Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Латушкиной С.Б, судей: Лавник М.В, Раужина Е.Н, с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В.
рассмотрев в открытом судебном гражданское дело N 2-2725/2020, УИД (N) по исковому заявлению прокурора г. Бийска в интересах Фауст Т.А. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Центральная городская больница, г. Бийск" о взыскании задолженности по выплатам стимулирующего характера
по кассационному представлению прокурора Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от 18 августа 2020 г. и апелляционное определение Алтайского краевого суда от 1 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, поддержавшего кассационное представление, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Бийска обратился в суд в защиту интересов Фауст Т.А. с иском к КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Бийск" о взыскании задолженности по выплатам стимулирующего характера медицинским работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Бийска проведена проверка по обращению медицинской сестры палатной первого инфекционного отделения КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Бийск" Фауст Т.А. по вопросу неполучения предусмотренных федеральным законодательством выплат стимулирующего характера за особые условия труда в период пандемии COVID-19.
В ходе проверки установлено, что приказом Министерства здравоохранения Алтайского края от 6 марта 2020 г. N42 утверждена схема маршрутизации больных с подозрением на заболевание COVID-19. В соответствии с указанной схемой инфекционное отделение КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Бийск" отнесено к провизорному госпиталю для больных с симптомами, не исключающими коронавирусную инфекцию, для изоляции и медицинского наблюдения с целью установления диагноза.
Прокурора указывает на то, что постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. (далее ? Правила N 484).
30 апреля 2020 г. во исполнение данных Правил КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Бийск" издан приказ N 134, которым утверждено Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (далее ? Положение N 134). Данное Положение согласовано с Министерством здравоохранения Алтайского края. Согласно приложению N 1 к Положению N 134 право на выплаты стимулирующего характера имеют только медицинские работники, занимающие должности врачебного и среднего медицинского персонала отделения скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, а также водители скорой помощи вне медицинской организации.
Вместе с тем, в период с 10 апреля 2020 г. по 29 мая 2020 г. в инфекционном отделении КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Бийск" находилось 35 пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19, которым оказывалась соответствующая медицинская помощь. Впервые медицинская помощь пациенту с таким диагнозом оказана медицинской сестрой Фауст Т.А. 20 апреля 2020 г, в дальнейшем ? 23 апреля 2020 г, 9 мая 2020 г, 13 мая 2020 г, 16 мая 2020 г, 18 мая 2020 г, 20 мая 2020 г, 23 мая 2020 г, 25 мая 2020 г, однако соответствующие выплаты согласно Правилам N 484 за апрель и май 2020 года ей не производились.
С учетом районного коэффициента (1, 15) задолженность по выплатам за два месяца составляет 115 000 рублей.
Прокурор г. Бийска просил взыскать с КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Бийск" в пользу Фауст Т.А. задолженность по выплатам стимулирующего характера в размере 115 000 рублей, обратив решение суда в указанной части к немедленному исполнению; возложить на КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Бийск" обязанность внести изменения в Положение N 134 от 30 апреля 2020 г, указав должность медицинской сестры палатной первого инфекционного отделения КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Бийск".
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 18 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением Алтайского краевого суда от 1 декабря 2020 г, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Прокурором Алтайского края подано кассационное представление на решение Бийского городского суда Алтайского края от 18 августа 2020 г. и апелляционное определение Алтайского краевого суда от 1 декабря 2020 г, в котором ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как необоснованных и незаконных. Прокурор полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм материального права, указывая на непосредственное оказание Фауст Т.А. медицинской помощи пациентам, больным коронавирусной инфекцией COVID-19, что является основанием для применений положений Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фауст Т.А, представители КГБУЗ "Центральная городская больница г. Бийск", Министерства здравоохранения Алтайского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит представление не подлежащим удовлетворению.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационном представлении, не находит оснований для удовлетворения кассационного представления исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фауст Т.А. состоит в трудовых отношениях с "Центральная городская больница г. Бийск" в должности медицинской сестры инфекционного отделения КГБУЗ "Центральная городская больница г. Бийск", что подтверждается трудовым договором от 9 августа 2019 г. по внутреннему совместительству и дополнительными соглашениями к нему.
