Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Папушиной Н.Ю. и Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 54RS0005-01-2019-000641-04 по иску Салуяна Владимира Владимировича, Салуян Юлии Владиславовны к Мэрии г. Новосибирска о признании права собственности на самовольную постройку
по кассационной жалобе Акционерного общества "Региональные электрические сети" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 3 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г, выслушав объяснения представителя Акционерного общества "Региональные электрические сети" Панасенко Д.Л, поддержавшего кассационную жалобу, представителя Салуян Ю.В. - Тихомирова Е.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Салуян В.В, Салуян Ю.В. обратились в суд к Мэрии г. Новосибирска о признании права собственности на самовольную постройку.
Иск обоснован тем, что Салуян В.В. является собственником земельного участка, расположенного по "адрес", с кадастровым N***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13 ноября 2014 г. На земельном участке находится здание общей площадью 960, 6 кв.м.
Первоначальным собственником земельного участка являлось ООО "Сфера ПЛЮС", которое 24 июня 2012 г. получило в УАСИ Мэрии - Новосибирска разрешение на строительство зданий складского назначения общей площадью 1383, 53 кв.м, частично исполнило разрешение на строительство, возвело здание, однако не осуществило ввод здания в эксплуатацию в установленном порядке, 18 марта 2014 г. произвело отчуждение земельного участка и возведенного здания Салуян В.В. на основании договора купли-продажи.
На момент приобретения указанного земельного участка и возведенного здания Салуян В.В. и по настоящее время находится в зарегистрированном браке с Салуян Ю.В. Соответственно, земельный участок с кадастровым N*** является общей совместной собственностью супругов.
В период времени с 2014 г. по 2016 г. собственником земельного участка Салуян В.В, принявшим в собственность от ООО "Сфера ПЛЮС" земельный участок и здание, возведенное с нарушением процедуры (не введенное в эксплуатацию и иной площадью, нежели та (площадь), которая была указана в разрешении на строительство от 24 июня 2012 г.) был произведен капитальный ремонт здания, благоустройство прилегающей территории, здание эксплуатируется Салуян В.В. Однако, право собственности на здание не оформлено, ввод здания в эксплуатацию уполномоченным муниципальным органом не осуществлен.
Просили признать за истцами право общей совместной собственности на здание, общей площадью 960, 6 кв.м, расположенное на земельном участке по "адрес", с кадастровым N***.
Решением Кировского районного суда г. Новосибирска от 25 октября 2019 г. Салуян В.В, Салуян Ю.В. в удовлетворении исковых требований к Мэрии г. Новосибирска о признании права собственности на самовольную постройку отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 3 декабря 2020 г. решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 25 октября 2019 г. отменено, принято новое решение об удовлетворении исковых требований Салуян В.В, Салуян Ю.В, признано за Салуяном В.В, Салуян Ю.В. право общей совместной собственности на здание, общей площадью 960, 6 кв.м, расположенное на земельном участке по "адрес", с кадастровым N***.
В кассационной жалобе Акционерным обществом "Региональные электрические сети" ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 3 декабря 2020 г, как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Салуян Ю.В. поданы возражения.
Стороны спора надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены не были.
Судом установлено и из материалов дела следует, 24 июня 2012 г. ООО "Сфера ПЛЮС" было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства: зданий складского назначения (площадь земельного участка 9649 кв.м), 1 этап склад N1, общая площадь 1383, 53 кв.м, 2 этап склад N2 общая площадь 1383, 53 кв.м, расположенного по "адрес", срок действия разрешения до 1 апреля 2013 г. (л.д.8 т.1).
18 марта 2014 г. между ООО "Сфера ПЛЮС" (продавец) и Салуян В.В. (покупатель) заключен договор купли-продажи нежилого здания, общей площадью 1383 кв.м, этажность: 1, по "адрес", и земельного участка площадью 9649 кв.м, с кадастровым N*** (л.д.9 т.1).
"данные изъяты"
С марта 2014г. Салуян В.В. является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства здания складского назначения, площадь 9649 кв.м, расположенного в границах участка, адрес ориентира: "адрес" (свидетельство о государственной регистрации права на л.д.7 т.1).
Согласно техническому паспорту по состоянию на 28 марта 2017 г. спорное помещение имеет площадь 960, 6 кв.м, 2016 года постройки (л.д. 10-26 т.1).
