Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09 апреля 2021 г. по делу N 16-1240/2021-
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу Вечерниной Ирины Васильевны на вступившие в законную силу постановление судьи Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 16 июля 2020 года, решение судьи Свердловского областного суда от 23 сентября 2020 года, вынесенные в отношении Вечерниной Ирины Васильевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 16 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 23 сентября 2020 года, Вечернина И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Вечернина И.В. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, вступившими в законную силу, приводя доводы об их незаконности, просит об их отмене.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") ("Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1", утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года).
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции" введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установлены меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Свердловской области.
Пунктом 4 данного Указа жителям Свердловской области при нахождении в общественных местах, в том числе в общественном транспорте, использовать индивидуальные средства защиты дыхательных путей (санитарно-гигиенические маски, респираторы), а также соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метров, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси ним (в ред. Указа Губернатора Свердловской области от 06.07.2020).
При этом граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
При рассмотрении дела установлено, что 07 июля 2020 года в 12 часов 00 минут, Вечернина И.В. находилась в общественном месте, расположенном по адресу в городе Екатеринбурге, "данные изъяты", то есть вне места своего проживания, при этом, не воспользовалась средствами индивидуальной защиты дыхательных путей (санитарно-гигиенические маски, респираторы).
Указанные обстоятельства, отображенные сотрудниками полиции в рапорте от 07 июля 2020 года, а также зафиксированные посредством фотофиксации внешности Вечерниной И.В, и свидетельствующие о нарушении последней положений пункта 1, подпункта "а" пункта 3 Правил и подпункта 1 пункта 4 Указа Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-NCOV)" (в ред. Указа от 06.07.2020 года N356-УГ), стали достаточным основанием для составления в отношении Вечерниной И.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения Вечерниной И.В. указанных действий, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 07 июля 2020 года (л.д. 1), рапортом сотрудника полиции от 07 июля 2020 года (л.д. 4), объяснениями Вечерниной И.В. от 07 июля 2020 года (л.д. 5), фотоматериалами (л.д. 7).
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда, а также судья областного суда при рассмотрении жалобы на постановление пришли к обоснованному выводу о доказанности виновности Вечерниной И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
Вечернина И.В. в жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, фактически не оспаривая факт совершения административного правонарушения, приводит доводы, согласно которым требования о необходимости использования средств индивидуальной защиты дыхательных путей при нахождении в общественном месте, установленные нормативно - правовыми актами субъекта, носят не обязательный, а рекомендательный характер. Вместе с тем, указанные доводы противоречат требованиям вышеприведённых правовых актов.
В настоящем деле, нарушение, допущенное Вечерниной И.В, выразившееся в неиспользовании средств индивидуальной защиты органов дыхания в общественном месте при наличии угрозы распространения новой коронавирусной инфекции с очевидностью создает риск наступления неблагоприятных обстоятельств, связанных с несоблюдением санитарно-эпидемиологических норм.
Ссылки Вечерниной И.В. о том, что она не принимала гражданство Российской Федерации, что по её мнению, позволяет ей не исполнять требования действующего законодательства, несостоятельны, поскольку данные требования обязательны для всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации.
Противоречий между представленными в дело доказательствами не усматривается, все доказательства последовательны, согласуются друг с другом, и в своей совокупности подтверждают событие административного правонарушения и виновность Вечерниной И.В. в его совершении.
Доводы жалобы Вечерниной И.В. о нарушении ее права на защиту, которое, по мнению последней, выразилось в том, что судья районного суда, удовлетворив ее ходатайство о допуске защитника для участия в судебном заседании, не обеспечил возможность защитнику зайти в зал судебного заседания противоречат материалам дела.
Из протокола судебного заседания следует, что в подготовительной части судебного заседания от Вечерниной И.В. поступило ходатайство о допуске в процесс ее защитника-Попова А.В.; при обсуждении ходатайства судьей было установлено, что в связи с отказом данного гражданина воспользоваться средствами индивидуальной защиты органов дыхания, судебный пристав не допустил его в помещение районного суда; судьей районного суда в адрес Вечерниной И.В. был адресован вопрос о необходимости объявления перерыва в судебном заседании для обеспечения непосредственного участия защитника в судебном заседании, на что Вечернина И.В. ответила отказом.
Указанные обстоятельства, с учетом угрозы распространения коронавирусной инфекции и при очевидном злоупотреблении правом на защиту, которое недопустимо по смыслу части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, обосновано позволили судье районного суда продолжить рассмотрение дела без участия защитника.
То обстоятельство, что в ходе рассмотрения дела по существу Вечернина И.В. покинула зал судебного заседания, что не оспаривается самой Вечерниной И.В, также обоснованно позволили судьей районного суда продолжить рассмотрение дела без участия последней. Подобные действия Вечерниной И.В. с очевидностью свидетельствуют об отказе от своего права, связанного с непосредственным участием в судебном заседании.
Совокупность представленных в дело и исследованных в судебном заседании доказательств позволила судебным инстанциям прийти к выводу о доказанности факта невыполнения Вечерниной И.В. правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Вопреки доводам заявителя, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности, допущенное Вечерниной И.В, вследствие не использования индивидуальных средств защиты дыхательных путей, подтверждается материалами дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, при рассмотрении дела не допущено.
Действия Вечерниной И.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья кассационного суда общей юрисдикции.
постановил:
постановление судьи Железнодорожного районного суда города Екатеринбурга от 16 июля 2020 года и решение судьи Свердловского областного суда от 23 сентября 2020 года, вынесенные в отношении Вечерниной Ирины Васильевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Вечерниной И.В. без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции П.В.Степанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.