Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Молчановой А.А, с участием прокурора Смирновой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело N 3а-13/2021 по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Тульского областного суда от 26 января 2021 года об удовлетворении административных исковых требований Ивкиной "данные изъяты" о признании недействующими пункта 3790 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённого распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29 ноября 2018 года N 4954 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год" (в редакции распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28 ноября 2019 года N 4260); пункта 4068 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 22 ноября 2019 года N 4175 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, объяснения представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области Трухтанова С.В, заключение прокурора Смирновой М.В, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
29 ноября 2018 года Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 4954 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", которое 30 ноября 2018 года опубликовано на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://tularegion.ru) и вступило в силу со дня подписания.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28 ноября 2019 N 4260 "О внесении изменения в распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29 ноября 2018 года N 4954", опубликованным 29 ноября 2019 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://mizo.tularegion.ru), распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29 ноября 2018 года N 4954 признано недействительным с 29 ноября 2018 года в части включения в Перечень на 2019 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером "данные изъяты", из Перечня исключена строка, предусматривающая сведения по данному объекту.
22 ноября 2019 года Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение N 4175 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", которое 26 ноября 2019 года опубликовано в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" http://npatula.ru и вступило в силу со дня подписания.
В названные Перечни на 2019-2020 годы под пунктами "данные изъяты" включено нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Ивкина В.Н, являясь собственником нежилого помещения, обратилась в суд с административным иском о признании недействующими пунктов "данные изъяты" и "данные изъяты" Перечней на 2019-2020 годы, ссылаясь на то, что принадлежащее ей нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты" является подвальным, не предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и для таких целей не используется; находится в многоквартирном жилом доме. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, не предусматривает размещение на нём административно-деловых центров, торговых центров (комплексов). Включение объекта недвижимости в Перечни влечёт для административного истца увеличение размера платежей по налогу на имущество физических лиц.
Решением Тульского областного суда от 26 января 2021 года административные исковые требования удовлетворены, с Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу Ивкиной В.Н. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области Трухтанов С.В. просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что по месту нахождения спорного объекта недвижимости зарегистрированы ООО "Климат Люкс" и ООО "Климат-Люкс", одним из видов деятельности которых является торговая деятельность, в том числе по продаже оборудования для кондиционирования, вентиляции и отопления, одним из учредителей - Ивкин Р.А.
Техническая документация на спорное нежилое помещение, в которой объект именуется "рабочей комнатой", не свидетельствует о невозможности его использования для осуществления торговой деятельности.
Участвующим в деле прокурором Лазукиной О.Г, административным истцом Ивкиной В.Н. представлены возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, заслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденном постановлением Правительства Тульской области N 452 от 13 октября 2016 года, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме и размещён на официальном сайте правительства Тульской области в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд указал, что включение нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019-2020 годы не соответствует действующему федеральному законодательству.
Выводы суда основаны на обстоятельствах дела, подтверждаются доказательствами, оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и с момента введения в действие обязателен к уплате на соответствующей территории (статьи 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Тульской области налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введён Законом Тульской области от 20 ноября 2014 года N 2219-ЗТО "Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2016 года.
Согласно пунктам 1 и 2 решения Тульской городской Думы от 28 ноября 2014 года N 4/75 "Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц" установлен и введён в действие с 1 января 2015 года на территории города Тулы налог на имущество физических лиц, налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости.
Пунктом 3 того же решения установлены налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - 2, 0 процента.
Согласно пункту 1 статьи 403, статье 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, в том числе в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 кодекса.
В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания
Согласно пункту 9 той же статьи Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования помещений, устанавливаемым с учетом положений пункта 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Тульской области от 5 ноября 2014 года N559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 2, 4 поименованного порядка вид фактического использования определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании информации о фактическом использовании зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пунктах 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представляемой органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из приведённых предписаний федерального законодательства нежилое помещение признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, при наличии следующих условий: его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что на момент издания Перечня и наступления налогового периода административный истец являлась собственником нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: г. "адрес"
Данный объект расположен в цокольном этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером "данные изъяты", не включённого в Перечни, находящегося в пределах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и последующей эксплуатации многоквартирного жилого дома, для иных видов жилой застройки.
Согласно ответу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области" и по сведениям, содержащимся в выписке из единого государственного реестра недвижимости, объект с кадастровым номером "данные изъяты" стоит на государственном кадастровом учете с 12 декабря 2012 года. Наименование данного объекта и его назначение - "нежилое помещение".
По данным технического учёта спорный объект поставлен на технический учёт 23 сентября 2010 года, имеет наименование и назначение - обособленное нежилое помещение, включает в себя помещения, поименованные как "рабочая комната", "входной тамбур", "санузел".
В состав объекта с кадастровым номером "данные изъяты" по данным технического учёта не входят помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как установлено судом первой инстанции, нежилое помещение включено в Перечни исходя из данных о фактическом использовании как торговом объекте по результатам его фактического визуального обследования.
Так, согласно писем администрации города Тулы органом местного самоуправления в министерство экономического развития Тульской области были представлены сведения об объектах недвижимости, расположенных на территории муниципального образования, в отношении которых налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость, в число которых включено нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты" с указанием на его фактическое использование для размещения торговых объектов.
Визуальное обследование данного объекта проводилось специалистом администрации города Тулы Капелюхой Л.М.
Вместе с тем, акт осмотра в отношении указанного объекта недвижимости, иные доказательства, отвечающие критериям относимости и допустимости, достоверно подтверждающие фактическое использование не менее 20 процентов общей площади нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или объектов бытового обслуживания), суду не представлены.
Довод административного ответчика о регистрации по месту нахождения спорного объекта недвижимости ООО "Климат Люкс" и ООО "Климат-Люкс", одним из видов деятельности которых является торговая деятельность, в том числе по продаже оборудования для кондиционирования, вентиляции и отопления, выводов суда не опровергает.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Административным ответчиком доказательств, подтверждающих соответствие принадлежащего административному истцу объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни, не представлено, в связи с чем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тульского областного суда от 26 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.