Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Савельевой Л.А, судей Сапрыгиной Л.Ю, Чирковой Т.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Корб Татьяны Александровны на решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 16 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 января 2021 года по административному делу N 2а-3657/2019 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска к Корб Татьяне Александровне о взыскании задолженности по налогу, пени, штрафных санкций, заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска Нурутдтинову Н.А. и представителя УФНС России по Челябинской области Амелина А.С, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска (далее - ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска) обратилась в суд с административным иском к Корб Т.А. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц (далее НДФЛ) за 2017 год в размере 5 700 000 руб, пени по НДФЛ в размере 763 277, 50 руб, штрафных санкций в размере 570 000 руб, всего 7 033 277, 50 руб.
В обоснование требований указано, что вступившим в силу решением налогового органа N 14 от 27 сентября 2019 года установлены налоговый статус Корб Т.А. как нерезидента Российской Федерации, а также факт получения дохода от продажи недвижимого имущества.
Решением Курчатовского районного суда города Челябинска от 16 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 января 2021 года, требования ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска удовлетворены. С Корб Т.А. взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 5 700 000 руб. 00 коп, пени в размере 763 277 руб. 50 коп, штрафные санкции в размере 570 000 руб, а также государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 43 366 руб. 38 коп.
В кассационной жалобе, поданной 16 марта 2021 года Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Корб Т.А. просит отменить решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 16 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 января 2021 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций.
В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что выводы судов об отсутствии у Корб Т.А. статуса налогового резидента Российской Федерации не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает, что факт получения Корб Т.А. всей денежной суммы в размере 8 000 000 рублей по договору купли-продажи жилого дома от 10 ноября 2017 года не доказан.
Полагает, что судами ошибочно истолкованы нормы Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы без учета принципа экономической выгоды (статья 41 Кодекса).
Кроме того, судами не учтено, что Корб Т.А. имеет право на применение налогового вычета в соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы от дохода, полученного при продаже нежилого помещения. Фактически нежилое помещение не использовалось в предпринимательской деятельности.
В возражениях на кассационную жалобу ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска просит решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 16 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Корб Т.А. - без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции представитель ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска Нурутдтинова Н.А. и представитель УФНС России по Челябинской области Амелин А.С, возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав мнение представителей налогового органа, проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что с 2005 года Корб Т.А. являлась собственником нежилого помещения N2 (непродовольственный магазин) общей площадью 152, 2 кв.м. по адресу: "данные изъяты"
На основании договора купли-продажи от 23 апреля 2016 года Корб Т.А. являлась собственником жилого дома, общей площадью 445 кв.м. и земельного участка, площадью 675 кв.м. по адресу: "данные изъяты"
14 февраля 2017 года нежилое помещение N2 (непродовольственный магазин) общей площадью 152, 2 кв.м. по адресу: "данные изъяты" продано Корб Т.А. по договору купли-продажи, заключенному между Корб Т.А. (продавец) и Нуждиной Л.Г. (покупатель), за 11 000 000 руб, расчет между сторонами произведен до подписания договора.
10 ноября 2017 года жилой дом и земельный участок по адресу: г.Челябинск, Советский район, п.АМЗ, ул.Сиреневая, 31 проданы Корб Т.А. по договору купли-продажи, заключенному между Корб Т.А. (продавец) и "данные изъяты" (покупатель), за 8 000 000 руб, расчет между сторонами произведен в следующем порядке: 1 200 000 руб. За счет собственных средств, 6 800 000 руб. за счет кредитных средств банка.
02 марта 2018 года в ИФНС России по Курчатовкому району г.Челябинска по почте поступила налоговая декларация Корб Т.А. по форме 3-НДФЛ за 2017 год в которой отражена сумма полученного дохода 19 000 000 руб. (11 000 000 руб. + 8 000 000 руб.), а также сумма имущественного налогового вычета 19 000 000 руб.
ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска в период с 17 апреля 2019 года по 14 июня 2019 года проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, по результатам которой составлен акт налоговой проверки N 15-25/13. В ходе проверки было установлено, что Корб Т.А, как нерезидент Российской Федерации, использующая имущество в предпринимательской деятельности, неправомерно отразила в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3 НДФЛ) за 2017 год сумму имущественного налогового вычета в размере 19 000 000 руб, что привело к занижению налоговой базы и неуплате налога на доходы физических лиц за 2017 год в сумме 5 700 000 руб. со сроком уплаты 16 июля 2018 года. По результатам налоговой проверки предложено начислить пени и привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
26 июля 2019 года от представителя Корб Т.А. - Щербины И.С. в налоговый орган поступили возражения на акт выездной налоговой проверки и дополнительные документы, в связи с чем 31 июля 2019 года ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска принято решение N 7 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Дополнением к акту налоговой проверки N 15-25/13/6 от 04 сентября 2019 года с учетом возражений Корб Т.А. и представленных документов, налоговой инспекцией вновь установлено, что Корб Т.А. неправомерно отражена в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3 НДФЛ) за 2017 год налоговая ставка и сумма имущественного налогового вычета в размере 19 000 000 руб, что привело к занижению налоговой базы и не полной уплате налога на доходы физических лиц за 2017 год в сумме 5 700 000 руб. со сроком уплаты 16 июля 2018 года. По результатам налоговой проверки предложено начислить пени и привлечь к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
27 сентября 2019 года ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска принято решение N 14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Корб Т.А. привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 570 000 руб. с начислением недоимки по НДФЛ за 2017 год в размере 5 700 000 руб, пени в размере 626 050 руб. Корб Т.А. предложено уплатить вышеуказанные недоимку, пени, штрафы.
Решением УФНС России по Челябинской области от 30 декабря 2019 года N 16-07/007194 решение ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска от 27 сентября 2019 года N 14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения утверждено, апелляционная жалоба Корб Т.А. оставлена без удовлетворения.
Решением Курчатовского районного суда г.Челябинска от 29 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 августа 2020 года и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 февраля 2021 года, в удовлетворении административных исковых требований Корб Т.А. о признании незаконным и отмене решения ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска от 27 сентября 2019 года N 14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения УФНС России по Челябинской области от 30 декабря 2019 года N 16-07/007194 отказано.
Судами установлено и следует из материалов дела следует, что в соответствии с положениями статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в адрес налогоплательщика и направлено требование N 747 по состоянию на 16 января 2020 года об уплате штрафа в размере 570 000 рублей, пени в сумме 763 277, 50 руб. и НДФЛ в размере 5 700 000 руб. в срок до 10 февраля 2020 года.
Согласно пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 19 февраля 2020 года. Таким образом, налоговый орган обратился за взысканием недоимки в установленный законом срок.
Разрешая требования ИФНС России по Курчатовскому району г.Челябинска суд первой инстанции, проверив порядок, процедуру взыскания, расчет задолженности по налогу и пени, сроки обращения в суд и пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда согласилась с данными выводами суда первой инстанции, оставила решение суда без изменения по мотивам, изложенным в апелляционном определении, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешилспор в соответствии с законом.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы Корб Т.А. о нарушений законодательства о налогах и сборах со стороны Инспекции и Управления, отсутствии статуса налогового резидента, недоказанности факта получения всей денежной суммы в размере 8 000 000 руб. по договору купли-продажи жилого дома, наличии права на применение налогового вычета, несостоятельны, поскольку сводятся к несогласию заявителя с решением ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска от 27 сентября 2019 года N 14 и решением УФНС России по Челябинской области от 30 декабря 2019 года N 16-07/007194. Между тем, Корб Т.А. реализовано право на обжалование указанных решений налогового органа в судебном порядке.
Вступившим в законную силу судебным решением установлено, что Корб Т.А. в 2017 году не обладала статусом налогового резидента Российской Федерации, поскольку находилась на территории Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, в связи с чем, для Корб Т.А, как физического лица, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации в 2017 году, налоговая база, облагаемая по ставке 30%, подлежала определению без уменьшения полученных доходов на сумму налоговых вычетов.
На основании пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пункте 1 статьи 224 (в размере 13%), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статей 218-221 Кодекса.
При этом пункт 4 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, не применяются.
В силу пункта 3 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации по общему правилу налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Также, вступившим в законную силу судебным решением установлен факт оплаты всей денежной суммы 8 000 000 рублей, что подтверждена показаниями покупателя "данные изъяты" а также государственной регистрацией договора купли-продажи недвижимого имущества без соответствующего обременения.
Кроме того, судами установлено, что спорное имущество - нежилое помещение N2 (непродовольственный магазин) по адресу: "данные изъяты" использовалось налогоплательщиком в предпринимательских целях (передавалось в аренду), кроме того, данная недвижимость и по своим характеристикам не предназначена для использования для личных потребительских нужд.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
В целом доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют доводы возражений по административному иску налогового органа и встречного административного иска, а также апелляционной жалобы, которые являлись предметом исследования и оценки судов, сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой доказательств, что в силу статей 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, с учетом доводов кассационной жалобы, пересмотру в кассационном порядке не подлежат, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курчатовского районного суда города Челябинска от 16 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 18 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Корб Татьяны Александровны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 06 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.