Приказом Министерства здравоохранения Алтайского края от 6 марта 2020 г. N42 "О дополнительных мероприятиях но снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Алтайского края" (далее ? Приказ от 6 марта 2020 г. N 42) утверждена схема маршрутизации больных с подозрением на заболевание COVID-19.
В соответствии с указанной схемой инфекционное отделение КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Бийск" отнесено к провизорному госпиталю (госпиталь для больных с симптомами, не исключающими коронавирусную инфекцию, для изоляции и медицинского наблюдения с целью установления диагноза).
Приказом Министерства здравоохранения Алтайского края от 26 марта 2020 г. N 70 "О мерах профилактики по снижению рисков заноса и распространения COVID-19в Алтайском крае, оказанию медицинской помощи больным с COVID-19" (далее ? Приказ N 70 от 26 марта 2020 г.) утвержден перечень медицинских организаций, перепрофилируемых под размещение инфекционного госпиталя для лечения взрослых больных с COVID-19 (приложение N 6). КГБУЗ "Центральная городская больница, г..Бийск" (его отделения) в данный перечень не включены.
Из материалов дела следует, что на базе КГБУЗ "Центральная городская больница, г. Бийск" создан провизорный госпиталь ? госпиталь для больных с симптомами, не исключающими коронавирусную инфекцию, в который направляются граждане с симптомами простудных заболеваний, имевшие контакт с зараженными COVID-19 и иные граждане, относящиеся к группе риска заражения новой коронавирусной инфекции.
17 апреля 2020 г. во исполнение требований Правил N415 КГБУЗ "Центральная городская больница, г.Бийск" издан приказ N 122, которым утверждено Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. Данное Положение согласовано с Министерством здравоохранения Алтайского края.
Положением предусмотрено осуществление указанных выплат медицинским работникам, занимающим должности врачебного (включая заведующих подразделениями) и среднего медицинского персонала (включая
старших медицинских сестер (акушерок, фельдшеров)), в том числе инфекционного отделения, в размерах, указанных в пункте 23 Положения (среднему медицинскому персоналу - в размере 50% среднемесячного дохода от трудовой деятельности (11 706 рублей 50 копеек)).
Для реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N484 КГБУЗ "Центральная городская больница г.Бийск" 30 апреля 2020 г. издан приказ N 134, которым утверждено Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Утвержденное Положение N134 согласовано с министерством здравоохранения Алтайского края.
Согласно данному положению выплаты производятся следующим категориям медицинских работников в следующих размерах: работникам, оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция: врачам - 50 000 рублей в месяц; среднему медицинскому персоналу - 25 000 рублей в месяц; водителям скорой медицинской помощи - 25 000 рублей в месяц.
Таким образом, данное положение предусматривает выплату по Правилам N484 только работникам, оказывающим скорую медицинскую помощь, в число которых истец не входит.
В инфекционное отделение КГБУЗ ЦГБ поступают больные и в случае подтверждения коронавирусной инфекции COVID-19 они направляются либо в коронавирусный госпиталь - КГБУЗ "Городская больница N 2" (г. Бийск), КГБУЗ "Городская больница N 5, г. Барнаул". Длительность нахождения пациентов в инфекционном отделении связана с необходимостью ожидания результатов лабораторных исследований на коронавирусную инфекцию COVID-19.
Судом установлено, что инфекционное отделение КГБУЗ "Центральной городской больницы г. Бийск" не производит лечение в стационарных условиях граждан с уже выявленной коронавирусной инфекцией COVID-19.
Фауст Т.А. были произведены выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, в соответствии с постановлением Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415, в размере: апрель 2020г. - 8 210 рублей 91 копеек, май 2020 г. - 19 976 рублей 58 копеек, июнь 2020 г. - 25 813 рублей 54 копейки.
Выплаты стимулирующего характера, предусмотренные Правилами N484, Фауст Т.А. не производились.
