Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Испытательная пожарная лаборатория" Драничникова Андрея Андреевича на постановление мирового судьи судебного участка N2 Центрального района города Челябинска от 09 сентября 2020 года, решение судьи Центрального районного суда города Челябинска от 28 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Испытательная пожарная лаборатория",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N2 Центрального района города Челябинска от 09 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Челябинска от 28 октября 2020 года, общества с ограниченной ответственностью "Испытательная пожарная лаборатория" (далее ООО "Испытательная пожарная лаборатория") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные постановления и дополнении к жалобе, директор ООО "Испытательная пожарная лаборатория" Драничников А.А. просит об их отмене, считая незаконными, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы и дополнений к жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2.1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5.1, 19.7.5.2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Из материалов дела следует, что в отношении ООО "Испытательная пожарная лаборатория" государственным инспектором Челябинской области по пожарному надзору Чебыкиной А.И. 14 июля 2020 года составлен протокол об административном правонарушении N 36 из которого следует, что ООО "Испытательная пожарная лаборатория" не представило в срок до 10-00 часов 19 июня 2020 года информацию по запросу исх.N 539-3-5-4 от 16 июня 2020 года о предоставлении документов, подтверждающих право собственности либо иное законное основание принадлежности помещения, указанного в заявлении ООО "Испытательная пожарная лаборатория" в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Испытательная пожарная лаборатория" к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Испытательная пожарная лаборатория" 25 марта 2020 года обратилось в ГУ МЧС РФ по Челябинской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление вида деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В заявлении обществом указаны: адрес места нахождения общества - Челябинская область, г. Челябинск, ул. Академика Сахарова, дом 11, этаж цоколь, офис 106; обособленное подразделение - Челябинская область, г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д.63, кв.119; адрес осуществления лицензируемой деятельности - Челябинская область, г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д.63, кв.119; телефон - 8-912-313-88-10; e-mail - 89823179377@mail.ru.
В ходе проверки управлением в адрес общества направлен запрос от 16 июня 2020 года N539-3-5-4, которым предложено до 19 июня 2020 года представить документы, подтверждающие право собственности либо иное законное основание принадлежности помещения, указанного в заявлении ООО Испытательная пожарная лаборатория" в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности. Также указано на то, что непредставление или несвоевременное представление истребованных сведений влечет административную ответственность.
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Закона N99-ФЗ) установлено, что деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N99-ФЗ, для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются перечисленные в пунктах 1-6 части 1 указанной статьи сведения:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
3) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
4) лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
5) реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, - в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Частью 3 статьи 13 Закона N99-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о представлении лицензии, а именно: копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вид деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением
документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; опись прилагаемых документов.
Статьей 14 Закона N99-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период), предусмотрено, что в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности, содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 указанного закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении (часть 1).
Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям (часть 7).
Перечень документов, представляемых с заявлением о предоставлении лицензии, приведен в части 3 статьи 13 Закона N99-ФЗ и в пункте 5 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 N1225, (утратившим силу с 01.01.2021). Этот перечень является закрытым и в нем не поименованы документы, подтверждающие право собственности либо иное законное основание принадлежности соискателю лицензии помещения, указанного в заявлении в качестве места осуществления лицензируемой деятельности.
В силу пункта 8 Положения N1225 управление при проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии документах вправе осуществлять запросы необходимых для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения лишь в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, иные государственные органы, органы местного самоуправления либо подведомственные организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Истребование у соискателя лицензии непредусмотренных законом документов при оказании государственной услуги по предоставлению лицензии является неправомерным. Таким образом, запрос от 16.06.2020 N539-3-5-4 нельзя признать законным.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.12.2020 (резолютивная часть решения объявлена 11.12.2020) требования заявителя удовлетворены, признан незаконным приказ ГУ МЧС РФ по Челябинской области от 20.06.2020 N798 об отказе в предоставлении ООО "Испытательная пожарная лаборатория" лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности, а также на ГУ МЧС России по Челябинской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества, предоставив ему лицензию на осуществление деятельности в области пожарной безопасности.
Дополнительным решением от 25.12.2020 (резолютивная часть дополнительного решения объявлена 24.12.2020) признан недействительным запрос ГУ МЧС РФ по Челябинской области N539-3-5-4 от 16.06.2020.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2021 года решение и Арбитражного суда Челябинской области от 18.12.2020 и дополнительное решение от 25.12.2020 оставлены без изменения.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что в действиях ООО "Испытательная пожарная лаборатория" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ постановление мирового судьи и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N2 Центрального района города Челябинска от 09 сентября 2020 года, решение судьи Центрального районного суда города Челябинска от 28 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Испытательная пожарная лаборатория", отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.