Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2010/2020, УИД: 24RS0017-01-2020-001400-88 по иску Феталиева Мамеда Шахбубаевича к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе представителя Феталиева Мамеда Шахбубаевича - Гончаровой О.О. на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 18 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя Феталиева М.Ш. - Гончаровой О.О, принимавшей участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Феталиев М.Ш. обратился в суд с требованиями (с учетом уточнений) к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю (далее по тексту также ГУФСИН России по Красноярскому краю) о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подпункта "г" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. за N 369, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 5 ноября 2015 г. - с даты подачи и регистрации рапорта.
Требования мотивированы тем, что 5 ноября 2015 г. он обратился с рапортом о принятии на учет на получение единой социальной выплаты, предоставив все необходимые документы. В соответствии с выпиской из протокола N от 1 февраля 2016 г. он и члены его семьи 6 человек были поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 5 ноября 2015 г. 11 февраля 2020 г. комиссией ГУФСИН России было принято решение о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта "г" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, в связи с предоставленными 29 октября 2019 г. истцом сведениями, согласно которым он получил свидетельство N "О выделении муниципальной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по городской целевой программе "Молодой красноярской семье - доступное жилье" на 2009-2011 годы на сумму 1269504 рубля на приобретение (строительство) жилья на территории г. Красноярска.
Истец считает решение комиссии о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты незаконным, поскольку условия принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты не содержат ограничений для предоставления данной выплаты, связанных с ранее предоставленными мерами государственной поддержки в области жилищного обеспечения.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 18 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 ноября 2020 г, постановлено:
"Исковые требования Феталиева Мамеда Шахбубаевича к ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным решения комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю N 1 от 11 февраля 2020 г, в снятии Феталиева Мамеда Шахбубаевича с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании пп. "г" п.15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. за N 369, о признании за Феталиевым М.Ш. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, об обязании ГУФСИН России по Красноярскому краю поставить Феталиева М.Ш. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 5 ноября 2015 г, оставить без удовлетворения в полном объеме".
В кассационной жалобе представитель Феталиева М.Ш. - Гончарова О.О. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с направлением дела на новое рассмотрение в соответствующий суд для рассмотрения в ином составе судей.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя Феталиева М.Ш. - Гончаровой О.О, принимавшей участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений судебными инстанциями не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Феталиев М.Ш. с 1 января 1999 г. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, относящихся к ведению ГУФСИН России по Красноярскому краю, что подтверждается его послужным списком.
В соответствии со справкой ФКУ УК ГУФСИН России по Красноярскому краю выслуга лет истца по состоянию на 5 ноября 2015 г. составляла в календарном исчислении - 21 год 03 месяца.
5 ноября 2015 г. Феталиев М.Ш. обратился в ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлением (рапортом) о принятии его и членов его семьи (супруги и четырех детей) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
Решением комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю, оформленным выпиской из протокола N 1 от 1 февраля 2016 г, Феталиев М.Ш. с составом семьи 6 человек поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 5 ноября 2015 г.
Из протокола N от 11 февраля 2020 г. следует, что в связи с предоставленными 29 октября 2019 г. истцом сведениями, согласно которым он получил свидетельство М N "О выделении муниципальной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья по городской целевой программе "Молодой красноярской семье - доступное жилье" на 2009-2011 годы на сумму 1269504 рубля на приобретение (строительство) жилья на территории г. Красноярска, комиссией ГУФСИН России по Красноярскому краю принято решение о снятии Феталиева М.Ш. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службы учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты).
Не согласившись с данным решением, Феталиев М.Ш. обратился с иском в суд.
Разрешая требования истца о признании незаконным решения о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подпункта "г" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. за N 369, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении данных требований.
При этом, суд исходил из того, что поскольку истцом в 2015 году при постановке на учет не были представлены все необходимые сведения для принятия решения по вопросу о наличии оснований для получения Феталиевым М.Ш. единовременной социальной выплаты с составом семьи шесть человек, что было установлено в 2019 году, то комиссия ГУФСИН России по Красноярскому краю обоснованно приняла решение о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласилась, полагая их основанными на правильно примененных и истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, которые соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 3 статьи 4 указанного Федерального закона.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г..N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
Подпунктом "г" пункта 15 указанных Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер. При этом, если соискатель единовременной социальной выплаты продолжает отвечать требованиям, позволяющим ему претендовать на ее получение, он не теряет право получить данную выплату при наличии соответствующих бюджетных ассигнований (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2015 г. N 416-О).
Судом первой инстанции установлено, что 5 ноября 2015 г. Феталиев М.Ш. обратился в ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлением (рапортом) о принятии его и членов его семьи (супруги и четырех детей) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
При этом, в своем заявление (рапорте) Феталиев М.Ш. своей подписью подтвердил, что ему и членам его семьи ранее единовременная социальная выплата (субсидия) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялась.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Феталиеву М.Ш. и членам его семьи: супруге Ф, детям Х, С. в соответствии с условиями городской целевой программы "Молодой красноярской семье - доступное жилье" на 2009-2011 года была предоставлена муниципальная социальная выплата в размер 1269504 рубля на приобретение (строительство) жилья на территории г. Красноярска, что подтверждается свидетельством М N от 8 июня 2010 г. Норма площади на каждого члена семьи была соблюдена.
Однако, истец в поданном в ГУФСИН России по Красноярскому краю заявлении (рапорте) от 5 ноября 2015 г. о постановке на учет для получения социальной выплаты не сообщил о предоставлении ему в 2010 году муниципальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в размере 1269504 руб, рассчитанной на улучшение жилищных условий всех членов его семьи, о данной выплате уведомил ответчика только в 2019 году, что в соответствии с положением подпункта "г" пункта 15 Правил является основанием для снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 установлено, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется независимо от формы содействия за счет средств федерального бюджета только один раз.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, пришел к верному выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, что правовых оснований для признания незаконным решения о снятии истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет на ее получение с даты подачи рапорта, не имеется.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено правильное толкованием норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении судом первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 18 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Феталиева Мамеда Шахбубаевича - Гончаровой О.О.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.