Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Шефер И.А. и Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N54RS0009-01-2020-000818-53 (N2-1183/2020) по иску Григоренко И.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) о защите пенсионных прав
по кассационной жалобе представителя Григоренко И.В. - Тури П.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Григоренко И.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонному) (далее - УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное)) о защите пенсионных прав.
Требования мотивировал тем, что решением УПФР в Советском районе г..Новосибирска (межрайонное) от 25 февраля 2020 г..N г..ему отказано в назначении пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера. Ответчиком добровольно зачтены в стаж его работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 26 августа 1981 г..по 30 июня 1998 г..(за исключением отдельных периодов) общей продолжительностью 14 лет 3 месяца 13 дней. Ответчиком не засчитан в стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно, период его работы в ЗАО "Дарья" с 1 июля 1998г. по 3 ноября 2003 г..продолжительностью 5 лет 4 месяца 3 дня. Данный период исключен ответчиком в связи с отсутствием документального подтверждения факта работы в районах Крайнего Севера и отсутствием платежей по страховым взносам. Между тем в его трудовой книжке имеется запись под N о приеме на работу на должность коммерческого директора ЗАО "Дарья" с указанием основания приема на работу. Также им представлен трудовой договор от 4 мая 1997 г, в соответствии с которым место его работы удалено от места нахождения самой организации-работодателя, находится в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Дата начала работы - 4 мая 1997 г, трудовой договор заключен на неопределённый срок. Полагает, что работник является экономически слабой стороной, он лишен возможности проверять сведения, предоставляемые работодателем в различные компетентные органы, повлиять на их содержание, своевременно их оспаривать. Считает, что записи в его трудовой книжке, внесенные в нее в установленном порядке, являются достаточными доказательствами работы полный рабочий день в особых условиях, а соответствующие периоды подлежат зачету в стаж, дающий право на назначении страховой пенсии по старости досрочно.
Сведений о его совместительстве, о работе в режиме неполного рабочего времени в материалах пенсионного дела, в трудовой книжке и иных документах не содержатся. В спорный период он постоянно проживал и был зарегистрирован в "адрес", в связи с чем, работу осуществлял в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. При этом ответчик добровольно учитывает часть периода его работы в ЗАО "Дарья" на основании одних и тех же документов, имеющихся в пенсионном деле. На основании поступивших ответов ответчик самостоятельно установил, что за период с 1 июля 1998 г..по 3 ноября 2003 г..заработная плата и страховые взносы ЗАО "Дарья" не начислялись и не выплачивались. Вместе с тем ответчик не учел, что до 30 июня 2000 г..на него работодателем предоставлялись сведения (индивидуального) персонифицированного учета. Также ответчик указывает, что в представленных на него сведениях до 30 июня 2000 г..не указан код территориальных условий. Вместе с тем коды территориальных условий, коды особых условий труда, дополнительные тарифы были введены лишь с 1 января 2013 г..Федеральным законом от 3 декабря 2012 г..N 243-Ф3. Кроме того, неисполнение работодателем своих обязанностей по предоставлению. в компетентные органы надлежащих и 2 достоверных отчетов не может служить основанием для ущемления прав работника. Полагает, что период работы истца в ЗАО "Дарья" с 1 июля 1998 г..по 3 ноября 2003 г..подлежит зачету в его трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии подпунктом 6 пункта 1статьи 32 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Кроме того, считает, что указанный период подлежит зачету в страховой стаж в льготном исчислении как 1 год за 1год 6 месяцев.
Помимо этого, по мнению истца, ответчиком неверно исчислен период его работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 11 апреля 1985 г..по 3 апреля 1987 г..Ответчиком данный период исчислен как 1 год 11 месяцев 23 дня, а должен быть исчислен как 1 год 11 месяцев 24 дня. В льготном исчислении данный период ответчиком исчислен как 2 года 11 месяцев 20 дней, тогда как должен быть исчислен как 2 года 11месяцев 21 день. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Просил суд обязать ответчика зачесть в его трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период его трудовой деятельности с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г.; исчислить период его работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера с 11 апреля 1985 г. по 3 апреля 1987 г, продолжительностью 1 год 11 месяцев 24 дня; обязать ответчика зачесть в его страховой стаж период работы с 1 июля 1998г. по 3 ноября 2003 г. в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев); исчислить в страховом стаже его период работы с 11 апреля 1985 г. по 3 апреля 1987 г. в льготном исчислении продолжительностью 2 года 11 месяцев 21 день; признать незаконным решение ответчика от 25 февраля 2020 г. N об отказе ему в досрочном назначении страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости досрочно с 20 января 2020 г.
