Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Катанаева А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1346/2020 по административному исковому заявлению Аганина Михаила Гелаевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 9 декабря 2020 г., которым административные исковые требования удовлетворены частично, заслушав представителя административного истца Зинченко Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
Аганин М.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости: нежилых зданий с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты". В обосновании требований указывает, что установленная в отношении объектов недвижимого имущества кадастровая стоимость существенно превышает их рыночную стоимость, установленную в соответствии с отчетами об оценке, что нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение налогового обременения.
Решением Краснодарского краевого суда от 9 декабря 2020 г, принятым по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, административный иск удовлетворен частично. В отношении нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" установлена по состоянию на 10 апреля 2020 г. кадастровая стоимость в размере рыночной 112 814 000 руб. В отношении нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" установлена по состоянию на 13 апреля 2020 г. кадастровая стоимость в размере рыночной 113 996 000 руб. В отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена по состоянию на 1 января 2016 г. кадастровая стоимость в размере рыночной 11 859 000 руб.
Этим же решением датой подачи заявления об определении кадастровой стоимости в отношении поименованных объектов недвижимости определено считать 4 сентября 2020 г. С административного истца в пользу ООО "Виктория" взысканы судебные расходы в размере 74 617 руб. за проведение судебной экспертизы.
Административный ответчик департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска в части установления кадастровой стоимости земельного участка. Указывает на незаконность и необоснованность принятого решения, повлекшего снижение налоговых поступлений в бюджет.
От представителя административного истца относительно доводов апелляционной жалобы поступили письменные возражения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя административного истца, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, ее результаты вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
В статье 22 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 237-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) закреплены аналогичные положения.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" в соответствии с положениями Закона об оценочной деятельности по состоянию на 1 января 2016 г. определена кадастровая стоимость земельного участка в размере 17 139 617, 25 руб.
Результаты определения кадастровой стоимости в отношении зданий определены актом об утверждении кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ г. N, и составляют в отношении здания с кадастровым номером "данные изъяты" - 156 576 178, 88 руб, в отношении нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" - 142 407 349, 35 руб.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости объектов недвижимости, административным истцом были представлены отчеты об оценке, исследовав которые, в соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28), суд первой инстанции в целях определения соответствия отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения достоверной рыночной стоимости объектов недвижимости обоснованно назначил судебную оценочную экспертизу, проведение которой поручил ООО "Виктория".
Согласно заключению эксперта ООО "Виктория" ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ N отчеты об оценке административного истца не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, оценщиком нарушены статья 11 Закона об оценочной деятельности, пункты 5, 12 Федерального стандарта оценки (ФСО) N 3, пункты 24г, 24е ФСО N 7. Рыночная стоимость объектов оценки не может быть признана достоверной.
Также экспертом определена рыночная стоимость земельного участка и нежилых зданий на даты оценки. Рыночная стоимость земельного участка на 1 января 2016 г. составила 11 859 000 руб, здания с кадастровым номером "данные изъяты" на 10 апреля 2020 г. составила 112 814 000 руб, здания с кадастровым номером "данные изъяты" на 13 апреля 2020 г. - 113 996 000 руб.
Согласно статье 8 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Оценив экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется.
Суд первой инстанции, оценивая заключение, исходил из того, что составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, выводы судебной экспертизы мотивированы, научно обоснованы, исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе; экспертом приведено описание объектов экспертизы, их местоположения, качественных и количественных характеристик, изложен краткий обзор основных характеристик рынка недвижимости Краснодарского края, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования; выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы, а также соответствует критерием, предъявляемым положениями статей 3, 4 Закона об оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 9 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Судья А.С. Катанаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.