Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Т.А, судей Сиротиной Е.С, Печуриной Ю.А, при ведении протокола помощником судьи Беляк В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело УИД 23OS0000-01-2019-001847-70 по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации "Электроника" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционным жалобам департамента имущественных отношений Краснодарского края, администрации муниципального образования город Сочи на решение Краснодарского краевого суда от 19 января 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав пояснения представителей административного истца Третьякова Р.В, Феоктистовой Е.В, судебная коллегия
установила:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации "Электроника" (далее - ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника", учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, об установлении кадастровой стоимости находящегося на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4 200 +/-72 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - жилищное строительство, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости, по состоянию на 12 декабря 2007 года в размере 50 387 400, 00 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что утвержденная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка в размере 398 437 200, 00 рублей существенно превышает его рыночную стоимость, установленную оценщиком АНО "Сочинская городская лаборатория судебных экспертиз" в отчете N 074/19-О от 16 июля 2019 года, что нарушает права административного истца, являющегося плательщиком земельного налога, расчет которого осуществляется исходя из его кадастровой стоимости.
Решением Краснодарского краевого суда от 19 января 2021 года заявленные требования с учетом выводов судебной оценочной экспертизы удовлетворены; кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка установлена равной его рыночной стоимости в размере 16 703 000, 00 рублей по состоянию на 12 декабря 2007 года на период с 23 января 2009 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, определена дата подачи заявления как 29 ноября 2019 года.
Не согласившись с решением суда, представители департамента имущественных отношений Краснодарского края и администрации муниципального образования город Сочи подали на него апелляционные жалобы, в которых просят обжалуемое решение отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционных жалоб административным истцом поданы письменные возражения.
В судебном заседании представители ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" возражения на апелляционную жалобу поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, а также эксперт Юрченко А.И, о дате, времени и месте его рассмотрения в апелляционном порядке извещенные своевременно и надлежащим образом, в заседание не явились, ходатайств об отложении разбирательства не заявили.
В соответствии с положениями статьи 49, части 4 статьи 247, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционных жалоб, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
В силу пункта 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФГБУ "Санаторий РОП РФ "Электроника" владеет на праве постоянного бессрочного пользования, подтвержденного свидетельством о государственной регистрации от 25 декабря 2015 года, земельным участком с кадастровым номером N, площадью 4 200 +/-72 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - жилищное строительство, расположенным по адресу: "адрес"
Согласно сведениям кадастрового паспорта земельного участка от 14 апреля 2015 года собственником данного земельного участка является Российская Федерация, о чем в государственном реестре недвижимости имеется запись N 23-23-19/075/2008-163 от 24 декабря 2008 года.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 12 декабря 2007 года.
В соответствии со статьей 245 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Согласно доводам административного искового заявления, административный истец, обращаясь в суд, полагая завышенным размер кадастровой стоимости земельного участка, исходил из необходимости защиты своих прав и законных интересов как плательщика земельного налога, что также усматривается из акта налоговой проверки N 11-11/56514 от 8 августа 2018 года, проведенной в отношении учреждения, согласно которому у него имеется недоимка по уплате земельного налога по спорному земельному участку в сумме 1 792 967, 00 рублей, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости в размере 398 437 200, 00 рублей.
Таким образом, административный истец является субъектом регулируемых правоотношений, чьи права и обязанности затронуты результатами определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
В ходе рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции поступило письменное ходатайство Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, выступающего от лица собственника спорного земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, о привлечении к участию в настоящем административном деле, разрешение которого может затронуть интересы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения "О Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея", утвержденного приказом Росимущества от 19 декабря 2016 года N 459, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Исходя из положений статьи 47 КАС РФ, суд привлекает к участию в деле лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 7 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости (статья 47 и часть 3 статьи 247 КАС РФ).
Между тем, суд первой инстанции не разрешилвопрос о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица органа, осуществляющего полномочия собственника федерального имущества, переданного в пользование административному истцу, кадастровая стоимость которого является предметом административного искового заявления.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о допущенном существенном нарушении норм процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции, что влечет безусловную отмену судебного акта и направление дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное выше, устранить допущенные нарушения, принять меры к привлечению к участию в деле лиц, чьи права и законные интересы будут затрагиваться принимаемым решением и вынести решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311, 312 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 19 января 2021 года отменить.
Направить административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации "Электроника" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное определение составлено 14 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.