Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Синьковской Л.Г, при секретаре Молчановой А.А, с участием прокурора Слободина С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-398/2020 по апелляционной жалобе Собрания представителей Гаврилов-Ямского муниципального района на решение Ярославского областного суда от 17 ноября 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Вахриной Г.А, Виноградова А.Н, Калининой Н.А, Мироновой А.А, Пряничниковой Е.Н, Хрипиной О.А, Цветкова К.С, Шаровой Ю.П. о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района, утвержденных решением Собрания представителей Гаврилов-Ямского муниципального района от 22 июня 2017 года N59.
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.И, выслушав объяснения представителя административных истцов Бекренева К.В, заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Собрания представителей Гаврилов-Ямского муниципального района от 22 июня 2017 года N59 утверждены Правила землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области (далее - Правила землепользования и застройки).
Названный нормативный правовой акт опубликован в издании "Гаврилов-Ямский вестник", N 25, 29 июня 2017 года.
Вахрина Г.А, Виноградов А.Н, Калинина Н.А, Миронова А.А, Пряничникова Е.Н, Хрипина О.А, Цветков К.С, Шарова Ю.П. обратились в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки в части отнесения земельных участков N к территориальной зоне СХ-1 "Зона сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения" согласно карты градостроительного зонирования территории "Виды и состав территориальных зон. Перспектива развития".
В обоснование доводов указали, что являются арендаторами земельных участков расположенных по адресу: "адрес": Вахрина Г.А. - земельного участка с кадастровым номером N, Виноградов А.Н. - земельных участков с кадастровыми номерами N; Калинина Н.А. - земельных участков с кадастровыми номерами N; Миронова А.А. - земельных участков с кадастровыми номерами N; Пряничникова Е.Н. - земельных участков с кадастровыми номерами N; Хрипина О.А. - земельных участков с кадастровыми номерами N; Шарова Ю.П. - N.
Территория, занятая указанными земельными участками, Правилами землепользования и застройки отнесена к территориальной зоне СХ-1 - зона сельскохозяйственных угодий, что противоречит положениям статей 30 и 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не учитывается фактическое использование земельных участков в целях ведения крестьянского фермерского хозяйства.
Использование земельных участков в названных целях соответствовало ранее действовавшим Правилам землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения, утверждённым решением Муниципального Совета Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области от 18 декабря 2009 года N17, а также подтверждено вступившим в законную силу решением Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от 8 сентября 2011 года, согласно которому на администрацию Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области возложена обязанность по предоставлению в аренду земельных участков административным истцам именно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением Ярославского областного суда от 17 ноября 2020 года административные исковые требования удовлетворены. Правила землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района, утвержденные решением Собрания представителей Гаврилов-Ямского муниципального района от 22 июня 2017 года N59, признаны недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Собрание представителей Гаврилов-Ямского муниципального района просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Ссылается на то, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не проверено соответствие Правил землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения другому нормативному правовому акту, а именно Генеральному плану Шопшинского сельского поселения, имеющему большую юридическую силу. Судом не исследовался Устав Гаврилов-Ямского муниципального акта, определяющий порядок проведения публичных слушаний, а также не запрашивалось действующее на 2017 год решение Собрания представителей Гаврилов-Ямского муниципального района "О проведении публичных слушаний", иные документы, подтверждающие соблюдение процедуры проведения публичных слушаний. С момента размещения проекта до даты окончания публичных слушаний от заинтересованных лиц в соответствующую комиссию предложений и замечаний не поступало. Оспариваемым решением положения Правил землепользования и застройки приведены в соответствие с Генеральным планом Шопшинского сельского поселения, градостроительный регламент зоны CХ1 уточнен в части видов разрешенного использования земельных участков, территориальная зона для земельных участков административных истцов не изменялась. Территориальная зона СХ1 Правил землепользования и застройки в полной мере соответствует функциональной зоне СХ1 Генерального плана поселения, имеющего большую юридическую силу и являющегося документом территориального планирования. Вынесенное судом решение нарушает права других лиц, участников градостроительной деятельности в границах поселения, а также позволит административным истцам использовать земельные участки в противоречие требованиям земельного законодательства, застраивать дальше сельскохозяйственные угодья зданиями, сооружениями.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Признавая правила землепользования и застройки Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области, утвержденные решением Собрания представителей Гаврилов-Ямского муниципального района от 22 июня 2017 года N59, недействующими, суд первой инстанции исходил из того, что при их принятии был нарушен порядок проведения публичных слушаний, поскольку слушания не были проведены в каждом населенном пункте сельского поселения.
В соответствии с пунктом 20 части 1, частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение правил землепользования и застройки сельского поселения, входящего в состав муниципального района.
Согласно части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующего в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 названного кодекса. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
В силу частей 11, 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 кодекса и с частями 13 и 14 названной статьи.
Частью 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. В случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
Согласно закону Ярославской области от 21 декабря 2004 года N 65-з "О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области" Шопшинское сельское поселение состоит из двух сельских округов и включает в себя 54 населенных пункта, в том числе села, поселки, деревни и станцию.
Постановлением администрации Гаврилов-Ямского муниципального района от 19 апреля 2017 года N 367 "О назначении публичных слушаний", опубликованным в газете "Гаврилов-Ямский вестник", N 15, от 20 апреля 2017 года, проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки назначено на 15 июня 2017 года с 13.00 до 14.00 часов по адресу: "адрес".
Из материалов дела усматривается, что публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки фактически проведены только в с. Шопша. В иных населенных пунктах, в том числе в д. Ильцино, слушания не проводились по различным причинам, при этом в некоторых населенных пунктах извещение жителей о проведении публичных слушаний не осуществлялось (21 деревня). Достоверных данных, указывающих на невозможность проведения публичных слушаний в населенных пунктах сельского поселения, в том числе с численностью жителей более 100 человек (д. Шалаево, с. Ильинское-Урусово), не представлено.
Названные обстоятельства свидетельствуют о допущенном административным ответчиком нарушении прав граждан, в том числе прав административных истцов, на участие в публичных слушаниях с целью защиты своих законных интересов.
Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, изложенные в решении выводы должным образом мотивированы, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского областного суда от 17 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Собрания представителей Гаврилов-Ямского муниципального район - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.