановлений по делу об административном правонарушении, предусмотренный главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является одной из стадий производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд (часть 2 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
В силу приведенных выше норм лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении или жалобы, поданной на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление.
Из материалов дела усматривается, что постановление административной комиссии Новоалександровского городского округа Ставропольского края от 13 ноября 2020 г. и решение судьи Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 29 декабря 2020 г. обжалованы главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Врана" Врана В.В. в Ставропольский краевой суд в порядке, предусмотренном статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 93-97).
Согласно извещению, направленному Новоалександровским районным судом Ставропольского края в адрес главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Врана" Врана В.В. и административной комиссии Новоалександровского городского округа Ставропольского края 15 января 2021 г, указанная жалоба назначена к рассмотрению в Ставропольском краевом суде на 10 часов 00 минут 17 февраля 2021 г. (л.д. 98).
Судья краевого суда 17 февраля 2021 г. рассмотрел жалобу на постановление административной комиссии и решение судьи районного суда в отсутствие главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Врана" Врана В.В, сделав вывод о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения жалобы.
Между тем имеющееся в материалах дела извещение (л.д. 98) доказательством надлежащего уведомления признать нельзя. Сведений о направлении главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Врана" Врана В.В. извещения о времени и месте судебного заседания в краевом суде заказным письмом с уведомлением о вручении, равно как и сведений о получении почтового отправления или о возврате неврученной корреспонденции в суд их отправивших, материалы дела не содержат. Нет в материалах дела информации об извещении главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Врана" Врана В.В. о месте и времени рассмотрении его жалобы и иным образом. Таким образом, в материалах данного дела объективных сведений о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было извещено о рассмотрении жалобы судьей краевого суда 17 февраля 2021 г. не имеется.
Изложенное свидетельствует о том, что судья краевого суда фактически при отсутствии информации о надлежащем извещении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о месте и времени судебного заседания необоснованно рассмотрел жалобу в его отсутствие, нарушив, тем самым, порядок рассмотрения дела.
Допущенное судьей краевого суда нарушение, поскольку им при рассмотрении жалобы на обжалуемые акты по делу об административном правонарушении не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, является существенным.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы, протеста, на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с вышеизложенным решение судьи Ставропольского краевого суда от 17 февраля 2021 г. не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд, которому необходимо устранить указанные выше нарушения, принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с отменой решения судьи краевого суда по указанным выше основаниям доводы жалобы главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Врана" Врана В.В, поданной в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на постановление административной комиссии Новоалександровского городского округа Ставропольского края от 13 ноября 2020 г, решение судьи Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 29 декабря 2020 г. рассмотрению не подлежат, поскольку указанные акты в законную силу не вступили.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Врана" Врана Владимира Владимировича удовлетворить частично.
Решение судьи Ставропольского краевого суда от 17 февраля 2021 г, вынесенное в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Врана" Врана Владимира Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.1 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2008 г. N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае", отменить.
Настоящее дело возвратить на новое рассмотрение в Ставропольский краевой суд.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья краевого суда Темрезов Т.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.