Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Тлеужановой А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика - федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее именуется ФГКУ "Росвоенипотека") Бабкина Виталия Александровича на решение Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2020 г. по административному делу N 2а-82/2020 и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 1 декабря 2020 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N "звание" Богданова Дмитрия Анатольевича об оспаривании бездействия должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и командира войсковой части N, связанного с порядком включения заявителя в реестр участников накопительно-ипотечной системы военнослужащих (далее - НИС), а также действий и решений ФГКУ "Росвоенипотека" по отказу в начислении денежных средств на именной накопительный счёт административного истца.
Заслушав доклад председательствующего Бабошкина П.И, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
вышеназванным решением Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением 1-го Восточного окружного военного суда, удовлетворены частично требования административного иска Богданова Д.А.
Признав незаконным бездействие командира войсковой части N, которое повлекло несвоевременное включение его в реестр участников НИС, а также действия и решения по отказу от имени ФГКУ "Росвоенипотека" в зачислении на именной накопительный счёт (далее - ИНС) административного истца денежных средств в размере дохода от инвестирования накоплений за период с 25 февраля 2016 г. по 6 марта 2020 г, суд в целях восстановления нарушенных прав заявителя обязал "Росвоенипотеку" произвести необходимые расчёты и истребовать установленным порядком от Министерства обороны Российской Федерации денежную сумму, равную величине инвестиционного дохода, который за указанный период был бы начислен административному истцу в случае своевременного включения в реестр участников НИС.
Требования административного иска об оспаривании бездействия Министерства обороны Российской Федерации, связанного с несвоевременным включением Богданова Д.А. в реестр участников НИС, оставлены без удовлетворения.
Представитель ФГКУ "Росвоенипотека" Бабкин В.А. в поданной 10 апреля 2021 г. кассационной жалобе просит отменить обжалованные судебные акты в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, которое привело к принятию неправильных судебных актов, и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления в полном объёме.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика приводит собственные анализ и истолкование положений Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 655 (далее - Правила) и Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2005 N 89, придерживаясь позиции, согласно которой после открытия именного накопительного счёта участника НИС подлежат восстановлению только накопительные взносы за период, истекший с момента возникновения права на их учёт на указанном счёте, размеры которых прописаны в законах о федеральном бюджете на соответствующий год. Поскольку при этом действующим законодательством не предусмотрено напрямую начисление дохода от инвестирования тех средств, которые не учитывались на счетах участников НИС, то есть инвестирование которых фактически не осуществлялось, в том числе и по причине несвоевременности включения конкретных военнослужащих в реестр участников НИС, то оснований для осуществления их учёта на ИНС административного истца не имеется.
При этом автором кассационной жалобы акцентировано внимание на том, что в Правилах не указывается на возможность восстановления сумм инвестиционных накоплений, а само по себе получение такого дохода участником НИС не гарантировано, из чего делается вывод о том, что требования административного иска не основаны на нормах материального права, а кроме того рассчитать точную величину инвестиционного дохода, который был бы учтён на ИНС административного истца в случае его своевременного включения в реестр участников НИС не предоставляется возможным, и законом такой обязанности на "Росвоенипотеку" не возложено.
Также Бабкиным В.А. обращается внимание на то, что действия либо бездействие должностных лиц ФГКУ "Росвоенипотека" не состоят в какой-либо взаимосвязи с тем, что ИНС участника НИС открыт на имя административного истца несвоевременно.
Кроме этого, ссылаясь на раздел VI утратившего законную силу Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.04.2017 N 245, которым предусмотрено, что сведения о состоянии ИНС доводятся до участников НИС не позднее 15 июня текущего года, представитель ФГКУ "Росвоенипотека" высказывает мнение также о пропуске административным истцом предусмотренного статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трёхмесячного срока обращения в суд.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами административного дела подтверждается, что при проведении в августе 2020 года служебного разбирательства в войсковой части N, в которой административный истец проходил военную службу, должностными лицами воинской части установлено, что Богданов Д.А. не был своевременно включён в реестр участников НИС, и это обусловило его включение в указанный реестр лишь 6 марта 2020 г. При этом днём возникновения основания для включения в реестр указано 25 февраля 2016 г, однако начислений инвестиционного дохода, который был бы учтён на ИНС Богданова Д.А. в случае своевременного включения его в реестр участников НИС, не произведено.
