Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Шефер И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-475/2020; УИД: 24RS0059-01-2020-000533-75 по иску Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края к Черновой Марине Андреевне о взыскании социальной выплаты, по кассационной жалобе Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края на заочное решение Шушенского районного суда Красноярского края от 24 июля 2020г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14 декабря 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края обратилось в суд с иском к Черновой М.А. о взыскании денежных средств в размере 500000 рублей.
Требования мотивированы тем, что 15 февраля 2019г. с ответчиком заключен договор о предоставлении государственной поддержки на обустройство молодым специалистам, заключившим трудовой договор с сельскохозяйственным товаропроизводителем, по условиям которого истец выплатил ответчику как молодому специалисту, работающему с 30 июля 2018г. в АО "Шушенская птицефабрика", социальную выплату в размере 435000 руб, удержав и перечислив в бюджетную систему Российской Федерации налог на доходы физических лиц (далее по тексту НДФЛ) в сумме 65000 руб.
В свою очередь ответчик по условиям договора обязался в полном объеме возвратить в течение трех месяцев на лицевой счет истца затраченные на предоставление социальной выплаты денежные средства в случае расторжения трудового договора по инициативе получателя социальной выплаты ранее трех лет с момента заключения договора.
Истец указывает, что до истечения установленного в договоре трехлетнего срока работы у сельскохозяйственного производителя, являющегося одним из условий получения социальной выплаты на обустройство молодым специалистам, Чернова М.А. уволилась из АО "Шушенская птицефабрика" 5 июля 2019г. по инициативе работника по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, однако принятые на себя обязательства по договору от 15 февраля 2019 г. не исполнила, денежные средства до настоящего времени не возвращены.
Заочным решением Шушенского районного суда Красноярского края от 24 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14 декабря 2020 г, постановлено:
"Исковые требования Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края удовлетворить частично.
Взыскать с Черновой (до брака Хорунжиной) Марины Андреевны в пользу Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края социальную выплату в размере 435000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Черновой (до брака Хорунжиной) Марины Андреевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 7550 рублей".
В кассационной жалобе представитель Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края Шорохов Л.Н. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта, которым взыскать с ответчика в пользу Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края социальную выплату на обустройство в полном объеме в размере 500000 рублей.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15 февраля 2019г. между Министерством сельского хозяйства Красноярского края и Хорунжиной М.А. (Черновой) заключен договор о предоставлении государственной поддержки на обустройство молодым специалистам, так как последний являлся участником подпрограммы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса края" государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013г. N На основании указанного договора Министерство предоставило Хорунжиной М.А. социальную выплату на обустройство как молодому специалисту, осуществлявшему трудовую деятельность в АО "Шушенская птицефабрика" по трудовому договору от 30 июля 2018 г. N, в размере 435000 руб. (с учетом удержанного и перечисленного НДФЛ в размере 65000 руб.), которую перечислило на счет ответчика, что подтверждается платежным поручением N от 20 февраля 2019 г, сводной таблицей сведений о доходах физических лиц за 2019 год.
До истечения установленного срока ответчик уволена из АО "Шушенская птицефабрика" 5 июля 2019г. по инициативе работника в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Уведомлением от 19 февраля 2020г. истец потребовал от Черновой М.А. возврата предоставленной социальной выплаты на обустройство в размере 500000 рублей в течение трех месяцев.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласилась, полагая их основанными на правильно примененных и истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, которые соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 и пункта 2 статьи 59 Закона Красноярского края от 21 февраля 2006 г. N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края", государственная поддержка кадрового обеспечения агропромышленного комплекса края осуществляется в форме, в том числе, предоставления социальных выплат на обустройство молодым специалистам, молодым рабочим.
Порядок и условия предоставления государственной поддержки, предусмотренной настоящей статьей, в том числе перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для ее получения, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, социальных выплат, порядок возврата средств государственной поддержки в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, утверждаются Правительством края.
Согласно пункту 4.7 Подпрограммы "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса края", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 506-п (в ред. от 14 февраля 2017г, действующий в спорный период) в рамках Государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", социальная выплата на обустройство предоставляется молодым специалистам, молодым рабочим при соблюдении следующих условий:
- трудоустройства по направлению подготовки (специальности, квалификации, профессии) к сельскохозяйственному товаропроизводителю, вновь созданному сельскохозяйственному товаропроизводителю в течение трех лет с момента окончания обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, либо осуществления трудовой деятельности у сельскохозяйственного товаропроизводителя, вновь созданного сельскохозяйственного товаропроизводителя и получения высшего или среднего профессионального образования по направлению подготовки (специальности, квалификации, профессии), соответствующей направлению трудовой деятельности, либо перевода на должность, соответствующую полученной специальности (направлению подготовки, профессии), в течение одного года с момента окончания обучения;
- заключения трудового договора с сельскохозяйственным товаропроизводителем, вновь созданным сельскохозяйственным товаропроизводителем на срок не менее трех лет на условиях, исключающих совместительство или сокращенную продолжительность рабочего времени, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;
- обращения в Министерство сельского хозяйства с заявлением о предоставлении социальной выплаты на обустройство не ранее трех месяцев, но не позднее года с момента заключения трудового договора с сельскохозяйственным товаропроизводителем, вновь созданным сельскохозяйственным товаропроизводителем либо перевода на должность, соответствующую полученной специальности (направлению подготовки, профессии);
- заключения с Министерством сельского хозяйства договора о предоставлении государственной поддержки, предусматривающего обязательство молодого специалиста, молодого рабочего отработать у сельскохозяйственного товаропроизводителя, вновь созданного сельскохозяйственного товаропроизводителя не менее трех лет с момента заключения указанного договора.
В случае расторжения трудового договора по инициативе молодого специалиста, молодого рабочего ранее трех лет с момента заключения договора о предоставлении государственной поддержки, а также в случае нарушения условий, предусмотренных подпунктом 4.7.4 настоящего пункта, молодой специалист, молодой рабочий в течение трех месяцев возвращает на лицевой счет министерства сельского хозяйства денежные средства, затраченные на предоставление социальной выплаты на обустройство, в полном объеме.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, установив, что ответчиком не выполнены условия вышеуказанного договора, поскольку истец досрочно, до истечения трехлетнего срока прекратил трудовые отношения у сельскохозяйственного производителя АО "Шушенская птицефабрика", сведений о трудоустройстве к другому сельскохозяйственному производителю в Министерство не представил, добровольно выплаченную ему сумму не возвратил, суд обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, что полученная ответчиком социальная выплата подлежит взысканию в пользу истца.
Кроме того, вывод суда об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика 65000 руб, удержанных истцом при выплате Черновой М.А. предоставленной социальной выплаты на обустройство как налог на доходы физических лиц, также соответствует нормам действующего законодательства, поскольку в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации, являются доходом, подлежащим налогообложению.
Налоговая ставка в соответствии с пунктом 1 статьи 224 НК РФ устанавливается в размере 13%.
Пунктом 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доход, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 НК РФ налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 231 НК РФ возврат налоговому агенту перечислений в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым агентом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Принимая во внимание, что представителем истца не было представлено доказательств обращения за возвратом в бюджет Красноярского края суммы удержанной при выплате Черновой М.А. налога на доходы физических лиц и отказа налогового органа в возврате суммы удержанного налога, следовательно, правильным является вывод суда о взыскании с ответчика фактически выплаченной ему суммы социальной выплаты.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой и суде апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Дополнительные доказательства, представленные Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края в суд кассационной инстанции в подтверждение доводов кассационной жалобы, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с правилами части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не принимаются.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
заочное решение Шушенского районного суда Красноярского края от 24 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 14 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.