Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Шефер И.А, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3614/2020, УИД 24RS0056-01-2020-001797-31 по иску Журавлева Руслана Владимировича к Министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконными приказа об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты, решения комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильём, признание действий незаконными, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, по кассационной жалобе Журавлева Руслана Владимировича на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 14 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 февраля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Журавлев Р.В. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконными приказа об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты, решения комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильём, признание действий незаконными, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование исковых требований Журавлев Р.В. указал, что он является ветераном боевых действий, решением жилищной комиссии администрации Кировского района в городе Красноярске был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на учёт 21 декабря 2004 г.
На протяжении более 15 лет он жилым помещением за счёт средств федерального бюджета не обеспечен.
В своих неоднократных обращениях в Министерство социальной политики Красноярского края он просил о реализации его права на обеспечение за счёт средств федерального бюджета жилым помещением по договору социального найма или в собственность в домах государственного и/или муниципального жилищных фондов.
Приказом от 19 декабря 2019 г. N-ОД Министерством социальной политики Красноярского края ему отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с отсутствием права на улучшение жилищных условий.
С приказом он не согласен, поскольку с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения к ответчику, он не обращался. В своих обращениях просил предоставить ему жилое помещение на условиях социального найма либо в собственность.
Кроме того, не согласен с выводом Министерства социальной политики Красноярского края об отсутствии его нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жильём его несовершеннолетней дочери, не означает обеспеченность жильём его самого.
Он состоит на регистрационном учёте по адресу: "адрес", жилых помещений на вещном праве не имеет.
Указанное жилое помещение на основании договора на передачу в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N было передано в собственность его матери Ж.В.А, ему, являющемуся на тот момент несовершеннолетним и его брату М.Э.Н. Однако до настоящего времени право собственности на квартиру в установленном законом порядке не зарегистрировано, соответственно он не может являться собственником указанного жилого помещения и свободно им распоряжаться.
К его несовершеннолетней дочери Ж. в порядке наследования перешло недвижимое имущество: 1/3 доля в праве собственности на квартиру N по "адрес" и 1/6 доля в праве собственности на квартиру N по "адрес".
Между всеми наследниками было достигнуто соглашение о продаже квартиры по адресу: "адрес".
Распоряжением администрации Кировского района в городе Красноярске от 8 июля 2014 г. N, ему предварительно разрешено отчуждение 1/3 доли в праве собственности на указанное жилое помещение при условии приобретения квартиры, расположенной по адресу: "адрес" с обязательным оформлением её в собственность несовершеннолетней Ж.
Квартира по адресу: "адрес" была продана. Во исполнение распоряжения администрации Кировского района г. Красноярска он приобрёл на имя дочери квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 40, 1 кв.м.
Из указанного следует, что обеспеченность жильём его несовершеннолетней дочери, получившей недвижимое имущество в порядке наследования по закону, не может каким-либо образом учитываться при реализации его права, как ветерана боевых действий по обеспечению его жилым помещением в порядке, установленном Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", поскольку возможность владения и пользования чужим недвижимым имуществом не может означать, что он обеспечен жильём, которым вправе распоряжаться самостоятельно на свое усмотрение.
Кроме того, полагает, что поскольку он встал на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г, у него возникло право быть обеспеченным жильём по договору социального найма либо в собственность или в виде предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, которое закреплено федеральным законодательством.
Просил, с учётом уточнений, признать незаконными приказ от 19 декабря 2019 г. N-ОД Министерства социальной политики Красноярского края, решение комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем граждан, указанных в статье 1 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N "О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", оформленное протоколом от 17 декабря 2019 г. N, признать действия Министерства социальной политики Красноярского края в связи с принятием решения, не связанного с предоставлением ему жилого помещения по договору социального найма либо в собственность в порядке, установленном частью 11.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" незаконными, обязать ответчика предоставить ему за счёт средств федерального бюджета по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в городе Красноярске, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по установленным законодательством нормам предоставления на состав семьи 1 человек в порядке очерёдности, формируемой по категории "ветераны боевых действий" в хронологической последовательности, по которой он, Журавлев Р.В, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий уполномоченным органом с датой постановки на учёт 21 декабря 2004 г.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 14 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 февраля 2021 г, Журавлеву Р.В. в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконными приказа об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты, решения комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильём, признание действий незаконными, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Журавлев Р.В. просит отменить решение Центрального районного суда г. Красноярска от 14 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 февраля 2021 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Министерством социальной политики Красноярского края принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Журавлев Р.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ветераном боевых действий, в связи с чем относится к лицам, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Решением жилищной комиссии при администрации Кировского района в городе Красноярске, утверждённым Распоряжением от 24 декабря 2004 г. N Журавлев Р.В, имеющий статус "ветеран боевых действий" поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 1 человек.