Несвоевременное включение Богданова Д.А. в реестр участников НИС произошло по независящим от административного истца обстоятельствам.
17 июля 2020 г. Богданов Д.А. обратился в ФГКУ "Росвоенипотека" с просьбой о перечислении на его ИНС суммы инвестиционного дохода в период с 25 февраля 2016 г. по 6 марта 2020 г, в чём ему 27 июля 2020 г. данным учреждением было отказано. Данных о том, что Богданову Д.А. было известно о возможном нарушении его прав ранее указанной даты материалы дела не содержат.
Рассматриваемое административное исковое заявление подано в суд посредством его сдачи в организацию почтовой связи 8 августа 2020 г.
Дав надлежащую оценку юридически значимым обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанций верно сочли установленным, что учёт на ИНС Богданова Д.А. накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС до момента открытия этого счёта произведён с нарушением требований закона, которое повлекло, в том числе, нарушение права административного истца на учёт дохода от инвестирования накоплений за указанный период.
Вследствие нарушения воинскими должностными лицами его прав и законных интересов Богданов Д.А, вопреки установленным для военнослужащих в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") гарантиям единой системы правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения, и в нарушение принципа социальной справедливости, поставлен в неравные условия с теми военнослужащими, которые обладают сходными правами на жилищное обеспечение, но в отношении которых подобных нарушений не допущено.
Разрешая спорные правоотношения при установленных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правильно применили и дали верное толкование нормам статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статей 2, 3, 9 и 11 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также отдельным положениям утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 655 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. В обжалуемых судебных актах анализ применимых правовых норм приведён системно, подробно и сомнений в своей обоснованности не вызывает.
Вопреки доводам кассационной жалобы представителя административных ответчиков Бабкина В.А, отсутствие в прямой постановке регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС, несвоевременно включённых в соответствующий реестр, то есть регламентации механизма действий в случае реализации ненадлежащим образом прав военнослужащих, которые гарантированы законом, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, являющейся, в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачей административного судопроизводства.
С целью восстановления нарушенных прав административного истца гарнизонный военный суд, с выводом которого согласился и суд апелляционной инстанции, обоснованно возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность определить величину дохода от инвестирования, который был бы начислен Богданову Д.А. при своевременном включении его в реестр участников НИС и истребовать соответствующую денежную сумму у Министерства обороны Российской Федерации для перечисления её на ИНС административного истца.
Поскольку обязанностью ФГКУ "Росвоенипотека" в соответствии с законом является формирование накоплений, в том числе инвестиционного дохода, для последующего жилищного обеспечения участников НИС и по зачислению указанных накоплений на их именные счета, то обязанность рассчитать величину инвестиционного дохода, который полагается к начислению Богданову Д.А. в период с 25 февраля 2016 г. по 6 марта 2020 г, возложена на ФГКУ "Росвоенипотека" обоснованно.
Не влияют на правильность вышеприведённых выводов и не могут повлечь отмену или изменение в кассационном порядке обжалуемых судебных актов также и доводы о пропуске Богдановым Д.А. трёхмесячного срока на обращение в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, поскольку о неначислении на его ИНС доходов от инвестирования за период с 25 февраля 2016 г. по 6 марта 2020 г. административный истец узнал не ранее 27 июля 2020 г, а с административным исковым заявлением в суд он обратился 8 августа 2020 г, то есть предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трёхмесячный срок им не пропущен.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Оснований к безусловной их отмене согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не выявлено.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Южно-Сахалинского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2020 г. и апелляционное определение 1-го Восточного окружного военного суда от 1 декабря 2020 г. по административному исковому заявлению Богданова Дмитрия Анатольевича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика - федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" Бабкина Виталия Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путём подачи кассационной жалобы в установленный частью 2 статьи 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объёме 18 мая 2021 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.