В соответствии с техническим заключением ООО "ЮрЖилЭксперт" N от 22 мая 2017 г. строительные конструкции здания склада, расположенного по "адрес", находятся в исправном состоянии, недопустимых прогибов, трещин и дефектов не обнаружено, что соответствует требованиям СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87", СП 20.13330.2011 "Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 31-04-2001*", СП 29.13330.2011 "Полы. Актуализированная редакция СНиП 2.03.13-88", ГОСТ 30674-99 "Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия", ГОСТ 14624-84 "Двери деревянные для производственных зданий. Типы, конструкция и размеры", ГОСТ 31174-2003 "Ворота металлические. Общие технические условия", обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию помещений, не нарушает права и законные интересы граждан (л.д. 27-90 т.1)
Согласно заключению Новосибирского центра инвентаризации и технического учета о подтверждении нахождения объекта недвижимости на определенном земельном участке от 3 апреля 2017 г, здание по "адрес", расположено в границе земельного участка с кадастровым N*** (л.д. 91 т.1).
21 июня 2017 г. Салуяну В.В. выдано уведомление об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ (л.д.93 т.1).
Из акта обследования земельного участка от 26 февраля 2018 г. установлено, что земельный участок с кадастровым N***, принадлежащий Салуяну В.В, расположен в охранной зоне объекта электросетевого хозяйства ВЛ-110 кВ. (л.д. 129-132 т.1).
Акционерному обществу "Региональные электрические сети" (далее- АО "РЭС") принадлежит на праве собственности ВЛ-1 ЮкВ К-19/20, ТЭЦ- 2 Тулинская, протяженностью 12, 8 км, а также линия электропередач ВЛ- 11 ОкВ ч-3/4 Тулинская - Ефремовская, год ввода в эксплуатацию В Л-1 ЮкВ К-19/20, ТЭЦ-2 Тулинская - 1970 г.; год ввода в эксплуатацию линии электропередач В Л-1 ЮкВ ч-3/4 Тулинская-Ефремовская - 1967 г. (свидетельства о государственной регистрации права, технические паспорта на л.д. 119, 120, 122, 124, 125 т.1).
По информации управления Росреестра по Новосибирской области от 19 ноября 2012 г, 16 января 2013 г. сведения о границах охранных зон ВЛ-110 кВ внесены в государственный кадастр недвижимости в 2012- 2013г.г, (л.д. 122, 127 т.1).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (подпункт "б" пункта 8, пункт 9, подпункт "а" пункта 10, пункт 12), ссылаясь на запрет на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию любых зданий и сооружений в охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятия (организации), в ведении которых находятся данные сети, учитывая опасность расположения спорного объекта, возможного поражения граждан электрическим током высокого напряжения, и эксплуатация строения может создавать угрозу жизни и здоровью граждан, установив, что ЛЭП была построена и введена в эксплуатацию в 1967 и 1970 годах, а строительство спорного объекта произведено в 2016 году, то соответственно строительство могло быть произведено только с письменного разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи, самовольно возведенный объект согласно заключению ООО "ЮрЖилЭксперт" является зданием склада, в то время как возведение в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства хранилищ запрещено пунктом 9 указанных Правил ", пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания постройки соответствующей требованиям законодательства, не нарушающей права и охраняемые законом интересы других лиц и не создающей угрозу жизни и здоровья граждан, при этом отклонил заключение судебной экспертизы ООО "Автоматика-АСО" о том, что нахождение спорного объекта в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства не создает угрозу самих объектов электросетевого хозяйства, а также для жизни и здоровью людей, указав, что оно выполнено лицами, не обладающими специальными познаниями в области электроэнергетики.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции, отменила решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 25 октября 2019 г, приняла новое решение об удовлетворении иска Салуяна В.В. и Салуян Ю.В.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2).