Решением Советского районного суда г. Новосибирска от 11 августа 2020 г. исковые требования Григоренко И.В. удовлетворены частично, постановлено:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 25 февраля 2020 г. N об отказе в досрочном назначении Григоренко И.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) включить в страховой стаж Григоренко И.В. в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев) период трудовой деятельности с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. в ЗАО "Дарья".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) назначить Григоренко И.В. страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 20 января 2020 г.
Определением Советского районного суда г. Новосибирска от 11 августа 2020 г. исправлена описка в дате, с которой Григоренко И.В. следует назначить пенсию, указано с 20 января 2020 г, вместо верного с 14 февраля 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 декабря 2020 г. решение суда первой инстанции отменено в части признания незаконным решения УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 25 февраля 2020 г. N в части невключения периода трудовой деятельности с 4 апреля 2002 г. по 4 ноября 2003 г. и отказа в назначении страховой пенсии с 20 января 2020 г. Григоренко И.В. и включении данного периода трудовой деятельности в страховой стаж и назначении пенсии с 14 февраля 2020 г, принято в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представителем Григоренко И.В. Тури П.Г. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 декабря 2020 г, как незаконного.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела были допущены.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 20 января 2020 г. Григоренко И.В. в возрасте 55 лет 5 месяцев обратился в УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Решением УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) Григоренко И.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В стаж работы на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, пенсионным фондом не включен период работы с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. в ЗАО "Дарья".
При этом ответчиком учтено, что ЗАО "Дарья" представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета на Григоренко И.В. (дата регистрации в системе персонифицированного учета 23 апреля 1999 г.) за период с 1 января 1999 г. по 30 июня 2000 г. без указания кода территориальных условий, при этом отсутствуют сведения о заработке за весь указанный период. Индивидуальные сведения за период с 1 июля 2000 г. по 3 ноября 2003 г. отсутствуют.
Отказывая во включении спорного периода в стаж истца, ответчик также учел, что в соответствии с ответом УПФР в Дзержинском районе г.Новосибирска (межрайонное) от 8 ноября 2019 г. N организация ЗАО "Дарья" не состояла на учете в ПФР как организация, имеющая рабочие места с правом на досрочное пенсионное обеспечение, списки сотрудников, работающих в условиях местности, приравненной к районам Крайнего Севера, не представляла.
Кроме того, ответчик учел, что в ответе от 7 февраля 2020 г. N указано, что отчеты по ведению финансово-хозяйственной деятельности представлены ЗАО "Дарья" только за период с 3 квартала 1993г. по 2 квартал 2000 г.; заработная плата и страховые взносы начислялись за периоды с августа по декабрь 1993 г, с апреля по сентябрь 1994 г, с февраля 1995 г. по июнь 1998 г.; указана численность работников 6 человек и заявленный фонд оплаты труда за 1993-1998 годы.
Таким образом, согласно выводам пенсионного фонда, финансово-хозяйственная деятельность ЗАО "Дарья" не велась с 1 июля 2000 г.; за период с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. заработная плата и страховые взносы в ЗАО "Дарья" не начислялись и не выплачивались.
