Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу представителя администрации г. Бийска Алтайского края Астапенко В.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 11 г. Бийска Алтайского края от 18 июня 2020 г. и решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2020 г., вынесенные в отношении Администрации г. Бийска Алтайского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 11 г. Бийска Алтайского края от 18 июня 2020г, оставленным без изменения решением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2020 г, администрация г. Бийска Алтайского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа 70 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации г. Бийска Астапенко В.В. просит об отмене указанных судебных актов, прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет административную ответственность.
Как следует из материалов дела, 29 апреля 2019 г. территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы N 2 управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Алтайскому краю выдано предписание N 152/1/133, в соответствии с которым на администрацию г. Бийска Алтайского края возложены обязанности в срок до 23 марта 2020 г. устранить выявленные в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения начальника от 4 апреля 2019 г. N 152, нарушения требований пожарной безопасности, в том числе:
- на территории сел Жаворонково, Одинцовка и Фоминское г. Бийска не устроены в целях пожаротушения подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года из реки Бия, чем нарушены требования п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N 390 (пункт 1 предписания);
- не в полном объеме обеспечены противопожарным водоснабжением - из расчета один пожарный гидрант в радиусе 200м. по дорогам с твердым покрытием, в районах г. Бийска от реки Бия до ул. Советская (между пер. Оборонным и пер. Смольный), пос. Нагорный (пос. Витамин), пос. Нефтебазы, пос. Мостопоезда (район Многоотраслевого комбината), район Мочище (между ул. Ударная и ул. Загородная, от ул. Трофимова до ул. Социалистическая), с. Фоминское, п. Боровое, с. Жаворонково, с. Одинцовка; на ул. Лесная поляна наружное противопожарное водоснабжение отсутствует, чем нарушены ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008г. N 123-ФЗ) и п.п. 8.6, 9.11 "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 25 марта 2009г. N 178 (пункт 4 предписания);
- не соблюдены противопожарные расстояния до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории г. Бийска: менее 50 м. до границы застройки по улицам А. Пушкина, М. Лермонтова и менее 15м. до границ с одно-двухэтажными индивидуальными застройками по улицам Лесная поляна, Ягодная, Раздольная, В. Белинского, И. Тургенева, чем нарушены ст. 46 Федерального закона от 22 июля 2008г. N 123-ФЗ и п.5* приложения 1* "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989г. N 78 (пункт 5 предписания).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административных правонарушениях от 1 июня 2020 г. по факту невыполнения предписания органа государственного контроля (надзора); распоряжением отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Бийску от 4 апреля 2019 г.; актом проверки от 29 апреля 2019 г. от 1 июня 2020 г, предписанием от 29 апреля 2019 г, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия (бездействия) администрации г. Бийска квалифицировано по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что администрация г Бийска имела возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но ею не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что предписание является неисполнимым и не конкретным, основано на субъективном мнении, не свидетельствуют о незаконности предписания, выданного органом, осуществляющим государственный пожарный надзор, и не исключают обязанность юридического лица исполнить требования предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, установленных законом. Приводя указанные доводы, по своей сути, заявитель указывает на обстоятельства способов и механизма исполнения требований предписания (невозможности по субъективным мотивам его исполнения), что не является основанием согласиться с доводами о незаконности данного предписания. Отсутствие в предписании конкретных действий, которые должно совершить указанное лицо в целях устранения выявленных нарушений, вопреки доводам жалобы, неясностей и неточностей не содержит.
Каких-либо доказательств невозможности исполнения требований предписания в установленные в нем сроки суду не представлено, материалы дела не содержат доказательств принятия меры к устранению причин и условий допущенных нарушений.
Ссылка заявителя в жалобе на то, что с. Фоминское, Жаворонково, Одинцово, не являются муниципальными образованиями не может быть принята во внимание, поскольку судом установлено, что указанные населенные пункты расположены на территории муниципального образования города Бийска Алтайского края, в соответствии с законом Алтайского края от 07.11.2006 N115 "О статусе и границах муниципального и административно-территориального образования город Бийск Алтайского края" муниципальное образование города Бийска Алтайского края наделен статусом городского округа с административным центром г. Бийск.