В силу положений статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Положениями статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что собственник имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лица, осуществляющего строительство, осуществлять строительство капитального объекта, в том числе с учетом ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами; помимо прочего, могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Абзацем вторым подпункта 2 пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 3 августа 2018 г.) предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для 7 отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации; надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Правительство Российской Федерации постановлением от 24 февраля 2009 г. N 160 утвердило Правила установления охранных зон, которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, границы зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (пункты 1 и 3 Правил). В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2 Правил установления охранных зон). В силу пункта 5 Правил охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон: вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии для линий напряжением ПО кВ (ПО 000 вольт) - 20 м (пункт "а" Требований к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства - приложения к Правилам установления охранных зон). В пункте 10 Правил указано, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Согласно пункту 6 Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации постановлением от 24 февраля 2009 г. N 160, охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
В федеральных законах от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" провозглашен принцип открытости сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном земельном кадастре.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (пункт 2).
В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную постройку недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Сохранение самовольно возведенного объекта недвижимости и признание на него права собственности возможно в случае, если единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, осуществившее самовольную реконструкцию, предпринимало меры, однако уполномоченным органом в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию было неправомерно отказано, при этом сохранение объекта не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 26 данного постановления).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 21 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальные органы) о внесении сведений о данной зоне в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14 мая 2012 г..по делу о проверке конституционности положения абзаца второго части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Гумеровой Ф.Х. и Шикунова Ю.А, право собственности и иные имущественные права - в силу статей 7, 15 (часть 2), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 46 и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости - подлежат защите на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и 10 законных интересов всех участников гражданского оборота - собственников, кредиторов, должников; возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров также должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение соответствующих конституционных норм; сама же возможность ограничений и их характер должны обусловливаться необходимостью защиты конституционно значимых ценностей, включая достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечение которых составляет обязанность государства, а также право каждого на жилище (статья 7, статья 40, часть 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации).
Положения статей 56, 89 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Правил установления охранных зон исходя из конституционно значимых целей ограничения прав и свобод человека и гражданина (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), предусматривают возможность ограничения использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон (зон с особыми условиями использования территории), которые, в свою очередь, обеспечивают энергетическую и экологическую безопасность электрических сетей, т.е. установление этих зон направлено не только на обеспечение сохранности данных объектов при их эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2017 г..N 1915-0).
В пункте 8 Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации постановлении от 24 февраля 2009 г. N 160, установлен запрет осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Судом апелляционной инстанции были установлены обстоятельства того, что расположение спорного объекта недвижимости не влечет нарушение функционирования объектов электросетевого хозяйства, а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан или не может повлечь за собой иные негативные последствия, кроме того, получено письменное решение о согласовании строительства спорного объекта сетевой организации.
Так, согласно заключению повторной экспертизы N от 17 сентября 2020 г, выполненной ФБУ Сибирский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции российской Федерации, здание, расположенное на территории земельного участка по "адрес", не противоречит требованиям, изложенным в Правилах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, Правилах устройства электроустановок (ПУЭ, 7-е издание, глава 2.5), СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в п. 2, п. 4 ст. 42 Правил землепользования и застройки города Новосибирск, в п. 6.17 СП 112.13330.2011, п. 4.2.5 СП 1.13130 2009 и находится в технически исправном состоянии; назначение строения, расположенного по "адрес", соответствует данным, содержащимся в публичной кадастровой карте г. Новосибирска, то есть здание является складским помещением с административной частью.
В результате экспертного осмотра было установлено, что на территории земельного участка с кадастровым N*** по обе стороны от здания расположены объекты электросетевого хозяйства, в связи с чем были определены наименьшие расстояния по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до ближайшей части здания, которые составляют 6, 5 м. с одной стороны, и 8, 2 м. с другой, в результате эксперты пришли к выводу, что месторасположение здания на территории земельного участка по "адрес", не противоречит требованиям и нормам, изложенным в Правилах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон [5], Правилах устройства электроустановок (ПУЭ, 7-е издание, глава 2.5) [6], СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" [7].
Согласно объяснениям экспертов Дударика Е.М. и Чикмарева П.А, подпункты "а" и "б" пункта 9 Правил N 160 в данном случае не подлежат применению, поскольку требования о запрете на складирование или размещение хранилища любых, в том числе горюче-смазочных материалов, к зданиям складов не относится, а в качестве стоянки машин и механизмов, гаражей здание не используется; расположение и состояние здания соответствует требованиям, указанным в письме ЗАО "РЭС" о согласовании размещения склада в охранной зоне ВЛ 110кВ от 8 апреля 2009 г. N 9-13-205.
