Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г. и Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Крым о признании незаконным заключения, о признании незаконными действий, по кассационной жалобе представителя ФИО1 - ФИО7 на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Крым (далее также- МВД по Республике Крым) о признании незаконным заключения об удержании излишне выплаченной пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного заместителем Министра внутренних дел по Республике Крым полковником внутренней службы ФИО5, в отношении ФИО1 и о признании незаконными действий Министерства внутренних дел по Республике Крым по удержанию излишне выплаченной ФИО1 суммы пенсии.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании вышеназванного заключения, с ДД.ММ.ГГГГ из пенсии истца удерживается излишне выплаченная сумма пенсии в размере 20% от сумм, причитающихся к выплате, что, по мнению истца, противоречит положениям пенсионного законодательства Российской Федерации, в том числе части 2 статьи 3 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N398-Ф3 "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя", в соответствии с которым ему с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась пенсия в размере 26 601, 90 руб. Ответчик, обосновывая законность удержания излишне выплаченной суммы пенсии, ошибочно полагает, что апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 9 июля 2019 года, истец на момент 18 марта 2014 года, признан не проживающим на территории Республики Крым, в связи с чем, положения Федерального закона от 1 декабря 2014 года N398 - ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" не применяются. В свою очередь, по мнению истца, судом апелляционной инстанции такой вывод не был сделан, факт проживания ФИО1 не установлен. Вывод суда первой инстанции о наличии доказательств проживания ФИО1 в Крыму по состоянию на 18 марта 2014 года не опровергнут, в установлении данного факта отказано по иным основаниям.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29 июля 2020 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 октября 2020 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истца просит отменить указанные судебные постановления и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Обосновывая доводы жалобы, представитель истца указывает на несоответствие выводов судов, изложенных в судебных постановлениях, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку, данную судами представленным доказательствам.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Направленное истцу по почте, по указанному его представителем адресу, извещение о времени и месте судебного разбирательства, не было получено и возвращено в связи с истечением срока хранения.
В силу положений ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
В соответствии со ст. 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или адресу адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Согласно ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами.
В данном случае извещение о времени и месте рассмотрения дела было направлено истцу по указанному его представителем адресу.
Однако, истец, зная о том, что в производстве суда имеется настоящее гражданское дело, тем не менее направленное ему из суда извещение не получил.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пунктах 63 - 68 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", риск неполучения юридически значимого судебного извещения, адресованного гражданину, надлежаще направленного по указанному им адресу, лежит на адресате.
Учитывая, что неполучение истцом направляемого судом извещения о времени и месте рассмотрения дела свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, и, принимая во внимание, что иные участники судебного разбирательства также надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
В соответствии со статьей 6 Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно статье 11 этого же Закона, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь" настоящий закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей.
Согласно части первой статьи 3 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь" при обращении граждан, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", такие пенсии назначаются и выплачиваются с 1 января 2015 года.
Если при назначении гражданину из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигнет размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 "О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя", пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком, размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь").
Согласно части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1) выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 10 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
Согласно части 1 статьи 62 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.
Судом установлено и следует из дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения был документирован паспортом гражданина Украины серии N.
Согласно паспорту серии N, выданному ДД.ММ.ГГГГ ТП в "адрес" ОУ ФМС России по "адрес" в "адрес", ФИО1 является гражданином Российской Федерации с регистрацией по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, как гражданин Украины, являлся получателем пенсии за выслугу лет, установленной по законодательству Украины, как пенсионер МВД.
Имея по состоянию на 18 марта 2014 года гражданство Российской Федерации, истец в мае 2014 года повторно был документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии N.
С ДД.ММ.ГГГГ истцу была продолжена выплата пенсии, как гражданину, проживающему на территории Республики Крым на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с положениями Федерального закона от 01.12.2014 N398 -ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации и города Федерального значения Севастополя" в размере, рассчитанном по ранее действующему законодательству на территории Республики Крым, с учетом требований Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2014года N192.
В мае 2018 года заключением ОВМ ОП N "Киевский" УМВД "адрес" паспорт серии N, выданный ДД.ММ.ГГГГ подразделением ФМС России N признан недействительным.
Также судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся получателем пенсии по старости, назначенной решением ГУ - УПФ РФ N16 по г. Москве и Московской области по действующему паспорту, выданному ДД.ММ.ГГГГ ТП в "адрес" ОУ ФМС России по "адрес" в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра внутренних дел по Республике Крым утверждено заключение начальника Центра финансового обеспечения МВД по Республике Крым и начальника отдела пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Крым об удержании излишне выплаченной истцу, вследствие злоупотребления с его стороны, пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 460014, 98 руб. по 20% до полного погашения задолженности.
Принимая решения об отказе истцу в удовлетворении его требований, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами права и пришел к выводу, что действия ответчика по удержанию излишне выплаченной истцу пенсии соответствуют закону. При этом суд исходил из того, что ФИО1, являясь на ДД.ММ.ГГГГ гражданином Российской Федерации, с регистрацией по месту жительства в "адрес", будучи получателем пенсии по старости в "адрес", обратившись в пенсионный орган Республики Крым и предоставив выданный в нарушение закона паспорт гражданина Российской Федерации N, выданный ДД.ММ.ГГГГ подразделением ФМС России N допустил злоупотребление своим правом, в результате чего ему была излишне выплачена пенсия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 460 014, 98 руб, которая правомерно удерживается пенсионным органом.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы нижестоящих судов верными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы об отсутствии в действиях истца злоупотребления правом подлежат отклонению, так как опровергаются установленными по делу обстоятельствами, которые подтверждены представленными в дело доказательствами.
Также несостоятельными являются доводы кассационной жалобы о наличии у истца права на пенсионное обеспечение с учетом положений Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь", в связи с тем, что на 18 марта 2014 года он постоянно проживал на территории Республики Крым.
Поскольку гражданство Российской Федерации приобретено истцом не по основаниям, указанным в Федеральном Конституционном законе от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, и задолго до принятия Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации, то он не относится к категории лиц, на которую распространяет свое действие Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь".
Приведенные в кассационной жалобе доводы, по сути, повторяют доводы, которые заявлялись истцом при рассмотрении спора по существу, и все они являлись предметом тщательной проверки судов.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
Каких-либо доводов, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций и свидетельствующих о неправильном применении судами норм пенсионного законодательства, кассационная жалоба не содержит.
Судами не допущено нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене судебного постановления.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1- ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.