На основании изложенного ответчик пришел к выводу о том, что период с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 4, частями 2, 3 статьи 8, частью 1 статьи 11, пунктом 6 части 1 статьи 32, частью 8 статьи 13, частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, Перечнем районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшимся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", оценив представленные доказательства, пришел к выводу о том, что период работы истца с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. в ЗАО "Дарья" подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении. Принимая во внимание, что с учетом включенного периода трудовой деятельности истца продолжительность его стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера составляет более 20 лет, соответственно, при наличии необходимого общего страхового стажа, пришел к выводу о том, что истец имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с 14 февраля 2020 г.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил в части признания незаконным решения УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 25 февраля 2020 г. N в части невключения периода трудовой деятельности с 4 апреля 2002 г. по 4 ноября 2003 г. и отказал Григоренко И.В. в назначении страховой пенсии, принял в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований. В остальной части решение суда оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции выводами суда апелляционной инстанции согласиться не может.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
С 1 января 2020 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18, 6.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:
- мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении указанной страховой пенсии по старости применяется Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N1029 "О расширении льгот для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
При этом частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Таким образом, исчисление стажа на соответствующих видах работ при определении права на досрочную страховую пению в связи с работой в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, может осуществляться в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, исчисление периодов соответствующей работы (деятельности), имевшей место до 1 января 2002 г, возможно с учетом применением норм постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П. Согласно данному порядку исчисления ко всем периодам работы, имевшим место до дня вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (до 1 января 2002 г.), могут быть применены нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Подтверждение и подсчет страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, регулируется нормами статей 13, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ"О страховых пенсиях"; Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015; Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В соответствии с пунктом 2 постановлениям Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N258н утвержден "Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
В соответствии с пунктом 3 раздела I "Общие положения" Порядка от 31 марта 2011 г. N258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
- до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 4 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 установлено, что в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Отменяя решения суда первой инстанции в части включения периода трудовой деятельности истца с 4 апреля 2002 г. по 4 ноября 2003 г. и назначении пенсии с 14 февраля 2020 г. суд апелляционной инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается в частности ответом МУ МВД России "Братское" от 12 июля 2019 г. (л.д. 26), что Григоренко И.В. был зарегистрирован по адресу: "адрес" "адрес" период с 3 января 1990 г. по 3 апреля 2002 г. Достоверных, допустимых и достаточных доказательств того, что Григоренко И.В. после 3 апреля 2002 г. по 4 ноября 2003 г. проживал и работал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и соответственно, платил страховые взносы в ПФР, в материалы дела не представлено. Одних лишь сведений в трудовой книжке и свидетельских показаний недостаточно для подтверждения факта осуществления истцом трудовой деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что учетом засчитанного пенсионным органом периода работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (14 лет 3 мес. 13 дней) и судом (3 года 6 месяцев), в общем, период работы в указанных местностях составляет 17 лет 9 месяцев 13 дней. При этом право на установление досрочной страховой пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть с уменьшением возраста (56, 5 лет) у Григоренко И.В. на дату его обращения в пенсионный орган за назначением досрочной пенсии еще не возникло. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения суда в части признания незаконным решения УПФР в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 25 февраля 2020 г. N в части невключения периода трудовой деятельности с 4 апреля 2002 г. по 4 ноября 2003 г. и отказа в назначении страховой пенсии с 20 января 2020 г. Григоренко И.В, и включении данного периода трудовой деятельности в страховой стаж и назначении пенсии с 14 февраля 2020 г, в данной части принял новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
Вместе с тем суд первой инстанции обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Новосибирска (межрайонное), период трудовой деятельности истца с 1 июля 1998 г. по 3 ноября 2003 г. в ЗАО "Дарья" включить в страховой стаж Григоренко И.В. в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяцев).
Однако, выводов о том, что в ином порядке подлежит зачету установленный судом первой инстанции период с 1 июля 1998 г. по 3 апреля 2002 г. (с которым согласился суд апелляционной инстанции), апелляционное определение не содержит, вместе с тем при суммировании учел без льготного исчисления (1 год за 1 год и 6 месяцев).
Кроме того, судом апелляционной инстанции неверно исчислена продолжительность учтенного судом периода с 1 июля 1998 г. по 3 апреля 2002г. как 3 года 6 месяцев, поскольку с 1июля 1998 г. по 30 июня 2001 г. составляет три года, с 1 июля 2001 г. по 31 марта 2002 г. составляет 9 месяцев, с 1 апреля 2002 г. по 3 апреля 2002 г. составляет 3 дня.
Исходя из изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам нельзя признать законным, поскольку оно принято в с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного постановления и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 декабря 2020 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Новосибирский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.