В соответствии с письмом ЗАО "РЭС" о согласовании размещения склада в охранной зоне ВЛ 110кВ от 8 апреля 2009 г. N 9-13-205, находящимся в проектной документации на склад непродовольственных товаров, согласовано размещение склада непродовольственных товаров по "адрес", в охранной зоне ВЛИОкВ К- 19/20 и 4-3/4, при выполнении следующих условий:
Устройство торговых помещений в сооружаемом здании, а также проведение мероприятий, связанных с большим скоплением людей, в охранной зоне ВЛ110 кВ запрещено.
Стоянка автомобильного транспорта в охранной зоне ЛЭП 110 кВ запрещена (за исключением специально отведенного места на территории склада).
Складирование любых материалов вне помещения склада, посадка высокорослых деревьев, устройство свалок и скоплений снега в зимнее время в охранной зоне ЛЭП запрещается. Кроме того, запрещается складирование горючих и легко воспламеняющихся материалов на территории склада.
Персоналу филиала "ВЭС" в любое время должен быть обеспечен свободный доступ к ВЛ для проведения эксплуатационных мероприятий, а также аварийных ситуациях.
Проект производства работ согласовать с филиалом "Восточные электрические сети" дополнительно.
При установленных судом апелляционной инстанции обстоятельствах, выводу апелляционного суда о том, что земельный участок принадлежит истцам на праве собственности, предыдущему собственнику мэрией г. Новосибирска было выдано разрешение на строительство здания складского назначения, выстроенное здание соответствует действующим строительным, противопожарным, градостроительным и иным требованиям, площадь здания не превышает разрешенную, АО "РЭС" при оформлении проектной документации было согласовано расположение здания в охранной зоне ВЛ, наличии оснований для признания права собственности на спорный объект за истцами, соответствует требованиям приведенного закона.
Доводы кассационной жалобы сводятся к оспариванию выводов суда апелляционной инстанции, противоречащих, по мнению заявителя, Правилам установления охранных зон, которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, границы зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160, подпункту "б" пункта 9, прямо запрещающих размещение складов, стоянок транспорта в охранных зонах воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1000 вольт; письмо ЗАО "РЭС" о согласовании размещения склада в охранной зоне ВЛ 110кВ от 8 апреля 2009 г. N 9-13-205, разрешение на строительство от 24 июня 2012г, выданное Мэрией г. Новосибирска, не имеют для истцов законной силы, поскольку относится к проектной документации прежнего собственника земельного участка ООО "Сфера-ПЛЮС" на строительство в 2009 г, срок их истек; истцами самовольно возведено строение, не соответствующее по техническим параметрам, ни по времени возведения указанному разрешению; разрешение на строительство не снимает запрета на возведение на земельном участке, входящего в охранную зону, спорного здания; выводы экспертного заключения N от 17 сентября 2020 г. противоречат пункту 8, подпунктам "а", "б" пункта 9 Правил N 160, и не обеспечивают безопасное функционирование объектов электросетевого хозяйства.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, за исключением установленных законом случаев, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ).
Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Окончание срока действия разрешения на строительство не является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (статья 26 Закона N 218-ФЗ).
Само по себе истечение срока действия разрешения на строительство заявленного к регистрации объекта на момент подачи заявления о регистрации не препятствует государственной регистрации.
Учитывая изложенное, срок действия разрешения на строительство не является сроком окончания строительства объекта, истечение срока разрешения на строительство не препятствует осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в силу части 21.5 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.
Доводы жалобы о недостатках экспертного заключения, несоответствия его выводов нормативному регулированию спорных правоотношений подлежат отклонению.
Суд апелляционной инстанции установил, что указанное заключение соответствует требованиям положений статьи 86 Гражданского процессуального кодекса РФ и Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", содержит подробное описание проведенного исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, ссылку на использованные правовые акты и литературу, является обоснованным, ясным, полным, последовательным, не допускает неоднозначного толкования.
Подателем жалобы в надлежащем порядке заключение не оспорено.
Иная оценка доказательств к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Доводов, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции, кассационная жалоба не содержит.
Судом разрешен спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона к возникшим спорным правоотношениям. Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судом доказательств допущено не было.
Оснований для иной оценки установленных обстоятельств, исходя из материалов дела, не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановленного по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 3 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Акционерного общества "Региональные электрические сети" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.