14 ноября 2019 г. Министерством социальной политики Красноярского края принято решение о рассмотрении заявления Журавлева Р.В, в пределах своей компетенции, установленной Законом Красноярского края от 25 марта 2010 г. N, об обеспечении истца жильём в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем граждан, указанных в статье 1 Закона Красноярского края "О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" от 17 декабря 2019 г. N следует, что на комиссии был рассмотрен вопрос о предоставлении Журавлеву Р.В. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность. По результатам рассмотрения комиссия пришла к выводу об отсутствии у истца такого права, поскольку он обеспечен более нормы предоставления жилой площади, установленной постановлением Крайсовпрофа от 1 марта 1990 г. N и нормы учёта, установленной администрацией города Красноярска.
Приказом от 19 декабря 2019 г. N-ОД Министерством социальной политики Красноярского края Журавлеву Р.В. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
Разрешая спор и отказывая Журавлеву Р.В. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными приказа об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты, решения комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильём, признание действий незаконными, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, суд первой инстанции руководствовался положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 16, пункта 1, подпункта 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г..N 5-ФЗ "О ветеранах", частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г..N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Закона Красноярского края N 10-4487 "О порядке обеспечения жильём отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", правовой позицией, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 4 февраля 2014 г..N 236-О, положениями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 53 Жилищного кодекса РСФСР, подпункта "ж" пункта 7 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, утверждённых постановлением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 1 марта 1990 г..N 63/3, разъяснениями Верховного Суда российской Федерации, содержащимися в подпункте "а" пункта 11 постановления Пленума от 2 июля 2009 г..N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", пришёл к выводу, что истец утратил основание, которое до введения в действие жилищного кодекса Российской Федерации давало ему право состоять на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения, истец не является нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным действующим жилищным законодательством, решение об отказе в
предоставлении меры социальной поддержки принято ответчиком в рамках имеющихся у него полномочий, предоставление министерством меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма действующим законодательством не предусмотрено.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что на момент постановки истца на учёт - 24 декабря 2004 г, основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были предусмотрены: Жилищным кодексом РСФСР (статья 29); Примерными правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утверждёнными постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (пункт 7); Правилами учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, утверждёнными постановлением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 1 марта 1990 N 63/3 (пункт 7) (далее также - Правила учёта от 1 марта 1990 г. N 63/3).
В выписке из протокола N заседания жилищной комиссии администрации Кировского района в городе Красноярске от 21 декабря 2004 г, распоряжении администрации от 24 декабря 2004 г. N основание постановки Журавлева Р.В. на учёт не указаны, в связи с чем, проанализировав правовые нормы, действующие на момент принятия истца на учёт, суд пришёл к выводу, что основанием для его постановки на учёт могли служить подпункты "а" и "ж" пункта 7 Правил учёта от 1 марта 1990 г. N 63/3, согласно которым нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека 7 кв.м. и менее, а также обеспеченные жилой площадью в размере менее 9 кв.м. на одного человека (учитывая всех членов семьи) инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, семьи погибших и приравненные к ним лица.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на момент постановки на учёт, истец проживал в жилом помещении по адресу: "адрес", принадлежащем на праве общей совместной собственности истцу, его брату М.Э.Н. и матери Ж.В.А. на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ N, что следует из справок филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N, Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N, свидетельства о приватизации жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N, договора на передачу квартиры (дома) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно договору на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, жилая площадь помещения по указанному адресу составила 17, 80 кв.м, соответственно на каждого проживающего приходилось по 5, 9 кв.м. (17, 80 кв.м./3).
4 июня 2010 г. состав семьи истца изменился, у него родилась дочь Ж, что следует из свидетельства о рождении серии II-БА N, которая 25 апреля 2013 г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес".
В дальнейшем, жилищные условия истца неоднократно менялись.
