Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 марта 2021 г. по делу N 16-1206/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника ОП N 6 (дислокация Ленинский район) Управления МВД России по г. Перми "данные изъяты" на вступившее в законную силу решение судьи Пермского краевого суда от 06 октября 2020 года, вынесенное в отношении Шипицина Романа Вячеславовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 05 августа 2020 года Шипицин Роман Вячеславович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа 10 000 рублей.
Решением судьи Пермского краевого суда от 06 октября 2020 года, постановление суда районного суда отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе, поданной на решение судьи краевого суда от 06 октября года, в порядке статей 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, направившим дело на рассмотрение судье - заместителем начальника отдела полиции N 6 УМВД России по городу Перми "данные изъяты" ставит вопрос об отмене данного решения, считая незаконным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения оспариваемого решения не нахожу.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет административную ответственность.
Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения такого мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее также - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Шипицына Р.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 19.07.2020 г, в постановлении судьи районного суда от 05.08.2020 г. выводы о том, что Шипицын Р.В. 19.07.2020 г. принял участие в публичном мероприятии, в форме шествия, проведение которого не было согласовано с органами местного самоуправления, следуя в группе лиц от ул. Ленина, 51 (здание Законодательного собрания Пермского края), далее по ул. Ленина до пересечения улиц Борчанинова и Ленина, далее через площадь "Театра-Театра" до пересечения улиц Петропавловская и Крисанова, далее по ул. Крисанова до пересечения улиц Крисанова и Ленина, далее по ул. Ленина до здания Законодательного собрания Пермского края (ул. Ленина, 51), при этом выкрикивал лозунги: "Свободу политзаключенным!", "Хабаровск, Пермь с Вами", "Свободу Фургалу".
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Шипицына Р.В. к административной ответственности, установленной данной нормой.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Решением Пермского краевого суда от 06 октября 2020 года, указанное выше постановление судьи районного суда отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Шипицына Р.В. прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Ухудшение положения указанного лица, тем более недопустимо при отмене состоявшегося по делу об административном правонарушении судебного акта.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение, а именно, в силу п. 3 ч. 2 ст.30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений предназначен для устранения существенных (фундаментальных) нарушений, о чем неоднократно указывалось как Конституционным Судом Российской Федерации, так и Европейским Судом по правам человека.
В жалобе заместитель начальника отдела полиции N 6 УМВД России по городу Перми "данные изъяты" указывает на неправильную оценку фактических обстоятельств дела, при этом на какие-либо фундаментальные нарушения закона при рассмотрении настоящего дела не ссылается.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей краевого суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Данных, свидетельствующих о том, что судьей краевого суда были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, носящие фундаментальный, принципиальный характер, повлиявшие на исход данного дела, из представленных материалов не усматривается.
В рассматриваемом случае обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для отмены вступившего в законную силу судебного акта по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах решение судьи Пермского краевого суда от 06 октября 2020 года отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья кассационного суда общей юрисдикции, постановил:
решение судьи Пермского краевого суда от 06 октября 2020 года, вынесенное в отношении Шипицина Романа Вячеславовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника ОП N 6 (дислокация Ленинский район) Управления МВД России по г. Перми "данные изъяты" - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В. Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.