Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу Зубакина Александра Владимировича на постановление мирового судьи судебного участка N 5 Алапаевского судебного района Свердловской области от 28 сентября 2020 года, решение судьи Алапаевского городского суда Свердловской области от 24 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зубакина Александра Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Алапаевского судебного района Свердловской области от 28 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Алапаевского городского суда Свердловской области от 24 ноября 2020 года, Зубакин Александр Владимирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Зубакин А.В. просит отменить судебные акты в части назначенного ему наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, принять по делу новое решение и назначить ему наказание в виде штрафа.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения, ПДД РФ), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки.
Знак 3.20 "Обгон запрещен" означает, что запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.
При рассмотрении дела установлено, что 21 августа 2020 года в 17 часов 35 минут на автодороге Н. Салда-Алапаевск, 63 км. 800 м, водитель Зубакин А.В, управляя автомобилем "Лада Лаогус", государственный регистрационный знак "данные изъяты", совершил обгон впереди идущего транспортного средства, выехав на полосу, предназначенную для встречного движения, в зоне действия знака 3.20 "Обгон запрещен".
Таким образом, Зубакин А.В. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Оснований для иной юридической оценки действий Зубакина А.В. не имеется.
Факт выезда Зубакина А.В. в нарушение ПДД РФ на полосу дороги, предназначенной для встречного движения, с нарушением требований дорожного знака 3.20 и его виновность в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении (л.д. 9), письменным объяснением Зубакина А.В. (л.д. 10), схемой выезда на полосу встречного движения (л.д. 11), рапортом ИДПС ОВ ГИБДД МО МВД России "Алапаевский" (л.д. 12), видеозаписью административного правонарушения (л.д. 14), сведениями о привлечении Зубакина А.В. к административной ответственности (л.д. 4-8). Указанные доказательства получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления.
Установленные по делу обстоятельства в жалобе её подателем не оспариваются.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении решений по делу об административном правонарушении не усматривается.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Зубакину А.В. разъяснены, о чем в протоколе имеется его подпись; копия протокола вручена в установленном законом порядке.
Дело рассмотрено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании, выводы мирового судьи, изложенные в постановлении, мотивированы.
При назначении Зубакину А.В. административного наказания мировым судьей соблюдены требования статей 3.1, 3.8, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание в виде лишения права управления транспортными средствами назначено в пределах санкции части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует положениям статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, а также согласуется с принципами и целями назначения административного наказания.
Вывод мирового судьи о необходимости применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, меры государственного принуждения в виде лишения права управления транспортными средствами, является правильным.
Оснований для признания назначенного наказания несправедливым и для изменения судебного постановления в части назначенного наказания не имеется.
Доводы жалобы Зубакина А.В. о неправомерности признания судьей отягчающим обстоятельством совершение им повторного однородного правонарушения не свидетельствуют о неверном назначении Зубакину А.В. административного наказания.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершенные правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ (например, совершение лицом, считающимся подвергнутым административному наказанию за нарушение правил дорожного движения по части 2 статьи 12.9 КоАП РФ, административного правонарушения в области дорожного движения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ).
При назначении административного наказания мировой судья принял во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, обстоятельства его совершения, а также учел в качестве обстоятельств, отягчающих административную ответственность - повторное совершение Зубакиным А.В. однородного правонарушения. Указанное обстоятельство подтверждено представленной в дело справкой о допущенных Зубакиным А.В. административных правонарушениях, из которой следует, что Зубакин А.В. в течение года неоднократно привлекался к административной ответственности за однородные административные правонарушения в области дорожного движения (л.д.4-8).
С учетом изложенного, повторное совершение Зубакиным А.В. однородного правонарушения судебными инстанциями обоснованно было признано отягчающим ответственность обстоятельством.
Следует также учесть, что выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, создает угрозу столкновения автомобилей и может повлечь причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, основываясь на вытекающих из Конституции Российской Федерации принципах справедливости и пропорциональности, предусматривает в качестве общего правила назначения административного наказания физическому лицу учет характера совершенного им административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность (часть 2 статьи 4.1), особо оговаривая, что смягчающими административную ответственность обстоятельствами могут быть признаны и не указанные в данном Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства (часть 2 статьи 4.2).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ранее Зубакин А.В. был привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области безопасности дорожного движения, административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами назначено в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
При этом ссылка на то, что ранее совершенные административные правонарушения, которые учтены мировым судьей в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства, фактически совершил не он, а водители, которые работают на автомобилях, находящихся в аренде у его отца - индивидуального предпринимателя, несостоятельна. В материалы дела представлена справка, согласно которой именно в отношении Зубакина А.В. вынесены постановления о привлечении его к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказаний в виде административных штрафов. Указанные административные штрафы оплачены, постановления вступили в законную силу.
Доказательств того, что указанные административные правонарушения совершены не Зубакиным А.В, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, признание в качестве отягчающего обстоятельства повторного совершения однородного административного правонарушения соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для признания назначенного наказания несправедливым, в том числе с учетом изложенных в жалобе доводов, и для изменения судебных постановлений в части назначенного наказания не имеется.
Судья городского суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела мировым судьей и при его пересмотре судьей городского суда Зубакин А.В. извещался надлежащим образом, в судебных заседаниях не участвовал. При рассмотрении дела и пересмотре дела по жалобе на постановление Зубакин А.В. воспользовался юридической помощью защитника, в возможности реализации своих процессуальных прав ограничен не был. Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 5 Алапаевского судебного района Свердловской области от 28 сентября 2020 года, решение судьи Алапаевского городского суда Свердловской области от 24 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зубакина Александра Владимировича, оставить без изменения, жалобу Зубакина Александра Владимировича - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.