Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Богдевич Н.В, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1951/2020 по иску Бойко Натальи Леонидовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (межрайонное) об оспаривании решения, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе Бойко Натальи Леонидовны на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 4 августа 2020 г, апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 17 ноября 2020 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Бойко Наталья Леонидовна (далее-Бойко Н.Л, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (межрайонное) (далее - Управление, ответчик) об оспаривании решения Управления от 18 декабря 2019 года N об отказе в установлении страховой пенсии по старости, требования мотивировала тем, что является вдовой пенсионера Министерства обороны Российской Федерации Бойко Л.М, получает пенсию по потере кормильца от Министерства обороны Российской Федерации.
Полагала, что получая указанную пенсию, имеет право также на получение второй пенсии по старости. Просила признать решение Управления от 18 декабря 2019 года N незаконным, обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований Бойко Н.Л. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакассия от 17 ноября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истца, поступившей в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, содержится просьба об отмене судебных актов суда первой и апелляционной инстанций, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы жалоб не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
Согласно ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с Федеральным законом от 03.10.2018 N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", установлено, что повышение пенсионного возраста будет происходить поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.
В статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" определены категории лиц, на которые распространяется действие этого закона. К ним, в частности, относятся лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и семьи этих лиц (абз. 4 п. "а" ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
Частью 2 ст. 5 вышеуказанного Закона РФ предусмотрено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно ч. 1, 2 ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"). Супруги лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в п. "а" ст. 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная ст. 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
В силу ст. 21 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 инвалиды из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории: а) инвалиды вследствие военной травмы; б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы.
Судом первой инстанции установлено, что 18 ноября 2019 года Бойко Н.Л. обратилась в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ.
Решением Управления от 18 декабря 2019 года N истцу отказано в установлении пенсии по старости, поскольку она не относится к кругу лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий.
Судом установлено, что Бойко Л.М. с 1 апреля 2018 года является пенсионеркой Министерства обороны Российской Федерации по случаю потери кормильца в соответствии с п. "б" ст. 21 и п. "б" ст. 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1) за умершего супруга, пенсионера Министерства обороны Российской Федерации Бойко Л.М.
Супруг истца - пенсионер Министерства обороны Российской Федерации ФИО8 на день смерти имел N группу инвалидности по общему заболеванию (справка N), в соответствии со справкой о смерти N от 10 октября 2017 года умер от "данные изъяты".
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что истец не относится к категории лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об законности оспариваемого решения и отсутствии оснований для возложения на Управление обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с таким выводом суда, поскольку он сделан с учетом установленных по делу обстоятельств, при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
С выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее также - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) определены категории лиц, на которые распространяется действие этого закона.
Согласно статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Доводы кассационной жалобы истца о том, что являясь вдовой умершего военнослужащего, признанного инвалидом, имеет право на получение двух пенсий: по случаю потери кормильца и страховой пенсии по старости, не могут быть служить основанием к отмене обжалуемых актов, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ) гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
В силу п. 4 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что для назначения второй пенсии требуется не только достижение соответствующего возраста, но и наличие такого обязательного условия, как наступление смерти кормильца вследствие военной травмы.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 4 августа 2020 г, апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 17 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бойко Натальи Леонидовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.