Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз" Абрамова К.В., действующего на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений от 26 июня 2019 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 августа 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений N02-526/2019 от 26 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 августа 2020 года (дело 12-139/2020), решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 октября 2020 года, публичное акционерное общество "Варьеганнефтегаз" (далее по тексту - ПАО "Варьеганнефтегаз", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах ПАО "Варьеганнефтегаз", защитник общества - Абрамов К.В. просит отменить постановление и судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу постановления и решений не нахожу.
В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заключается в загрязнении лесов, при этом загрязнение - поступление загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, указанных в статье 9 настоящего Кодекса, или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом РФ, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года N607 в соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса РФ утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Согласно пункту 14 Правил при использовании лесов не допускается, наряду с прочим, загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Из материалов дела следует, что на земельном участке, относящемся к землям лесного фонда, расположенном в выделе 21 квартала 121 урочища Аганские озера Колек-Еганского участкового лесничества Аганского территориального отдела - лесничества, 19 мая 2019 года в результате внутренней коррозии на нефтепроводе (т.вр.куста N135 - т.вр.кустов N135, 136 (т.18 - т.вр.к. 135, 136) Бахиловского место рождения нефти (географические координаты в системе Пулково "данные изъяты" эксплуатируемом ПАО "Варьеганнефтегаз", произошел инцидент с попаданием химических веществ (нефть) на земли лесного фонда.
В связи изложенным в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ПАО "Варьеганнефтегаз" административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении от 13 июня 2019 года (т.1 л.д. 38-45), выписки из государственного лесного реестра ХМАО-Югры (т.1 л.д. 54-55), картой-схемой места лесонарушения (т.1 л.д. 59), определением о возбуждении дела об административном правонарушении (т.1 л.д. 60-62), сведениями об аварии (инциденте) (т.1 л.д. 63-65, 66), а также другими доказательствами. Данным доказательствам при рассмотрении дела должностным лицом и судьями при пересмотре дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что в ходе эксплуатации общество проводило все необходимые работы по обслуживанию и ремонту трубопровода, сообщение обществом об инциденте не свидетельствует о доказанности вины общества в совершении вменённого правонарушения, представленные в материалы дела доказательства не подтверждают о том, что инцидент произошел на землях лесного фонда, являлись предметом исследования судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужила информация, предоставленная обществом о загрязнении участка лесного фонда, допущенном в результате инцидента, произошедшего 19 мая 2019 года.
Поступление в естественную экологическую систему не характерных и опасных для нее загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду, приводящих к порче земли, и как следствие нарушающих взаимосвязи естественной экологической системы, к которым, в том числе, отнесена нефть, недопустимо.
Таким образом, причинение вреда окружающей среде подтверждается самим фактом аварии, в результате которой произошло загрязнение земельного участка лесного фонда химическими веществами (нефтью). Указанные обстоятельства обществом не оспариваются, напротив подтверждаются сведениями об аварии, в котором также представлены данные о количестве разлитой жидкости и площади загрязнения земельного участка.
Вопреки доводам жалобы, судами на основании анализа представленных в материалы дела доказательств установлено и материалами дела подтверждается, что наличие загрязнения имеет место на земельном участке, территория которого относится к землям лесного фонда.
Как установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом и судебными инстанциями, причиной разлива нефти явилось ненадлежащее содержание обществом трубопровода (коррозия). Общество не приняло всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для осуществления должного контроля за безопасной эксплуатацией опасного производственного объекта с целью недопущения негативного воздействия на земли лесного фонда. Доказательств, указывающих на обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения возложенных на него обязанностей, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций. Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении ПАО "Варьеганнефтегаз" составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола вручена представителю общества в установленном законном порядке.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО "Варьеганнефтегаз" вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным. Административное наказание назначено обществу "Варьеганнефтегаз" в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалоб ПАО "Варьеганнефтегаз" на постановление судьями районного суда и суда автономного округа дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Всем доводам жалобы общества была дана надлежащая правовая оценка, выводы судебных инстанции достаточным образом мотивированны.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений N 02-526/2019 от 26 июня 2019 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 августа 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз", оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества "Варьеганнефтегаз" Абрамова К.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.