Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу заместителя начальника государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Заводского районного суда г. Орла от 16 ноября 2020 года, вынесенное в отношении директора акционерного общества "Стройтранс ОАО Орелстрой" ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Заводского района г. Орла от 23 сентября 2020 года (с учетом определения мирового судьи судебного участка N 3 Заводского района г. Орла от 13 октября 2020 года об исправлении описки) директор акционерного общества "Стройтранс ОАО Орелстрой" (далее - АО "Стройтранс ОАО Орелстрой") ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 рублей.
Решением судьи Заводского районного суда г. Орла от 16 ноября 2020 года постановление мирового судьи отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) ФИО1 просит отменить решение судьи районного суда, приводя доводы о его незаконности.
ФИО2, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанное выше решение, представил возражения на данную жалобу, в которых просит решение судьи районного суда оставить без изменения, а жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, возражений на жалобу, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Положениями статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Основанием для привлечения директора АО "Стройтранс ОАО Орелстрой" ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что АО "Стройтранс ОАО "Орелстрой"", расположенное по адресу: "адрес", директором которого является ФИО2, в нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" представило 13 февраля 2020 года в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) сведения по форме СЗВ-М за январь 2020 года на 140 застрахованных лиц. На 1 застрахованное лицо 23 апреля 2020 года страхователем были представлены сведения по форме СЗВ-М за январь 2020 года с типом формы "дополняющая", однако дополняющая форма представлена на застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в ранее представленной отчетности по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за данный период.
По результатам рассмотрения жалобы, поданной директором АО "Стройтранс ОАО Орелстрой" ФИО2 в порядке статей 30.9, 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей районного суда установлено, что в деянии ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление мирового судьи судебного участка N 3 Заводского района г. Орла от 23 сентября 2020 года и прекращая производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия состава административного правонарушения, судья Заводского районного суда г. Орла исходил из того, что АО "Стройтранс ОАО Орелстрой", представив в установленный срок отчет по форме СЗВ-М за январь 2020 года на 140 застрахованных лиц, самостоятельно выявило ошибку в представленных сведениях и 23 апреля 2020 года направило в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) сведения по форме СЗВ-М (с типом формы "дополняющая") еще на 1 застрахованное лицо. По выводу судьи районного суда, самостоятельное выявление страхователем ошибки или неполноты в представленных в пенсионный фонд сведениях и ее устранение до ее выявления пенсионным фондом, исключает наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, решение судьи районного суда законным признать нельзя, оснований для прекращения производству по делу не имелось.
Вывод судьи Заводского районного суда г. Орла об отсутствии в действиях должностного лица АО "Стройтранс ОАО Орелдорстрой" состава административного правонарушения со ссылкой на то, что страхователь самостоятельно выявил и устранил нарушение закона, является ошибочным.
Исходя из положений статей 15, 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), реализация страхователем права дополнять и уточнять переданные им ранее сведения о застрахованных лицах может иметь правовое значение при решении вопроса о наличии или отсутствии оснований для привлечения к финансовой ответственности, установленной частью 3 статьи 17 названного Закона.
Самостоятельное устранение страхователем ошибки и неполноты ранее представленных сведений по истечении срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ не исключает административную ответственность директора АО "Стройтранс ОАО "Орелдорстрой", не выполнившего надлежащим образом предусмотренную указанной нормой обязанность по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2019 года N 8-П, предусматривая административную ответственность за нарушение норм, содержащихся в федеральных законах и других нормативных правовых актах, федеральный законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы. Наряду с закрепленными в Федеральном законе "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" мерами государственного принуждения в отношении страхователей, нацеленными на обеспечение исполнения обязанностей, связанных с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, статья 15.33.2 КоАП Российской Федерации предусматривает также административную ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о таком учете срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для такого учета, а равно их представление в неполном объеме или в искаженном виде - в этих случаях налагается административный штраф в размере от трехсот до пятисот рублей.
Указанное правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства в сфере организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования как для страхователей, так и для должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого учета на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам Пенсионного фонда Российской Федерации, само по себе не может расцениваться как отступление от вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых реализуется право на социальное обеспечение и осуществляется социальное обеспечение в целом.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Вывод судьи районного суда нельзя признать сделанным с соблюдением требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.
При изложенных обстоятельствах решение судьи Заводского районного суда г. Орла от 16 ноября 2020 года не может быть признано законным и подлежит отмене.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьей районного суда ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.
Кроме того, в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Таким образом, настоящее дело не может быть возвращено на новое рассмотрение, так как принятие подобного решения повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы состоявшееся по делу решение судьи Заводского районного суда г. Орла от 16 ноября 2020 года признано незаконными и подлежащим отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение в Заводской районный суд г. Орла невозможно, постановление мирового судьи судебного участка N 3 Заводского района г. Орла от 23 сентября 2020 года о привлечении директора АО "Стройтранс ОАО "Орелдорстрой" ФИО2 к административной ответственности также подлежит отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
жалобу заместителя начальника государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 3 Заводского района г. Орла от 23 сентября 2020 года, решение судьи Заводского районного суда г. Орла от 16 ноября 2020 года, вынесенные в отношении директора акционерного общества "Стройтранс ОАО Орелстрой" ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.