Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Северная Осетия-Алания на решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 4 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 сентября 2020 г.
по административному делу по административному иску Закороева Р.К. к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Северная Осетия-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав пояснения представителя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Калоева А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Закороева Р.К. Калоевой А.Н, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Закороев Р.К. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что Закороев Р.К. является арендатором земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером "данные изъяты" с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства и площадью 630 000 +/- 11 171 кв.м, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, Моздокский район, межселенные земли от "данные изъяты". Поскольку арендная плата за использование земельного участка рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости, которая установлена в размере 17 261 700 рублей, административный истец, полагая ее завышенной и нарушающей права арендатора, просил установить ее в размере рыночной стоимости земельного участка, что составляет 4 335 000 рублей. Впоследствии требования административного иска уточнены, исходя из результатов судебной экспертизы о рыночной стоимости земельного участка в размере 8 848 000 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 4 июня 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 сентября 2020 г, требования Закороева Р.К. удовлетворены, установлена кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости по состоянию на 22 июня 2018 г. в размере 8 848 000 рублей, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости определено считать 27 ноября 2019 г.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 15 марта 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 22 марта 2021 г, Правительство Республики Северная Осетия-Алания просит отменить вышеуказанные судебные акты, ссылаясь на их незаконность, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акт.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как следует из материалов дела, Закороев Р.К. является арендатором земельного участка земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером "данные изъяты" с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства и площадью 630 000 +/- 11 171 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" на основании договора аренды от 10 сентября 2018 г. N 181-18 и договора об уступке прав от 7 ноября 2018 г.
Согласно названным договорам, арендная плата рассчитывается на один год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 17 261 700 рублей с применением коэффициента кадастровой стоимости 2, 69 %, что приведено в прилагаемом к договору расчете арендной платы. При этом арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями от установленного на год размера арендной платы, размер арендной платы исчисляется и изменяется в соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания, что предусмотрено пунктами 3.1, 3.2 и 3.4 договора аренды от 10 сентября 2018 г. N 181-18.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2011 г. N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе категории земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Северная Осетия-Алания" утверждены средние уровни кадастровой стоимости земельных участков по муниципальным образованиям Республики Северная Осетия-Алания.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 22 июня 2018 г. составила 17 261 700 рублей, сведения о ней внесены в Единый государственный реестр недвижимости 25 июня 2018 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15 июня 2020 г, представленной в суд апелляционной инстанции, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составила 13 512 700 рублей, сведения об этом внесены 19 апреля 2019 г.
С административным иском в суд Закороев Р.К. обратился 27 ноября 2019 г.
Оспаривая в судебном порядке установленную в результате проведения государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость, административный истец в подтверждение рыночной стоимости представил отчет об оценке от 3 июня 2019 г. N 64-19н/3, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка составила 4 335 000 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчетов об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объекта судом первой инстанции по ходатайству представителя административного истца назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельного участка.
Согласно заключению эксперта ООО " "данные изъяты"" ФИО10 от 27 марта 2020 г. N 814-Э/2020 по состоянию на 22 июня 2018 г. рыночная стоимость земельного участка определена в размере 8 848 000 рублей.
Удовлетворяя требования Закороева Р.К, суд первой инстанции исследовав и проанализировав заключение судебной экспертизы, пришел к выводу об обоснованности установленной экспертом рыночной стоимости.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия находит обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанции, а постановленные по делу судебные акты - соответствующими нормам материального и процессуального права.
Суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пришли к обоснованному выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества затрагивают права административного истца, могут быть оспорены им в установленном законом порядке.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как разъяснено в пунктах 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством. Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно абзацу 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", действовавшему на момент вынесения решения суда 4 июня 2020 г, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом новая редакция абзацев 4 и 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", действующая с 11 августа 2020 г. содержит иное регулирование, согласно которому кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей. Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие:
исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения;
внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения;
установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, обращение в суд с административным иском 27 ноября 2019 г. и разрешение его по существу 4 июня 2020 г. до внесения изменений в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", позволили судам первой и апелляционной инстанций прийти к обоснованному выводу о том, что Закороев Р.К. обладал правом на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка в размере 17 261 700 рублей, поскольку установленная в ходе разрешения административного дела кадастровая стоимость (равная рыночной) подлежала применению в арендных правоотношениях с 1 января 2019 г.
Последующее установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 13 512 700 рублей, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 апреля 2019 г, само по себе не лишало Закороева Р.К. права на обращение в суд, поскольку на дату обращения в суд за ним сохранялось право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, так как договором аренды предусмотрена поквартальная уплата арендной платы, при этом в течение первого квартала 2019 г. сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка в размере 13 512 700 рублей в ЕГРН отсутствовали.
В связи с этим приведенные ранее нормы права при вынесении судебных актов судами нижестоящий инстанций были соблюдены, а доводы жалобы, как основанные на неверном применении норм материального и процессуального права, подлежат отклонению.
Доводы жалобы о необходимости отказа в принятии административного иска либо прекращения производства по делу судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку из разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что производство подлежит прекращению только в случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что оспариваемая заявителем архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату не подлежит применению.
Иные доводы, которые могли бы свидетельствовать об ошибочных выводах судов первой и апелляционной инстанций, в кассационной жалобе не приведены.
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 4 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Северная Осетия-Алания - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 мая 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.