Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Богдевич Н.В, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-667/2020 по иску Резник Ирины Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонному) о включении в льготный стаж периодов работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) на решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 14 октября 2020 г, апелляционное определение Новосибирского областного суда от 19 января 2021 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Резник Ирина Владимировна (далее-Резник И.В, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) (далее- УПФР, пенсионный орган, ответчик) о включении в льготный стаж периодов работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование своих исковых требований она указала, что 02.08.2017 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.20. ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Nот 31.10.2017 ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого льготного стажа (25 лет).
В специальный стаж не включены: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 07.02.1995 по 06.03.1995 (1 месяц), с 23.01.2013 по 28.02.2013 (1 месяц 6 дней), не был применен льготный порядок исчисления стажа для периода работы с 01.04.1994 по 31.08.1994 в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения Краснозерской ЦРБ - не исчислен с применением льготного коэффициента 1 год за 1 год 6 месяцев, за работу в отделении хирургического профиля.
Просила обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости Резник И.В. периоды нахождения на курсах повышения квалификации и применить льготный порядок исчисления 1 год за 1 год 3 месяца - с 07.02.1995 по 06.03.1995, применить льготный порядок исчисления 1 год как 1 год 6 месяцев к периоду работы в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения Краснозерской ЦРБ с 01.04.1994 по 31.08.1994, взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 14 октября 2020 г. исковые требования Резник И.В. удовлетворены.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения Резник И.В. на курсах повышения квалификации: с 07.02.1995 по 06.03.1995 в льготном исчислении, 23.01.2013 по 28.02.2013 в календарном исчислении, исчислить период работы с 01.04.1994 по 31.08.1994 в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения Краснозерской ЦРБ в льготном исчислении один год за один год шесть месяцев.
Взыскан с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) в пользу Резник И.В. возврат госпошлины в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 января 2021 года постановлено:
исключить из решения Карасукского районного суда Новосибирской области от 14 октября 2020 г. выводы о включении периода нахождения Резник И.В. с 23.01.2013 года по 28.02.2013 года на курсах повышения квалификации. В остальной части решение суда оставить без изменения.
В кассационной жалобе ответчика, поступившей в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, содержится просьба об отмене судебных актов суда первой и апелляционной инстанций, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст. 39 Конституции РФ законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. В силу ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Пункт 4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п.п. 1 и 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации постановляет: установить, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:... н) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 "Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года, включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Судом первой инстанции установлено, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) N от 31.10.2017 года Резник И.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (не менее 25 лет). Общий льготный стаж работы истца составил 21 год 05 месяцев 23 дня.
В специальный стаж не включены, в том числе, курсы повышения квалификации: с 07.02.1995г. по 06.03.1995г. (1 месяц), с 23.01.2013 по 28.02.2013г. (1 месяц 6 дней). Период работы с 01.04.1994 по 31.08.1994 в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения Краснозерской ЦРБ не исчислен с применением льготного коэффициента 1 год за 1 год 6 месяцев, как за работу в отделении хирургического профиля.
Судом установлено, что 1.04.1994 года Резник И.В. была принята временно в Краснозерскую ЦРБ на должность медсестры палаты новорожденных родильного отделения на время отпусков на основании приказа N от 01.04.1994 года. 19.11.2003 г. Краснозерская муниципальная центральная районная больница переименована в областное государственное учреждение здравоохранения "Краснозерская центральная районная больница" на основании распоряжения N-р от 27.12.2003 администрации Новосибирской области; 10.02.2006 Областное государственное учреждение здравоохранения "Краснозерская центральная районная больница" переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения "Краснозерская центральная районная больница" на основании постановления главы Краснозерского района N от 27.12.2005; 01.01.2012 муниципальное учреждение здравоохранения "Краснозерская центральная районная больница" переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Краснозерская центральная районная больница".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции обоснованно сослался на то, что в эти периоды истец продолжала работать и за ней сохранялась средняя заработная плата на период ее обучения, на повышение квалификации она направлялась работодателем на основании соответствующих приказов, что связано с особенностями осуществления трудовой деятельности.
При этом, учитывая, что периоду нахождения на курсах повышения квалификации предшествовал период работы Резник И.В, исчисляемый в льготном порядке, ограничений для включения указанного периода в льготный стаж действующим в данный период законодательством не имелось, суд первой инстанций в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской федерации пришел к правильному выводу о включении этого периода в специальный стаж в льготном исчислении.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с данными выводами суда первой инстанции, указав, что они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, при этом указав следующее.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы суда первой и апелляционной инстанций считает правильными.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
В пункте 1 Списка профессий и должностей, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации... - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Приказом Минздрава СССР от 29.12.1983 N 1495 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций" в структуре учреждений здравоохранения отдельно были предусмотрены отделения хирургического профиля: родовое, акушерское, физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое.
Согласно Приказу Минздрава РФ от 29.01.1999 N 28, утвердившему Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), родовое (родильное) отделения отнесены к хирургическим подразделениям.
Кроме того, письмом Минздрава России от 13 ноября 1997 года N 2510/8568-97-32 дано разъяснение о том, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.91 N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" льготное исчисление выслуги лет предусматривается врачам - хирургам всех наименований, а также среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Из письма Минздрава России следует, что структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля.
Предродовые и родовые так называемые родильные отделения (блоки) являются основной структурной единицей акушерских отделений, и поэтому медицинский персонал указанных структур имеет право на льготное исчисление выслуги лет в том же порядке, как и другие врачи и средний медицинский персонал акушерских отделений.
Родовые отделения предусматриваются в учреждениях охраны материнства и детства (родильных домах, перинатальных центрах), которые так же, как и акушерские отделения этих учреждений, относятся к отделениям хирургического профиля.
Учитывая, что родильное отделение относится к отделениям хирургического профиля стационаров, льготный порядок исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет установлен всему среднему медицинскому персоналу, независимо от наименования должности, отделений (палат) хирургического профиля стационаров, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, с чем согласился суд апелляционной инстанции, что период работы Резник И.В. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Доводы кассационной жалобы ответчика аналогичны доводам его апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка в обжалуемом постановлении.
В свою очередь, никаких доводов, направленных на опровержение выводов суда первой и апелляционной инстанций по существу спора, в том числе о неправильном применении норм материального права или о процессуальных нарушениях, повлиявших на итоговые судебные постановления, в кассационной жалобе не содержится.
Указанные выводы основаны на правильной квалификации отношений сторон, правильном определении юридически значимых обстоятельств и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, отвечающей требованиям ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, доводы кассационной жалобы ответчика не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 14 октября 2020 г, апелляционное определение Новосибирского областного суда от 19 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карасукском районе Новосибирской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.