Исходя их требований п. 8 и 10 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В силу абз. 3 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Исходя из указанной нормы, а также требований ст. 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ссылка заявителя на то, что населенные пункты с. Одинцовка, с. Фоминское, с. Жаворонков обеспечены источником наружного водоснабжения- водонапорными башнями нельзя признать состоятельной.
Согласно требованиям п. 80 Правил противопожарного режима и п. 9.4 Свода правил СП 8.13130.2009 (действовавших на момент совершения административного правонарушения) органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
При определении пожарного объема воды в резервуарах допускается учитывать пополнение его во время тушения пожара, если подача воды в них осуществляется системами водоснабжения I и II категорий.
Таким образом максимальный радиус обслуживания, имеющихся на территории указанных населенных пунктом водонапорных башен требует дополнительное использование естественных водоисточников, подъезды к которым должны быть обустроены площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Ссылка заявителя о том, что нормативными актами не установлен норматив обеспечения водоснабжением из расчета один пожарный гидрант в радиусе 200 метров не основана на нормах закона, устанавливающие требования противопожарной безопасности.
Пунктами 8.6 и 9.11 СП 8.13130.2009 установлены требования к размещению источников наружного противопожарного водоснабжения на территории населенных пунктов: их расположение относительно зданий, сооружений и автомобильных дорог, требуемое количество, радиусы обслуживания зданий.
Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.9 настоящего Свода правил.
Доводы жалобы о том, что суд не дал оценку тем обстоятельствам, что в соответствии с п. 488-490 Правил противопожарного режима в РФ, населенный пункт считается подверженным угрозе лесных пожаров в случае его непосредственного примыкания к хозяйственному (смешанному) лесному участку либо наличия на землях населенного пункта городского хвойного (смешанного) леса, отклоняются, поскольку на правильность выводов суда не влияют.
Территориальным отделом надзорной деятельности при проведении проверки было применено действовавшее на период разработки документов территориального планирования г. Бийска требование СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Расстояние от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15м. В городских поселениях для районов одно-двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15м. Положениями СНиП 2.07.01-89* отступлений от данного требования, либо разработка компенсирующих мероприятий, позволяющих сократить установленное противопожарное расстояние, не предусмотрено.
Разделом 9.1 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" Генерального плана городского округа города Бийска, утвержденного Решением Думы города Бийска от 25.12.2010г N 193 предусмотрено, что состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности городского округа г. Бийска разработаны на основе Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ и СНиП 2.07.01-89*. А границы приусадебных участков в зоне одно-двухэтажной застройки должны быть запроектированы на расстоянии более 15 метров до лесных массивов в соответствии с п. 5 Приложения 1 СНиП "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Указанные расстояния определяются как наименьшее расстояние от наружных конструкций зданий, сооружений до границы лесного массива. Границы лесных насаждений на землях раздичных категорий устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Соблюдение противопожарного разрыва от лесного массива до зданий и сооружений не предписывает обязательную вырубку лесных насаждений.
Доводы заявителя о том, что леса, прилегающие к участкам являются защитными, в связи с чем требования о противопожарном расстоянии применению не подлежат, основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
Доводы жалобы о том, что суд не проверил законность выданного предписания, опровергается материалами дела. В ходе судебного заседания суд исследовал как доказательства, подтверждающие факт выявленных нарушений, указанных в предписании, так и обоснованность проведения проверки. Доказательств незаконности выданного предписания при рассмотрении дела не установлено.
Выводы суда мотивированы, основаны на конкретных обстоятельствах дела, подтверждены материалами проведенной проверки, (л.д.155-189).
Несогласие автора жалобы с выводами судов, оценкой, данной судебными инстанциями, имеющимся в деле доказательствам и с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Порядок и срок давности привлечения администрации к административной ответственности соблюдены. При рассмотрении настоящего дела не допущено нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено администрации г. Бийска в пределах, предусмотренных санкцией части 12 статьи 19.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 11 г. Бийска Алтайского края от 18 июня 2020 г, решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 21 декабря 2020 г, вынесенные в отношении Администрации г. Бийска Алтайского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу представителя Администрации г. Бийска Алтайского края Астапенко В.В. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.