Так, в период с 23 марта 2012 г. по 16 июля 2014 г. в собственности дочери истца Ж. находилась 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение N по "адрес", общей площадью 96, 9 кв.м, жилой - 45, 9 кв.м, в период с 26 марта 2012 г. по 15 ноября 2017 г. - 1/6 доля в праве собственности на квартиру N по "адрес", общей площадью 60, 4 кв.м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N.
С 11 сентября 2014 г. в собственности Ж. находится жилое помещение N, N по "адрес".
Согласно договору купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь квартиры составила 40, 1 кв.м, жилая 37, 0 кв.м.
С учётом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришёл к выводу, что обеспеченность истца и членов его семьи жилой площадью, составляет более учётной нормы 9 кв.м, установленной подпунктом "ж" пункта 7 Правил учёта от 1 марта 1990 г. N 63/3, исходя из расчёта: (17, 8 кв.м.+37, 0 кв.м.)/4 = 13, 7 кв.м, соответственно истец утратил право состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, обеспеченность истца общей площадью жилого помещения превышает учётную норму 12 кв.м, установленную Постановлением администрации г. Красноярска от 14 апреля 2005 г. N, поскольку общая площадь квартиры N по "адрес" составляет 30, 7 кв.м, общая площадь квартиры по адресу: "адрес" составляет 40, 1 кв.м, соответственно на одного человека приходится 17, 7 кв.м. общей площади= (30, 7 кв.м.+40, 1 кв.м.)/4 человека.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее также - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.
Действовавшая до 1 января 2005 г. система мер социальной защиты различных категорий ветеранов, установленная названным Федеральным законом, включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13 в первоначальной редакции), объём которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории.
Для лиц, входящих в категорию ветеранов боевых действий, объём этих прав и льгот также различался - исходя из того, к какой из перечисленных в пункте 1 статьи 3 указанного Федерального закона группе ветеранов боевых действий они относились.
При этом для ветеранов боевых действий из числа указанных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предусмотрено первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья, а расходы на обеспечение жильём ветеранов боевых действий возмещались за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт "г" подпункта 2 пункта 1 статьи 10, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ).
Таким образом, по своей правовой природе первоочередное бесплатное предоставление ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов являлось входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нём граждан.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты всех категорий ветеранов подверглась существенным изменениям. В частности, было предусмотрено, что те ветераны боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий и встали на соответствующий учет до 1 января 2005 г, должны были обеспечиваться жильём за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а вставшие на указанный учёт после 1 января 2005 г. подлежали обеспечению жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 11 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ приведённое законоположение было исключено (пункт 10 статьи 17), однако новое правовое регулирование фактически сохранило различия в правилах обеспечения жильём ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", нуждающихся в улучшении жилищных условий, в зависимости от даты их постановки на соответствующий учёт - до или после 1 января 2005 года.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" (в действующей на сегодняшний день редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учёт до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильём указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах").
Приведённое правовое регулирование, устанавливая в том числе принцип целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильём всех ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и состоящих на соответствующем учете по состоянию на 1 января 2005 года, но не обеспеченных им до указанной даты, направлено на выполнение взятых государством в отношении этой категории ветеранов обязательств, исполнение которых, как и ранее, не зависит от предоставления жилья иным гражданам, состоящим в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 г. N 990-О-О).
