Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего: Латушкиной С.Б, судей: Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования видеоконференц-связи гражданское дело N2-1489/2020, УИД N по иску Биклиметова С.Л. к ФСИН России, УФСИН России по Алтайскому краю о признании решения незаконным
по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю Птицыной М.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Биклиметова С.Л. и его представителя Торони А.В, полагавших кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Истец обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее- УФСИН России по Алтайскому краю) признании незаконным решения.
Исковые требования мотивированы тем, что Биклиметов С.Л. является сотрудником УФСИН России по Алтайскому краю, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 20 лет.
16 апреля 2015 г. решением комиссии ФСИН России Биклиметов С.Л. составом семьи 3 человека был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 27 ноября 2013 г. Решением комиссии ФСИН России от 24 сентября 2015 г. Биклиметов С.Л. снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с преднамеренным ухудшением жилищных условий.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 10 января 2017 г, вступившим в законную силу 28 марта 2017 г, решение комиссии ФСИН России от 24 сентября 2015 г. о снятии с учета Биклиметова С.Л. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным, на ФСИН России возложена обязанность поставить Биклиметова С.Л. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Однако решением комиссии ФСИН России от 26 декабря 2019 г. Биклиметов С.Л. был поставлен на учет составом семьи один человек.
Истец просит признать незаконным решение комиссии ФСИН России в части отказа в постановке на учет членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложить на комиссию ФСИН России, УФСИН России по Алтайскому краю обязанность поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения всех членов семьи Биклиметова С.Л, включая его жену ФИО16 и дочь ФИО17 общим составом семьи 3 человека с 27 ноября 2013 г.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 ноября 2020 г, иск Биклиметова С.Л. удовлетворен; решение комиссии ФСИН России от 26 декабря 2019 г. в части отказа в постановке на учет членов семьи Биклиметова С.Л. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным; на ФСИН России возложена обязанность поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения членов семьи Биклиметова С.Л. - супругу ФИО18 и дочь ФИО19, общим составом семьи три человека с 27 ноября 2013 г.
Взысканы с ФСИН России в пользу Биклиметова С.Л. 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
ФСИН России, УФСИН России по Алтайскому обратились с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права. Заявители указывают на то, что решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 10 января 2017 г. на ФСИН России была возложена обязанность по постановке Биклиметова С.Л. на учет для единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи - 1 человек. В связи с отсутствием полномочий по расширенному толкованию вышеуказанного судебного решения комиссией ФСИН России 26 декабря 2019 г. Биклиметов С.Л. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи 1 человек в соответствии с решением суда.
На кассационную жалобу Биклиметовым С.Л. принесены возражения.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, Биклиметова С.Л. и его представителя Торони А.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Биклиметов С.Л. является сотрудником УФСИН России по Алтайскому краю, имеет выслугу лет в календарном исчислении более 20 лет.
27 ноября 2013 г. Биклиметов С.Л. обратился с рапортом в территориальную подкомиссию УФСИН России по Алтайскому краю о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
16 апреля 2015 г. решением комиссии ФСИН России истец с составом семьи 3 человека был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты с 27 ноября 2013 г.
9 сентября 2016 г. в адрес УФСИН России по Алтайскому краю направлена выписка из протокола от 24 сентября 2015 г. заседания комиссии ФСИН России, в котором было указано о внесении изменений в учетное дело Биклиметова С.Л. и снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с подпунктом б пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N369 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2017 г. N 342), в связи с преднамеренным ухудшением жилищных условий (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-Ф3).
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 10 января 2017 г, вступившим в законную силу, были удовлетворены в полном объеме исковые требования Биклиметова С.Л. к ФСИН России в признании незаконным решения комиссии о снятии с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Суд обязал ФСИН России поставить Биклиметова С.Л. на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27 ноября 2013 г.
Решением комиссии ФСИН России от 26 декабря 2019 г. (протокол N) Биклиметов С.Л. был поставлен на учет составом семьи один человек.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статей 1, 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N328-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N369, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку в силу действующего законодательства единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, истец, будучи поставленным с 2013 г. на учет на получение такой субсидии с составом семьи 3 человека, после незаконного снятия с учета и восстановления нарушенных прав в судебном порядке должен быть восстановлен в очереди с составом семьи.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона.
К таким лицам относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Установив, что в силу вышеприведенного правового регулирования единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, ранее Биклиметов С.Л. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи из трех человек, решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 января 2017 г, вступившим в законную силу, решение комиссии ФСИН России от 24 сентября 2015 г. о снятии Биклиметова С.Л. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было признано незаконным и на ответчика возложена обязанность по постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27 ноября 2013 г, решением комиссии ФСИН России от 26 декабря 2019 г. Биклиметов С.Л. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27 ноября 2013 г. составом семьи 1 человек, судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что восстановление нарушенного права истца возможно только путем восстановления в очереди с составом семьи 3 человека.
Доводы кассационной жалобы о том, что в решении Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 января 2017 г. не содержится указание на обязанность ФСИН России по постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27 ноября 2013 г. с составом семьи 3 человека, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку указанные доводы были предметом оценки суда апелляционной инстанции, по сути выражают несогласие с выводами суда первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Несогласие заявителей с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка ими фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают и о нарушениях норм материального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 18 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.