Разрешая спор по существу, руководствуясь Правилами N 484 и Правилами N415, приказами Министерства здравоохранения Алтайского края от 6 марта 2020 г. N 42 и от 26 марта 2020 г. N 70, а также учитывая разъяснения, данные Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 17 мая 2020 г. N 16-З/И/1-3061, исходя из того, что право на получение выплат стимулирующего характера, предусмотренных Правилами N 484, имеют медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией в стационарных условиях организованного госпиталя, тогда как на базе инфекционного отделения КГБУЗ "Центральная городская больница, г.Бийск" был создан провизорный госпиталь, в который направлялись граждане с симптомами простудных заболеваний, граждане, имевшие контакт с зараженными коронавирусной инфекцией, иные граждане из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые в случае подтверждения диагноза COVID-19 переводились в инфекционный госпиталь для последующего лечения данного заболевания, установив, что в инфекционном отделении КГБУЗ "Центральная городская больница, г.Бийск" лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19 не осуществлялось, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для осуществления истцу выплат стимулирующего характера, предусмотренных Правилами N484, и, как следствие, для внесения изменений в локальный нормативный акт ответчика, предусматривающий соответствующие выплаты.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права к спорным правоотношениям и соответствуют исследованным судом доказательствам.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений устанавливает обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 утверждены "Правила предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией", действовавшие в момент возникновения сопрных правоотношений (Постановление отменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1762).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 утверждены "Правила предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19".
В пункте 11 указанных Правил предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тысяч рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тысяч рублей в месяц; б) оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тысяч рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тысяч рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тысяч рублей в месяц.
Согласно письму Минздрава России от 21 мая 2020 г. N16-3/И/1-6965 выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом новая коронавирусная инфекция, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 373.
Также указанные выплаты получают медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, зараженным COVID-19, в том числе: врачи-рентгенологи; врачи-патологоанатомы; врачи-эпидемиологи; помощники врачей-эпидемиологов; медицинские работники клинико-диагностических лабораторий; средний медицинский персонал, работающий с указанными выше врачами-специалистами.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 полагаются медицинским работникам стационарных подразделений, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах для оказания (участия в оказании) медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.) установлены стимулирующие выплаты работникам здравоохранения, деятельность которых непосредственно связана с оказанием медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией, определены размеры указанных выплат в стационарах медицинских организаций, осуществляющих лечение больных с коронавирусной инфекцией и в организациях и подразделениях, оказывающих скорую медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией, которые установлены п. 11 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что право на получение выплат стимулирующего характера, предусмотренных Правилами N484 за выполнение особо важных работ, имеют медицинские работники, непосредственно оказывающие скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Право на получение выплат стимулирующего характера, предусмотренных Правилами N415 за особые условия труда и дополнительную нагрузку, имеют медицинские работники, оказывающие медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, контактирующие с пациентами указанной категории в связи с осуществлением профессиональной деятельности.
Таким образом, медицинские работники, контактирующие с данной категорией пациентов в силу осуществления ими своей профессиональной деятельности в условиях неспециализированного стационарного медицинского подразделения, имеют право на получение выплат стимулирующего характера, предусмотренных Правилами N415. Фауст Т.А. указанные выплаты были получены.
Учитывая вышеизложенное, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что Фауст Т.А. не является медицинским работником стационарных подразделений, непосредственно оказывающим специализированную медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, оказывала медицинскую помощь в провизорном госпитале, в который направляются граждане с симптомами, не исключающими заболевание COVID-19, и которые в случае выявления данного диагноза переводятся из данного госпиталя для последующего лечения в специализированном стационарном подразделении, судебные инстанции правомерно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы кассационного представления о несоответствии выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, установление в отношении Фауст Т.А. факта непосредственного участия в оказании медицинской помощи вышеуказанной категории пациентов как единственного критерия для назначения выплаты в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов. поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
С учетом вышеприведенного правового регулирования стимулирующие выплаты, предусмотренные Правилами предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484, могут быть назначены определенным категориям медицинских работников осуществляющих свою деятельность в указанных условиях. При этом, судебными инстанциями подробно мотивированы выводы относительно отсутствия оснований для включения материального истца в указанные категории работников.
Иные доводы кассационного представления, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Учитывая вышеизложенное, оценив доказательства по делу в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судебных инстанций, иная оценка им фактических обстоятельств дела, другое толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Фактически доводы кассационного представления не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы суда, направлены на иное толкование норм материального права.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 18 августа 2020 г. и апелляционное определение Алтайского краевого суда от 1 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.