В силу пункта 11.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт до 1 января 2005 г, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения жильём отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Красноярском крае установлен Законом Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487 (подписан Губернатором Красноярского края 1 апреля 2010 г.).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 указанного Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г, настоящий Закон распространяется в том числе на граждан - ветеранов боевых действий, имеющих место жительства на территории Красноярского края, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильём в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. меры социальной поддержки по обеспечению жильём предоставляются гражданам, вставшим на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и сохраняющим право состоять на данном учёте на момент обеспечения их жилым помещением в соответствии с настоящим Законом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. меры социальной поддержки по обеспечению жильём предоставляются гражданам в порядке очерёдности исходя из даты принятия их на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением установленных пунктом 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди меры социальной поддержки по обеспечению жильём предоставляются инвалидам боевых действий, военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии со статьёй 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с жилищным законодательством, действовавшим на момент постановки на учёт, в целях последующего предоставления им жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. социальная поддержка по обеспечению жильём граждан, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется по их выбору в форме предоставления единовременной денежной выплаты на: приобретение жилого помещения в собственность; строительство индивидуального жилого дома; участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Согласно статье 6 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. для получения меры социальной поддержки по обеспечению жильём гражданин (его законный представитель) представляет в министерство социальной политики Красноярского края (далее - министерство) в том числе, заявление на имя министра социальной политики Красноярского края о предоставлении единовременной денежной выплаты с указанием направления её использования и способа направления уведомления о принятом решении (по электронной почте или на бумажном носителе); документы, подтверждающие состав семьи и родственные отношения членов семьи; документы о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилых помещений на праве собственности, выданные органами государственной регистрации недвижимого имущества; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи;
Комиссия проверяет право гражданина на улучшение жилищных условий и с учётом даты постановки на учёт и его заявления готовит предложения министерству о предоставлении (отказе в предоставлении) единовременной денежной выплаты.
Основаниями для подготовки комиссией предложений об отказе гражданину в улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие права на улучшение жилищных условий на момент принятия комиссией министерства решения; б) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" регламентировано, что граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи).
Исходя из системного толкования приведённых правовых норм, граждане, принятые на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с действовавшим ранее законодательством, могут быть сняты с такого учёта по предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям только в случае, если данные основания возникли после 1 марта 2005 г.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 февраля 2014 г. N 236-О и иных актах высказал позицию о том, что предусмотренное Федеральным законом "О ветеранах" право ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", на предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов является входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нём граждан, основанной на принципе целевого финансирования обязательств государства по обеспечению жильём ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Право на такого рода жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей.
Из норм действующего законодательства следует, что субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по определению категорий граждан, которым по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации наделены также полномочиями устанавливать основания для признания данных категорий граждан, которым по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях и предусматривать порядок предоставления таких жилых помещений.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу, что в силу статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487 обеспечение жильём граждан из числа ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 г. в Красноярском крае осуществляется в форме предоставления единовременной социальной выплаты.
Порядок обеспечения жильём граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 г. неоднократно был разъяснён истцу Министерством социальной политики Красноярского края.
Несмотря на разъяснения ответчика, Журавлев Р.В. заявление о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения не оформил, в Министерство не направил, продолжал обращаться в различные инстанции с требованием о предоставлении ему жилого помещения на условиях договора социального найма либо в собственность.
С учетом многочисленных обращений истца, Министерством социальной политики Красноярского края принято решение о рассмотрении заявления Журавлева Р.В. от 14 ноября 2019 г. в пределах своей компетенции, установленной Законом Красноярского края от 25 марта 2010 г. N 10-4487, то есть рассмотреть вопрос обеспечения истца жильём в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Такой вопрос был рассмотрен на заседании комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильём граждан, указанных в статье 1 Закона Красноярского края от 25 марта 2010 г. N и принято решение об отсутствии у истца такого права.
Установив, что площадь жилых помещений, приходящихся на семью Журавлева Р.В. составляет более учётной нормы, приходящейся на истца и членов его семьи (в том числе его несовершеннолетней дочери), суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о правомерности принятого комиссией решения об отсутствии у Журавлева Р.В. нуждаемости в улучшении жилищных условий и как следствие, об утрате истцом оснований, дающих право на получение единовременной денежной выплаты на улучшение жилищных условий.
При этом суды обоснованно исходили из того, что несовершеннолетняя Ж. является членом семьи Журавлева Р.В. и жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, должно учитываться при предоставлении Журавлеву Р.В. единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В силу статьи 53 Жилищного кодекса РСФСР, действующего на момент постановки истца на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилья, к членам семьи нанимателя относились супруг нанимателя, их дети и родители. В соответствии со статьёй 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действия с 1 марта 2005 года, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Исходя из разъяснений, содержащихся в подпункте "а" пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в отношении родителей и детей установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки не требуется.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Журавлева В.Р. о наличии у него права на предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку он был поставлен на учёт до 1 января 2005 г, до изменения имущественного положения несовершеннолетней дочери он своё право на получение жилого помещения не реализовал, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 379.6 ГПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств, равно как и отличное от суда толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судом нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 14 сентября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Журавлева Руслана Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Шефер
Н.В. Богдевич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.