Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Ковалёвой Ю.В.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4085/2020 по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве о ликвидации Межрегиональной общественной организации содействия формированию правового государства и гражданского общества "Общественный комитет гражданского контроля"
по апелляционной жалобе Межрегиональной общественной организации содействия формированию правового государства и гражданского общества "Общественный комитет гражданского контроля" на решение Московского городского суда от 12 августа 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, объяснения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Межрегиональной общественной организации содействия формированию правового государства и гражданского общества "Общественный комитет гражданского контроля" по доверенности Плиева М.А, возражения на доводы апелляционной жалобы представителя Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве по доверенности Рахманина В.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о Межрегиональной общественной организации содействия формированию правового государства и гражданского общества "Общественный комитет гражданского контроля" (далее также - Общественная организация), основной регистрационный номер N.
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее также - Главное управление) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о ликвидации Общественной организации в соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях) в связи с неустранением в установленный срок нарушений законодательства Российской Федерации, послуживших основанием для приостановления ее деятельности.
Решением Московского городского суда от 12 августа 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, Общественная организация ликвидирована.
Не согласившись с постановленным решением, административный ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Как полагает административный ответчик суд неверно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал ненадлежащую оценку исследованным доказательства, а также неправильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения. Кроме того, полагал, что в обжалуемом судебном акте не нашли отражения его доводы о том, что вменяемые ему административным истцом нарушения не являются существенными. Указывает также на то, что данные нарушения не повлекли нарушения чьих-либо прав и законных интересов, не привели к негативным правовым последствиям. Следовательно, Общественная организация не может быть ликвидирована.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Законом об общественных объединениях, который в статье 7 называет общественную организацию как одну из организационно-правовых форм общественных объединений.
В соответствии с частью 1 статьи 29 названного закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, положениями статьи 32 Закона о некоммерческих организациях закреплено, что некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган. Также они обязаны ежегодно размещать информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 года N 252.
Часть 2 статьи 38 Закона об общественных объединениях возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части 5 названной статьи; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.
Исходя из Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года N 26, таким органом на территории города Москвы является Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.
В силу пункта 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705, и пункта 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года N 26, к полномочиям Управления относится обращение в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу части 1 статьи 26, абзаца четвертого части 1, части 3 статьи 44 Закона об общественных объединениях общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда на основании заявления территориального органа государственной регистрации, в том числе, в случае неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве на основании его распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении Общественной организации назначено проведение внеплановой документарной проверки ее деятельности. Копия данного распоряжения с перечислением документов, которые необходимо предоставить для проверки, ДД.ММ.ГГГГ направлена в адрес Общественной организации.
Ответа на данное распоряжение от Межрегиональной общественной организации содействия формированию правового государства и гражданского общества "Общественный комитет гражданского контроля" в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве не последовало, запрашиваемые документы представлены не были.
В статье 42 Закона об общественных объединениях закреплено, что в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения (часть 1).
В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев (часть 2).
Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд (часть 3).
Из материалов дела также видно, что в связи с выявленными нарушениями Общественной организацией законодательства Российской Федерации Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве вынесло в адрес Межрегиональной общественной организации содействия формированию правового государства и гражданского общества "Общественный комитет гражданского контроля" представление от ДД.ММ.ГГГГ N (далее также - Представление), которое административным ответчиком в суд не обжаловалось.
В связи с неустранением нарушений, указанных в Представлении, на основании части 2 статьи 42 Закона об общественных объединениях Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N о приостановлении деятельности Общественной организации сроком на три месяца (далее также - Распоряжение), которое также Общественной организацией не обжаловалось.
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" разъяснено, что при рассмотрении дела о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан суд оценивает обоснованность предупреждения (представления) об устранении нарушений закона, а также решения уполномоченного органа о приостановлении деятельности, если они не были ранее оспорены административным ответчиком в судебном порядке.
Исходя из изложенного допущенные Общественной организацией нарушения положений действующего законодательства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении деятельности административного ответчика, оценены судом правильно и верно признаны обоснованными Представление и Распоряжение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, поскольку соответствуют приведенному действующему законодательству, отражают нарушения, допущенные административным ответчиком, которые им не оспаривались, приняты в пределах полномочий принявшего органа.
Обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для удовлетворения административного иска по настоящему делу, подробно приведены в обжалуемом решении.
Так, установлены и до настоящего времени не устранены нарушения, связанные с Уставом Межрегиональной общественной организации содействия формированию правового государства и гражданского общества "Общественный комитет гражданского контроля", который в новой исправленной с учетом Предписания редакции зарегистрирован на дату рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции не был.
В свою очередь, представленный административным ответчиком Устав в новой редакции, утвержденный внеочередной Конференцией, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, равно как и его предыдущая редакция, не соответствует пункту 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации: к исключительной компетенции высшего органа управления (Конференция делегатов от региональных отделений) не отнесены полномочия по принятию решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.
Кроме того, отчет о деятельности Общественной организации за 2018 год, представленный в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в период рассмотрения дела в суде, обоснованно признан судом несоответствующим действительности, поскольку из него следует, что высшим органом управления является общее собрание членов партнерства, тогда как в силу раздела 8 Устава таковым является Конференция делегатов от региональных отделений; не приведены данные о проведении конференции ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на то, что из сопроводительного письма в Главное управление видно, что направлялся протокол заседания Конференции от указанного числа; в отчете не приведено сведений о деятельности иных руководящих органов, предусмотренных Уставом Общественной организации.
Также, ни в установленный Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве срок, ни в ходе рассмотрения дела, Общественной организацией не представлены документы, отражающие деятельность Общественной организации, включая решения Президиума, структурных подразделений и т.д, - в связи с чем проведение проверки в отношении Общественной организации не представилось возможным, что свидетельствует об отсутствии прозрачности ее деятельности; не представлено документов, отражающих деятельность региональных отделений, подтверждающих статус межрегиональной организации.
Приведенные нарушения не устранены до настоящего момента, являются неоднократными и систематическими, подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Установив, что до настоящего времени Общественной организацией не в полной мере устранены нарушения законодательства Российской Федерации, приведшие к приостановлению ее деятельности, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии правовых оснований для ликвидации административного ответчика, что соответствует положениям абзаца 4 части 1 статьи 44 Закона об общественных объединениях.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что нарушения, допущенные административным ответчиком, не являются существенными и не могут повлечь ее ликвидацию, не соответствует действительности и опровергается материалами дела. Выводы суда о наличии оснований для ликвидации Общественной организации подробно мотивированы и соответствуют обстоятельствам административного дела, установленным в ходе его рассмотрения. Поводов считать такие выводы ошибочными у судебной коллегии не имеется.
Материалы дела, вопреки утверждению ответчика, исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы права применены верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, сводятся к переоценке исследованных сужом доказательств, не опровергают выводов суда, а потому не могут служить поводом к отмене его решения.
При таком положении обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 12 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегиональной общественной организации содействия формированию правового государства и гражданского общества "Общественный комитет гражданского контроля" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.